d9e5a92d

Я имеет четыре четверти.


- Прошлое, настоящее, будущее - всё подобно слогу ОМ. И где бы ещё ни преступались пределы тройственного времени, то тоже как слово ОМ. Поскольку, поистине, здесь всё есть Брахман; это Я (атман) есть Брахман. То же я имеет четыре четверти.

Состояние бодрствования (джагарита-стхана) является первой четвертью. Состояние сна (свапна-стхана) является второй четвертью. Состояние глубокого сна (сушупта-стхана) является третьей четвертью.

Отличное от трёх приведённых выше состояний, при котором нет ни внутреннего осознания, ни внешнего познания, ни обоих познаний вместе, нет познания массы, нет ни познания, ни непознания, невидимое, неуловимое,..., сущность уверенности, которое является состоянием бытия человека с Я, прекращение развития, спокойствие, великодушие, без второго - (такой), считают, является четвёртая четверть. Он есть Я. Его следует видеть.
Это есть Я в отношении слова ОМ, в отношении его элементов. Элементы (матра) являются четвертями; четверти элементов: буква А, буква У, буква М.
Состояние бодрствования, общее для всех людей, является буквой А, первый элемент от апти (приобретающий) или от адиматвы (быть первым). Поистине, в действительности он обладает всеми желаниями, он становится первым - тот, кто знает это.
Состояние сна, Выдающееся, является буквой У, вторым элементом от уткарши (возвышение) или от убхаятвы (промежуточность). Поистине, в действительности  он возвеличивает продолжительность знания; и он становится равным (самана); ни один несведущий в Брахмане не рождается в семье того, кто знает это.
Состояние глубокого сна, Познавательное, является буквой М, третьим элементом от мити (устанавливающий) или от апити (погружающийся). Поистине, в действительности он устанавливает (миноти) весь этот мир, и он становится его погружением, тот, кто знает это.
Четвёртое является без элемента, с ним нельзя иметь дело, прекращающее развитие, благотворное, без второго.
Таким образом, ОМ действительно является Я, Тот, кто знает это, со своим я входит в Я, да, тот, кто знает это! (Мандукья, все, I-12).
8) В Майтри:
Несомненно, существует две формы Брахмана: имеющий форму и не имеющий форму. Тот, что имеет форму - нереальный; тот, кто не имеет форму - реальный, он есть Брахман, есть свет. Тот свет аналогичен Солнцу. Поистине, то пришло, чтобы иметь ОМ, как свою душу (атман). Он разделил себя (атманам) на три.

ОМ является тремя просодическими единицами (А+У+М). С их помощью весь мир соткан, искривлён и обвязан через Него. Так было сказано: Человек должен поглотиться через него, медитируя о том, что Солнце есть ОМ (Пуруша в твоём Солнце есть Я, ОМ, Вездесущий и Великий).
Теперь где-то было сказано: Затем Удгитха есть ОМ; ОМ есть Удгитха. И так, поистине, Удгитха является твоим Солнцем и оно есть ОМ. По этому поводу было сказано: ...Удгитха, которую называют ОМ, ведущая, блистательная, недремлющая, не имеющая возраста, бессмертная, трехстопная, трёхсложная, а также известная как состоящая из пяти частей, спрятанная в тайном месте (сердце). (Чханд.I.v.1)
Таким образом, было сказано: Трёхчетвертичный Брахман свои корни имеет выше. (Ригведа X.90.3-4; Катха VI.1).
Его частями являются пространство, ветер, огонь, вода, земля и желание. Этот Брахман носит имя Уединённое Фиговое Дерево. Принадлежность к Нему есть великолепие, которое является тем Солнцем, а также великолепием слога ОМ.

Следовательно, человек должен непрерывно подчиняться Ему с ОМ. Он является единственным просветителем человека.
К этому было сказано: Тот слог, действительно, священный (пунья). Тот слог, действительно, высший. Зная этот слог, действительно, все, что человек пожелает, будет его, (Катха II.16; Майтри VI.3-4).
Теперь, где-то сказано: Это, а именно: А, У и М (=ОМ) является звуковой формой этого (Атмана). Женское, мужское и среднее – это половые формы. Огонь, ветер и Солнце - это формы света...

Прана, апана и вьяна - это формы дыхания. Отсюда они должны восхваляться, почитаться и включаться, говоря ОМ. Относительно этого было сказано: Этот слог ОМ, воистину, О, Сатьякама, является обоими: высшим и низшим Брахманом. (Прашна V.2; VI.5)


Теперь где-то было сказано: Воистину, следует медитировать на двух Брахманах: звучащем и незвучащем. Теперь, незвучащий обнаруживается только с помощью звучащего. Теперь, в этом случае, звуком Брахмана является ОМ.

Поднимаясь по нему, человек приходит к концу в незвучащем. Как говорится: Это, действительно, есть путь. Это есть бессмертие.

Это является полным союзом (саюджьятва), а так же миром (нирвритатва).
Теперь, подобно пауку, взбирающемуся с помощью своей паутины (танту), достигается свободное пространство, таким же образом, действительно, медитирующий взбирается с помощью ОМ, достигая независимости (сватантрья). (VI.21-22)
14.5. В период Упанишад не только Брахман, но и его символическое имя АУМ (=ОМ) в значительной мере восхвалялись настолько, что этот слог стал всепроникающим и во все включающимся. Конечно, в этом много поэзии, и это имеет мистический оттенок.

ОМ стал рассматриваться как нечто, становящееся инструментом в уводе человека от внешнего мирского мира, и приводящее его к внутренней реальности, где он мог бы осознать (реализовать) свою истинную природу, так же, как природу Высшего Я. ОМ является средством для достижения этого конца, должен быть использован в свете текстов Упанишад. Таким образом, мы можем выделить несколько аспектов ОМ:
1) АУМ (или ОМ) является священным символом, состоящим из трех букв А+У+М; эти три буквы относятся к бесчисленным мирским и не мирским триадам. Согласно Мандукье, А символирует апти; У - уткаршу; М - мити. Согласно той же Упанишаде, А представляет Праджну, которая может быть тремя именами одного и того же Бога. Свами Даянанда группирует все имена Бога на три группы: А, У и М. Например:
Группа А           Группа У           Группа М
Агни              Вайю                   Адитья
Вират            Хираньягарбха     Ишвара
Вишва           Теджас                Праджна
Бху                Бхува                 Сва
Прана           Апана                  Вьяна
Агни             Индра                  Митраваруна
2) ОМ используется вместе с чтением наизусть ведических мантр: Согласно Панини, АУМ следует декламировать с тройной растяжкой в начале ведических мантр и с такой же тройной растяжкой в конце ведических мантр. Чхандогья (I.iv.4) также предписывает произносить ОМ, когда человек заканчивает Рик, Саман или Яджус.
3) В песнопениях Саман, ОМ произносится с растянутой интонацией, поэтому его назвали Удгитха.
4) В нормальном обращении ОМ используется как указательный слог для согласия, как мы говорим да.
5) ОМ является подходящим слогом для использования перед любым текстом или сценарием. Его обычно произносят ОМ перед каждой главой Упанишады.
Как о помощнике в духовных достижениях, тексты говорят о нем следующее:
а) Человек должен медитировать на слоге ОМ. (Прашна)
б) Подобно тому, как скрытый огонь получается от воздействия на дерево, аналогично этому обе души (крошечная джива и Внутреннее Высшее Я) вызываются использованием ОМ. В этом процессе трения человеческое тело используется как нижняя палочка для трения, а слог ОМ – как верхняя палочка для трения. И, практикуя трение медитации (дхьяна), скрытый Бог становится проявленным. (Шветашватара)
в) Из ОМ делается лук; стрелой является я, а мишенью является Брахман. Мишень может быть пробита неотвлекающимся человеком (апраматтена). (Мундака)
г) Человек, который знает значение ОМ, как описано в Упанишаде, вследствие этого знания, своим я достигает Высшего Я. (Мандукья)
д) Человек должен медитировать на том, что Пуруша находится в том Солнце, или Пуруша расположен внутри собственного человеческого я и действительно является ОМ. (Майтри)
е) Нужно постоянно медитировать с ОМ на Уединённом Фиговом Дереве (Ашваттхе), с его корнями наверху. (Майтри)
14.6. Майтри Упанишада проливает дополнительный свет относительно проблемы медитации на ОМ для духовных целей.
- Аналогия с пауком. Подобно пауку, взбирающемуся с помощью своей паутины (танту) и достигающего свободного пространства, медитирующий поднимается с помощью ОМ и достигает независимости от оков и уз тела.



Содержание раздела