Dот тут все учтено, как надо.
Теперь очевидно, что соответствующий показатель на сегодня находится на уровне 150%.
В то время как на Западе проявляется тенденция недооценки реальных экономических возможностей КНР, аналогично тому, как долгое время недооценивалась неприятная Япония, в Китае до недавнего времени тоже не имели ничего против того, чтобы на Западе предавались иллюзиям. Китайская политика в вопросе публикации экономической информации всегда базировалась на принципе: с одной стороны, нужно говорить правду, насколько это возможно в столь несовершенном мире, а с другой стороны, по возможности щадить чувства тех многочисленных элементов западной элиты, которые нервно реагируют на чужие успехи, а затем проявляют склонность угробить и успехи, и чужих.
Это, вероятно, основная причина чрезвычайной сложности схем статистического учета в КНР, их низкой прозрачности и наличия в обороте основных статистических изданий данных, как говорят статистики, по разным учетным базам. Или, если выражаться проще, нескольких альтернативных статистических образов состояния китайской экономики. Производство
часов Экспорт часов Импорт
часов ручных прочих 1994 478 685 165 12 1995 482 714 245 17 1996 480 730 243 1997 296 832 321 О сложности информационной ситуации можно судить по такому достаточно хорошо известному с начала 80-х годов факту: в то время, как официальная сельскохозяйственная статистика построена на том принципе, что обрабатываемых земель в стране около 100 млн. га, реально обрабатывается около 140 млн. га. Это, как писал в 1981 г., вероятно,
крупнейший специалист КНР в области землепользования By Чуанчунь в статье Землепользование в самой населенной стране мира, опубликованной Оксфордским экологическим журналом Mazingira, всем известный секрет, как равно и условность сельскохозяйственной статистики вообще (1991, 2, с.20-21). Вопрос этот всплывал и в дальнейшем, а сам факт ножниц между фактической плошадью обрабатываемой земли и ее статистическими размерами признавался на вполне официальном уровне. Но статистика полеводства по-прежнему базируется на том принципе, что обрабатывается около 100 млн. га земли.
Что же касается животноводческой статистики, то она постепенно утратила условность. Публикуемые ныне данные о производстве мяса и яиц вполне реальны. Так, в 1996 г. в КНР было произведено 59 млн. т. мяса против 35 млн. т. в США.
Сомневающимся в том, что ВВП КНР может превышать ВВП США в полтора раза, стоит обратить внимание на эту цифру.
Вот еще несколько примеров, проясняющих характер статистической ситуации.
По данным КСЕ и Китайского экономического ежегодника (КЭЕ), производство подшипников составляло в 1990 г. 669 млн. единиц, в 1991 г. - 731 млн., в 1992 г. - 773 млн. (в СССР в 1989 г. было произведено 1091 млн. подшипников). В 1996 г. КНР экспортировала 669 млн. подшипников (КСЕ, 1998, с.631).
А в 1997 г. КЭЕ опубликовал информацию, что в 1995 г. было произведено 4038 млн. подшипников, однако на 1996 г. была показана цифра в 2 млрд. подшипников, это при том, что суммарное потребление подшипников США и Японией составляло в 80-е годы примерно 4 млрд. единиц.
Любопытная коллизия наблюдается с данными о производстве, экспорте и импорте часов. Вот соответствующие данные из КСЕ (в млн. единиц): В 1995 г. номинальное производство часов в КНР соответствовало не более чем половине фактического экспорта, а в 1997 г. - уже пятой или шестой части.
И, конечно, этот пример - не единственный в своем роде. Надо просто иметь в виду, что такие веши возможны.
Непросто обстоит дело и с репрезентативностью данных о величине ВВП. В этой связи заслуживают внимания следующие обстоятельства:
1. Номинальная величина ВВП КНР определенно не отражает объем производства в теневом секторе. В полеводстве -это десятки процентов производства.
Примерно таково же соотношение теневого и видимого ВВП.
2. Существует фундаментальная неясность в вопросе о том, в каких ценах исчисляется ВВП: в рыночных, реальных или в расчетных. В последнем случае в рыночных ценах ВВП наверняка существенно больше номинального.
То, что эта проблема носит серьезный характер, можно видеть из следующих данных: в 1997 г. валовая продукция промышленных предприятий, имеющих расчетные счета, составляла в неизменных ценах 5244 млрд. юаней (Краткий статистический очерк Китая /КСО/, 1998, с. 112), рост заводских цен с 1990 г. по 1997 г. составил 92%. Казалось бы, в текущих ценах соответствующий показатель - 10,1 трлн. юаней.
Однако в текущих отраслевых ценах показана цифра 6386 млрд. юаней (там же). В фактических ценах она больше, чем в отраслевых текущих ценах, в 1,6 раза.
Аля сравнения: в СССР в 1989 г. оно было 1:1, для РФ в 1999 г. - 45:27, то есть ВВП намного превышал валовую продукцию промышленности.
На 1995 г. картина в КНР была следующей: валовая продукция всей промышленности - 9,2 трлн. юаней, в том числе валовая продукция предприятий, имеющих расчетные счета -5,5 трлн. юаней, и не имеющих расчетные счета - 3,7 трлн. юаней. ВВП - 5,8 (по другим данным - 5,9) трлн. юаней.
Показатель ВВП хорошо соответствует показателю валовой продукции предприятий, имеющих расчетные счета.
Если это так, то вклад в ВВП предприятий, не имеющих расчетные счета, не отражается полностью или в основном.
Обращение к частным данным (КЭЕ, 1997) дает такую любопытную картину. ВВП восьми провинций (Хэйлунцзян, Цзилинь, Цзянси, Юньнань, Гуйчжоу, Шэньси, Цинхай, Хайнань) и 3 автономных районов (Гуанси-Чжуанскому, Нинся-Хуйскому и Синьцзян-Уйгурскому), вместе взятых, составлял в 1995 г. 1,04 трлн. юаней, а валовая продукция всей промышленности - 0,98 трлн. юаней, то есть соответственно 17,8% и 10,7% от соответствующих показателей для всей страны.
Показатели ВВП и промышленного производства для этих регионов соответствуют друг другу. Для остальных же регионов, вместе взятых, показатели валовой продукции всей промышленности (8,2 трлн. юаней) и ВВП (4,8 трлн. юаней) явно не соответствуют друг другу.
Зато показатель ВВП для этих регионов хорошо соответствует показателю валовой продукции предприятий, имеющих расчетные счета (около 5 трлн. юаней).
Можно сделать выводы:
- По примерно 2/3 регионов КНР, на долю которых приходится 9/10 промышленного производства, показатели ВВП действительно не отражают вклад в ВВП сектора экономики, образованного предприятиями, не имеющими расчетных счетов. - Общенациональный показатель ВВП соответствует сумме показателей, сделанных на провинциальном уровне при несогласованности схем расчета ВВП в разных провинциях и зачастую низкой представительности рассчитываемых показателей ВВП.
- Соответственно, и он небезупречен, и есть известные формальные основания рассматривать его как показатель сектора экономики, контролируемого провинциальными властями.
4. Аля китайской статистики, начиная с 1981 г., характерно противоречие между данными о величине оборотных фондов, с одной стороны, и величинах промышленного производства и ВВП, с другой. По данным об оборотных фондах, валовая продукция промышленных предприятий, имеющих расчетные счета, в 80-е и 90-е годы примерно вдвое больше номинальной, а ВВП - в 1,5-2 раза (см.
Россия-XXI, 1998, s7-8, с.49-51).
5. После 1992 г. образовался крупный разрыв между массой денег в обращении в виде наличных и денег на расчетных счетах (М1) и ВВП. По состоянию на 1997 г. агрегат М1 - 3 трлн. юаней (табл.1), ВВП - 7,5 трлн. юаней.
Если же исходить из М1 , то величина ВВП должна быть равна около 15 трлн. юаней.
6.15-летним планом на 1995-2010 гг. предусматривается рост ВВП, по одним данным, в 3 раза, по другим - более чем в 4 раза, то есть до величины 19-25 трлн. юаней. В провинции Хэбей, одной из наиболее развитых, планируется увеличить ВВП с 285 млрд. юаней в 1995 г. до 1200 млрд. в 2010 г. (КЭЕ, 1997, с.460-461).
По Китаю в целом рост будет определенно больше, чем в Хэбее. Запланированный рост производства в натуральном выражении (электроэнергии - в 2,2 раза, угля и стали - примерно в 1,5 раза, цемента - в 1,8 раза) соответствует росту ВВП в 2 раза, что с учетом динамики китайской экономики выглядит вполне реальным.
Соответственно, можно заключить, что планируемые приросты ВВП (на 13-19 трлн. юаней) соответствуют фактическому ВВП на 1995 г. то есть он, грубо, примерно втрое больше номинального.
Имеется масса опубликованных в КНР данных (лишь некоторые из них приведены выше), показывающих, что это возможно (Россия-XXI, 1998, q7-8, c.52-60). Если принять в расчет общий характер информационной политики, децентрализацию процесса производства статистических данных, наличие несомненных элементов статистического хаоса, то становится очевидной целесообразность привлечения для оценки положения дел в экономике и финансовой сфере КНР данных официальных источников, характеризующих не только основной статистический образ экономики Китая, но и дополнительные к нему статистические образы, существенно отличающиеся от основного.
Расширенный ВВП КНР, то есть взятый на максимально расширенной учетной базе в фактических рыночных иенах, определенно много больше номинального.
Есть достаточные основания оценить расширенный ВВП КНР на 1995 г. в 13-19 трлн. юаней, а на 2000 г. в текущих ценах - в 20-30 трлн. юаней и, соответственно, корректировать данные о доходах и расходах системы государственных финансов в целом.
Вот несколько цифр, заслуживающих в этой связи внимания:
- Доходы китайских банков от операций с налогами составили в 1995 г. 52 млрд. юаней, что соответствует по пропорциям 80-х годов массе собранных налогов в 3-5 трлн. юаней (КСЕ, 1996 г., с.228 и 615).
- При суммарном экспорте и импорте в юанях по курсу в 207 млрд. юаней, тарифные поступления составили в 1985 г. 20,5 млрд. юаней, а в 1995 г. при суммарном экспорте и импорте по курсу 2350 млрд. юаней (то есть почти в 12 раз больше) номинальные тарифные поступления - 29 млрд. юаней, то есть в текущих ценах они лишь немногим больше, чем в 1985 г. (в постоянных - почти в 2 раза меньше) и лишь немногим больше 1% от облагаемой суммы (КСЕ, 1996, с.228 и 580).
Это при том, что на Тайване тарифный сбор в начале 90-х годов составлял 7% от облагаемой суммы, а в Японии после либерализации внешней торговли в начале 80-х годов - 4%. Да и ВТО не требует однопроцентного обложения. Очевидно, почти все тарифные поступления вычеркнуты из сферы учета.
Именно так формулируется расширенный в указанном выше смысле ВВП, соответствующий, кстати, оценке американских специалистов в рамках Ооновского Проекта международных сопоставлений ВВП КНР в 1987 который находился на уровне 97% от ВВП США.
Примерно таков, как показано выше, и счет финансовых ресурсов КНР, который давно идет на триллионы юаней и, если исходить из реальной покупательной способности бюджетного юаня (1 юань за 1 долл.), то и на триллионы долларов. Китай может:
- Тратить на каждый привлекаемый юань иностранного капитала несколько собственных юаней на обустройство инфраструктуры, и в масштабах экономики КНР иностранный капитал просто теряется; он заметен в экспортном секторе, но его вклад в объем внутреннего оборота явно незначителен.
- Не бояться, что иностранный капитал его освоит.
- позволить себе вести экономическую и финансовую политику, не оглядываясь на иностранных инвесторов.
- Объявлять о планируемых полетах на Луну и на Марс как о самом обычном деле.
- и точно так же, как о самом обычном деле, - об удвоении военных расходов.
- Зачастую, скажем прямо, проявлять пренебрежительное отношение и к новой России и к грошовым выгодам от экономического сотрудничества с ней, что хорошо видно из сентябрьского заявления Ли Пэна о невозможности ставить экономику сопредельных с Россией территорий Китая в зависимость от российской электроэнергии, пока РАО ЕЭС руководят недружественные к Китаю элементы.
- И не стесняться наступать в порядке самообороны на ноги дяде Сэму.
Уже в 1997 г. Китай имел достаточные золотовалютные резервы, чтобы ни ему, ни связанной с ним китайской экономической обшине в юго-восточной Азии нельзя было просто так наступать на ноги.
Тем не менее, в 1997 г. это было сделано. Жертвой американской операции стал связанный с Пекином китайский капитал стран АСЕАН.
Дальнейшие события разворачивались так:
- На финансовом саммите в Гонконге в сентябре 1997 г. американцев предупреждали, что так поступать нельзя, что спекулятивные атаки на национальные валюты с целью дезорганизации экономик соответствующих стран недопустимы.
- Те посмеивались и заявляли, что не могут отступиться от принципов экономической свободы (судя по последним экономическим судебным процессам в США, когда нужно, об экономической свободе там очень легко забывают).
- После этого в конце октября 1997 г., почти день в день с черной пятницей 1929 г., на гонконгском рынке были обвалены акции западных фондов и компаний, причем дело технически было поставлено так, что сам гонконгский рынок пострадал слабо и очень быстро восстановился, гонконгский доллар вовсе не пострадал.
- Канализированный удар пошел в сторону Лондонской и Нью-Йоркской бирж и, когда Цзян Цзэминь сел за стол переговоров с Клинтоном, Нью-Йоркская биржа была в состоянии обвала (поразительное совпадение; что американцев наказывают, было ясно уже в разгар событий - см. Эксперт, 1997, 44, с.70);
- Серия атак на гонконгский доллар в 1997-98 гг. (психических и фактических) закончилась безрезультатно, план зашиты валюты Гонконга (был такой) сработал отменно. После этого последовал ряд значимых событий:
- Дж.Сорос отошел от дел и написал замечательную книгу, в которой сильно досталось рыночным фундаменталистам (китайцы из АСЕАН в 1997 г. пообешали разорить Сороса).
- Крупномасштабные спекулятивные атаки на национальные валюты прекратились (последней из них, компенсаторной для Америки, явилась успешная атака на российский рубль в августе 1998 г.).
В 1997 г. Китай и китайское предпринимательское сообщество показали, что они в состоянии при определенных обстоятельствах оказывать решающее влияние на мировые финансовые рынки. Однако это не было бы возможно, если бы не огромный объем накопленных Китаем золото-валютных резервов.
Характерной особенностью политики СССР в отношении капиталистической системы была ее исключительная пассивность в финансовой области. Партийные вожди, после Сталина, ждали кризисов, вместо того, чтобы организовывать их.
А в Китае такие веши хорошо понимают.
И причина этого различия в том, что в ходе преобразований 50-х годов старый китайский деловой мир был не уничтожен, а лишь законсервирован в расчете на то, что он может пригодиться, или, во всяком случае, может пригодиться его специфический опыт. Под рукой у китайских руководителей всегда были люди, способные подать дельный совет: как действовать в такой-то обстановке, как решать такие-то задачи, что может и чего не может рынок, какова цена американским обещаниям и т.п.
Более того, одной рукой подавляя капитализм в Китае, на континенте, китайское руководство и в 60-е, и в 70-е годы способствовало развитию китайского капитализма и в Гонконге (что достаточно очевидно), и в странах юго-восточной Азии (что менее очевидно), и, возможно, в США.
Китайская внешняя экономическая империя не могла бы сложиться без этой поддержки. Как она финансировалась в период становления - сложный вопрос. Но несомненно, что экспорт из КНР по бросовым ценам через китайские фирмы-посредники в третьих странах способствовал накоплению стартового капитала.
Точно так же финансировались в 50-е и 60-е годы так называемые дружественные фирмы в Японии. В данном случае решалась задача создания прокитайского лобби в Японии в противовес американскому.
И решалась она эффективно.
Крупномасштабные вложения внешнего китайского капитала в КНР в 90-е годы - по существу и, даже, вероятно, во многих случаях формально, это возврат долга с процентами.
События 1997 г. показали, что в КНР и в китайском экономическом мире в широком смысле слова осознано, что вовсе не обязательно становиться жертвой кем-то организованных процессов в мировой финансовой сфере, что их можно организовать и самим, в своих собственных интересах. И для этого КНР ныне располагает значительными возможностями. В том числе, помимо огромных золотовалютных резервов и активов в виде американских государственных облигаций, которые при случае могут быть очень полезны:
- Позиции, которыми Китай располагает во внешнем китайском экономическом сообществе.
- Гонконгский рынок и гонконгский доллар, хотя потенциал гонконгского рынка в качестве канала влияния сократился после того, как он свое отработал в ходе кризиса 1997 г.
- Система дружественных фирм, выращиваемых в спецзонах с тем, чтобы в конце концов иметь возможность пользоваться их влиянием за пределами Китая (создание потенциала такого влияния, вероятно, основная функция спецзон).
- Система избирательного доступа иностранных фирм на китайский рынок.
Обращает в частности, внимание, что фирмы, которые вкладывают деньги в Китай, практически не вкладывают их в Россию. Очень похоже на то, что работает схема или-или.
Разумеется, всё это не очень согласуется с идеями экономического либерализма. Но кто из тех, кто самостоятельно ведет игру на мировом рынке, принимает всерьез эти идеи? Их принимают всерьез только жертвы мирового рынка.
Кстати, политика открытых дверей - это, по-китайски, политика калитки, открывающейся наружу, но не внутрь.
Возможности воздействия на мировые рынки по различным каналам, которыми сегодня располагает Китай, настолько велики, что если, например, в Пекине сочтут необходимым поднять мировые цены на нефть, то эта задача будет решена. Например, чтобы показать, что не нужно наступать Китаю на ноги.
На Западе настолько хорошо осознали эту перспективу, что в предвидении китайских ударов по доллару поспешили обзавестись второй резервной валютой - евро, которая пока что все же является убежишем от доллара лишь в потенции.
Когда в связи с атакой на Югославию и в особенности в связи с ударом по посольству КНР в Белграде стало распространяться мнение, что США могут защищать свои позиции наступательно, и Китай им нипочем, евро начал падать. А когда стало ясно, что американские возможности впечатления на Китай не производят, евро стал поправляться.
В ближайшем будущем следует ожидать активного использования Китаем разного рода экономических и главным образом финансовых инструментов для обеспечения своих непосредственных экономических интересов.
При современном положении вещей иена может стать основной восточноазиатской валютой только в том случае, если ее начнет выдвигать Китай, а он будет делать это лишь в том случае, если японское руководство в достаточной степени дистанцируется от США, а США не договорятся с Пекином по таким вопросам, как Тайвань, Россия, зоны влияния в Юго-Восточной Азии.
В вопросе ПРО США уже капитулировали перед Китаем (а вовсе не перед Россией). И капитулировали по той же причине, по какой они в 1972 г. заключили соглашение с СССР о неразвертывании крупномасштабной ПРО: сила противостоящей стороны.
Китай в настоящее время располагает на валютном фронте: (1) устойчивым гонконгским долларом, который изначально конструировался как сверхжесткая валюта, и (2) более мягким, но достаточно устойчивым юанем. Слабость юаня с точки зрения мирового рынка - это то, что эра инфляционной экономики (правда, непродолжительная) закончилась в КНР лишь недавно.
С другой стороны, сверхжесткий юань Китаю пока что не нужен, тем более, что эволюция юаня будет повторять эволюцию иены, и уже через 5-10 лет начнется его ревальвация.
Гонконгский доллар сегодня - это вполне эффективный и уже раскрученный заменитель юаня на внешних рынках. По отношению к американскому доллару он находится в той же позиции, что и бумажные деньги по отношению к золоту при системе золотомонетного стандарта (свободная обмена бумажных денег на золотые монеты).
В этом качестве он уже до известной степени потеснил доллар и может потеснить его еше больше.
Китай может играть на двух валютных столах. И отчасти он на них уже играет.
При наличии такого игрока и огромного стоящего за ним потенциала свобода действий США на мировых рынках в течение ближайших 10 лет будет сильно ограничена.
Можно дискутировать, каково соотношение ВВП и объема промышленного производства в КНР и России, или каково соотношение уровня жизни в китайском и российском городе. Но нельзя дискутировать на тему соотношения финансовых возможностей Китая и России.
Россия слаба материально. Но в финансовом отношении она еше слабее.
Счет идет на десятки раз (см. табл., стр. 127) и никаких мер по ее финансовому оздоровлению не проектируется, ибо рыночная экономика может прекрасно работать и приразбалансированном бюджете, примером чего являются США, но не может работать, да еше в либерализованном режиме, при полном отсутствии кредита, при символическом кредите и при монетизации сделок в лучшем случае на 2/3. Результат этого - полное обесценение активов.
Рыночные цены на производственные активы и землю в России таковы, что вся российская земля и вся российская промышленность, которая когда-либо будет выставлена на продажу, может быть выкуплена КНР за половину своего валютного запаса, консорциумом гонконгских банков - без привлечения капиталов государственной банковской системы континентального Китая. Поскольку существует упертость в проведении нынешней финансовой политики, не имеющей аналогов в мире со времен грехопадения Адама и Евы, что бы ни говорили авгуры из МВФ, при наличии такого соседа, как Китай, следует ожидать, что в ближайшие 10 лет КНР (если положение не изменится) купит Россию точно так же, как США некогда купили у царя Аляску. Эта операция может осуществляться следующими способами:
- Прямая скупка российских активов.
- Скупка через посредников (в Восточной Азии очень любят действовать через посредников).
- Допущение сначала скупки российских активов западными инвесторами, а затем перекупка у них этих активов.
Последнее обойдется Китаю в 2-3 раза дороже, чем прямая скупка активов, но зато приобретенная таким путем собственность будет более легитимной.
В любом случае комбинация из специфических эффектов курсе реформ в России и наличия многочисленных охотников приобрести ее активы по дешевке вынудит Китай занять в отношении России активную финансово-экономическую позицию, благо он для этого располагает всеми возможностями.
В течение последних трех столетий Запад абсолютно доминировал в мировой экономике и особенно - в мировых финансах. Появление соцлагеря в последнем отношении мало что изменило.
Однако развитие КНР меняет ситуацию. Цель Китая - не столько доминирование в мировых финансах (доходами от эмиссии юаня миллиард человек не прокормишь), сколько изменение существующего положения, при котором в мировых финансах доминируют США.