Вчера вечером пришла. Мира.
Ее муж умер несколькими месяцами перед этим. Она пришла, чтобы встретиться со мной после его смерти. Я сказал ей, чтобы она не беспокоилась, что эта рана заживет, что на это уйдет немного времени, где-то около трех месяцев.
Но я сказал, что три месяца это только приблизительное время, потому что все зависит от человека. И вот вчера вечером она пришла и сказала: «Пять месяцев прошло, а боль все еще есть. Конечно, она стала меньше, но она все еще есть, она не ушла. А вы сказали, что через три месяца она уйдет». Я знаю.
Иногда может уйти один год. Иногда может уйти шесть месяцев. Иногда может не пройти даже трех месяцев, достаточно трех дней.
Это время не хронологическое, это психологическое время. Все зависит от вас, от ваших взаимоотношений, от того, какие взаимоотношения существовали между вами и вашим мужем.
И я знаю, что эти взаимоотношения не были хорошими. Вот почему эта рана так долго не заживает. Это выглядит парадоксально, но именно так все и есть. Если вы любили человека, и он умирает, и вы чувствуете печаль, но вскоре вы восстанавливаетесь.
Раны не будет. Вы любили человека, все просто. Но между Мирой и ее мужем взаимоотношения не были хорошими. На протяжении последних лет они были практически разделены. Она хотела любви, но не могла любить.
Она хотела быть с ним, но не могла быть с ним. И теперь мужа нет, и все ее надежды быть рядом с ним ушли вместе с ним. Она жаждала, она хотела, она стремилась, но это не произошло, и теперь этого мужчины больше нет, и возможности больше нет. И теперь ее одиночество запечатано, она не может больше любить этого человека. Когда он был живой, она не могла любить.
Между ними были трудности. Но теперь этого мужчины нет, и у нее нет возможности.
И поэтому эта рана будет затягиваться очень-очень медленно, и даже когда она затянется, останется определенная печаль навечно.
Все, что сложно, очень трудно отбросить. Сложные вещи созревают и отпадают сами собой. Когда плод созревает, он падает.
Естественно, дерево какое-то время чувствует, что ему чего-то не хватает, и потом оно забывает об этом. Все. И на этом все кончено, потому что зрелые плоды должны падать. Каждый должен умереть. Вы любили человека, пока он был жив, вы любили необыкновенно и тотально, вы практически чувствовали удовлетворение, и вы не можете просить большего.
Все было так, как было, и так было слишком много. И вы благодарны, что Бог дал вам столько времени.
Он мог бы забрать этого человека еще раньше, но он дал вам достаточно времени, и вы любили. В любви даже единое мгновение становится вечным. Вы так счастливы, что время останавливается. Короткая жизнь становится очень-очень длинной, безграничной, но этого не произошло с Мирой.
Я могу понять несчастье Миры.
Но она должна столкнуться с этим лицом к лицу и понять это. Здесь вопрос не только в смерти мужа, это не такая большая трудность. Мужья умирают, жены умирают, это не большие трудности, это естественно.
Трудность в том, что она не смогла любить. Это осталось лишь мечтой, желанием в ней, и теперь она не удовлетворена.
Вы не можете снова найти этого человека, поэтому эта глава не может быть завершена, и эта незавершенность действует как рана. Вот почему на это уйдет больше времени, немножко больше.
Психологическое время это ваше внутреннее время, и мы живем в хронологическом времени вместе. Время по Гринвичу. Оно не личное.
Психологическое время личное, у каждого оно свое. Если вы счастливы, ваше чувство времени притупляется. Если вы несчастливы, время удлиняется. Если вы в глубокой медитации, время останавливается. На самом деле, на Востоке состояние ума измеряется благодаря времени.
Если время полностью останавливается, это состояние блаженства. Если время замедляется, то это состояние.
В христианстве говорится, что ад вечен. Бертран Рассел написал в своей книге «Почему я не христианин», в которой он выдвигает множество спорных аргументов и пишет, почему он не христианин.
И один из аргументов таков: «Я не могу поверить в то, что ад может быть вечным, потому что все грехи ограничены. Вы не можете совершить неограниченное количество грехов, поэтому из-за ограниченных грехов не может быть безграничное наказание, это несправедливо».
Этот аргумент простой. Никто не может спорить с Бертраном Расселом, он говорит о простом факте. Он сам говорит: «Если бы меня наказали за все грехи, которые я совершил в своей жизни, то мне было бы достаточно и четырех лет тюрьмы». Причем в эти грехи он включил и те грехи, которые он не совершил, а только думал о них. Самое большее восемь лет.
Пусть еще чуть больше десять, но безграничное время, вечный ад? Тогда Бог становится слишком мстительным, он не выглядит божественным, он выглядит ужасным, кажется, что это просто сам Дьявол.
Из-за того, что вы любили женщину, которая не была вашей женой, вы будете страдать вечно. Это уже слишком.
Вы не совершили такого ужасного греха. Это так свойственно человеку любить и заниматься любовью, и когда вы занимаетесь любовью, очень трудно думать о том, замужем ли эта женщина или нет, потому что любовь практически слепа, она завладевает вами.
Да, Бертран Рассел, кажется, прав, его аргументы кажутся очень основательными. Но я говорю, что эти аргументы неосновательны. Он упустил кое-что, и ни один христианский теолог до сих пор еще не ответил на его вопросы.
Они не могут ответить, потому что они также забыли. Они говорят о теориях, но они забыли о реальности. Когда Иисус говорит, что ад вечен, он имеет в виду психологическое время, а не хронологическое. Да, если бы он имел в виду хронологическое время, то он бы был совершенно нелепым: бросить человека в вечный ад. Но он имеет в виду психологическое время, он имеет в виду то мгновение в аду, которое кажется вечностью.
Оно настолько замедляется, потому что вы чувствуете такие страдания и боль, что даже единственное мгновение кажется вечностью. Вам кажется, что оно никогда не закончится, что ему не будет конца.
ВЫ будете чувствовать, как оно продолжается, продолжается, продолжается.
Он не говорит ничего о времени. Он говорит о ваших чувствах, которые вы испытываете, когда глубоко страдаете, когда глубоко несчастны, и естественно, ад -это вершина боли. Иисус совершенно прав, тогда как Бертран Рассел ошибается.
Но Бертран Рассел неправильно понял слова Иисуса, потому что Иисус не упоминал психологического времени, он говорит «вечный», потому что в те времена легко было его понять. Не нужно было так сильно разграничивать.
Психологическое время это личное время. У вас свое время, у жены свое, у сына свое. У всех оно отлично.
Это одна из причин, по которой существуют конфликты в мире. Вы ждете, и жена кричит через окно: «Я уже выхожу», но она стоит перед зеркалом, а вы ждете. «Уже время, мы опоздаем на поезд», а она сердится из-за того, что вы ее торопите, и вы сердитесь. Что происходит? Каждый муж раздражается, когда он сидит за рулем машины и нажимает на клаксон, а жена все равно опаздывает, она готовится, готовится, готовится. Она все еще выбирает свое сари.
Но поезду все равно, какое сари вы оденете. Поезда уходят вовремя. И муж удивляется: что же происходит?
Два различных психологических времени входят в конфликт.
Мужчина живет в хронологическом времени, а женщина живет в психологическом времени. Насколько я вижу, даже когда женщины пользуются наручными часами, они воспринимают их как браслеты.
Я еще не видел, чтобы они на самом деле пользовались ими по крайней мере, не в Индии. Я всегда видел женщин, которые даже не знали, как сказать, сколько сейчас времени, но у них были наручные часы, прекрасные золотые часы.
Они могли себе это позволить.
Ребенок живет в совершенно другом мире. У ребенка свое собственное психологическое время.
Он никуда не торопится, он живет как в спячке, он не может понять вас. А вы не можете понять его. Вы далеки от него, между вами нет моста.
Когда старик разговаривает с ребенком, он разговаривает с другой планетой. Его слова никогда не достигают ребенка. Ребенок не может понять, для чего так спешить.
Для чего?
Психологическое время совершенно личное, вот почему хронологическое время стало важным. Иначе не было бы места встречи. Вы бы не знали, как действовать вместе, как договариваться. Если бы каждый приходил в офис по своему собственному желанию, то работа в офисе бы не могла продолжаться.
Если каждый приходил бы на поезд по своему собственному времени, поезда не смогли бы уехать с пассажирами, поэтому нужно нечто нейтральное.
Хронологическое время это история, а психологическое время это легенда. В этом отличие между историей и легендой. На Западе историю записывают, а на Востоке записывают легенды. Если вы спросите, когда родился Кришна, точную дату, вы нигде не сможете найти ответа.
И историкам легко доказать, что если вы не можете точно определить дату хронологического рождения, значит, Кришна не был рожден. Если вы не можете определить место и дату рождения, если вы не можете показать это место и время, вообще сомнительно, был ли Кришна.