Для того, кто медитирует, не может быть никакой центральной фигуры. Не должно быть.
Но для того, кто занимается концентрацией, необходимо что-нибудь, на чем можно концентрироваться. Рудольф Штейнер говорит: Христос центральная фигура.
А почему не Будда? Почему не Патанджали? Почему не Махавира? Почему Христос? Для буддистов центральная фигура Будда, а не Христос.
Всем им нужен объект для концентрации, что-нибудь, на чем можно сфокусировать свой ум. Для религиозного человека не существует центральная фигура. Если ваше собственное центральное эго исчезло или исчезает, вам не нужно поддерживать его извне каким-нибудь еще эго.
Этот Христос или Будда это снова эго в каком-нибудь другом месте. Вы создаете полярность «я-ты».
Вы говорите: «Христос, Ты мой учитель», но кто говорит это? «Я» необходимо самоутвердиться. Обратите внимание, послушайте дзэн-буддистов. Они говорят: «Если ты встретишь на пути Будду, немедленно убей его».
Если вы встречаете на пути Будду, немедленно убивайте его, иначе он убьет вас. Не оставляйте ему ни малейшей возможности, иначе он завладеет вами и станет центральной фигурой. Вместе с ним снова возникнет ваш ум.
Вы станете буддистским умом. Вы станете христианским умом.
Для определенного ума нужен определенный объект.
И, конечно, он выступает в пользу скорее Христа, чем Иисуса. Это тоже нужно понять. Так возникает набожное эго. Иисус похож на нас: у него тело человека, он живет обычной жизнью, просто человек. Но для большого эгоиста это не подходит.
Ему нужен очень, очень тонкий образ. Христос ничто иное, как очищенный Иисус. Это похоже на то, как вы делаете из молока сливки, потом масло, а из масла делаете зхо. Гхи это самая чистая, самая важная часть.
Из гхи вы уже ничего не можете сделать. Гхи результат последней очистки, чистый бензин.
Теперь, ничего больше: все закончено. Христос такой же очищенный Иисус. Рудольфу Штейнеру трудно принять Иисуса, и это трудно для всех эгоистов.
Они стараются отбросить его разными способами.
Например: христиане говорят, что он родился от девственницы. Суть заключается в том, что христиане не могут согласиться с тем, что он родился, как все мы, обычные люди. Тогда он тоже будет выглядеть обыкновенным.
Он должен быть особенным, а мы должны быть последователями особенного Учителя. Не то, что Будда, родившийся от обычной человеческой любви, обычного человеческого секса нет, Иисус особенный. Особым людям нужен особый Учитель, родившийся от девственницы. И он единственный Сын, рожденный Богом, единственный. Ведь если у него есть еще сыновья, в нем уже не останется ничего особого.
Христос -только он, увенчанный Богом. Все остальные, самое большее, могут быть посланниками, но они не могут быть такого же уровня и масштаба, как Христос. Христиане делают это по-своему. Но я хотел бы, чтобы вы поняли скорее Иисуса, чем Христа потому что понимание Иисуса приносит блаженство, покой и может очень помочь на пути.
Потому что вы находитесь в положении Иисуса: Христос всего лишь мечта.
Сначала вы должны пройти через то, чтобы быть Иисусом, и только потом, когда-нибудь, в вас появится Христос. Христос тоже состояние бытия, так же как и Будда состояние бытия. Гаутама стал Буддой, Иисус стал Христом.
Вы тоже можете стать Христом, но пока еще Христос слишком далеко. Вы можете думать об этом, создавать об этом философию и теологию, но это не поможет. Прямо сейчас лучше понимать Иисуса, потому что вы именно там. Именно отсюда начинается путь.
Любите Иисуса, потому что через любовь к нему вы полюбите все человечество. Старайтесь понять Иисуса и парадокс, а благодаря этому парадоксу вы сможете почувствовать себя не такими виноватыми.
Благодаря пониманию Иисуса вы сможете больше полюбить себя.
Дальше, христиане продолжают попытки как-нибудь отбросить парадокс Иисуса, создавая понятие Христа. Например: иногда Иисус гневается, и возникает вопрос: что делать? Уладить это очень трудно, потому что он много раз сердился, а это идет вразрез с самим его учением.
Он постоянно говорит о любви, а сам бывает сердит. И он говорит, что врагов надо прощать и не только прощать, но и любить но сам выплескивает свой гнев. В Иерусалимском храме он взял плетку, стал хлестать денежных менял и без чьей-либо помощи вышвырнул их из храма. Он должен был быть по-настоящему зол, разъярен, почти безумен, как примирить это? Способ примирения, который нашли христиане а Рудольф Штейнер основывает свою идеологию на нем это создать Христа, что полностью все примиряет.
Забудьте все об Иисусе, достаньте чистое понятие Христа. Теперь вы можете сказать: «Когда он гневался, он был Иисусом. А когда он сказал на кресте: «Бог мой Отец, прости этих людей, потому что они не ведают, что творят», он был Христом». Теперь этот парадокс может быть разрешен.
Когда он шел с женщинами, он был Иисусом, когда он не разрешил Магдалине прикоснуться к себе, он был Христом. Два понятия помогают разобраться в этом но вы разрушаете красоту Христа, потому что вся красота в парадоксе.
Нет нужды в примирении, потому что внутри Иисуса все примирено. На самом деле, он мог разгневаться, потому что так сильно любил. Он любил с такой громадной силой, что мог разгневаться.
Его гнев не был частью ненависти, он был частью его любви. Знаком ли вам гнев из-за любви. Тогда в чем же дело? Вы любите вашего ребенка: иногда вы шлепаете ребенка, бьете ребенка, иногда вы почти в ярости, но это от любви.
Это не потому что вы ненавидите его. Он так сильно любил я так понимаю Иисуса. Он любил настолько, что совершенно забывал о гневе и не гневался. Так велика была его любовь.
Он не был мертвым святым, он был живой личностью, и его любовь была не философией, он была реальностью. Когда любовь реальность, иногда она может становиться и гневом.
Он был таким же человечным, как и вы. Да, это еще не все. Он был также более чем человечен, но, прежде всего, и в главном он был человечным, человечным с избытком. Христиане пытались доказать, что он был сверхчеловеком, а человечество нечто случайное, необходимое зло для того, чтобы он смог воплотиться в тело. Вот почему он сердился.
Иначе бы он был только чистотой. Такая чистота мертва.
Если это подлинная, реальная чистота, то она не боится нечистоты. Если любовь подлинная, она не боится гнева, если любовь настоящая, она не боится битвы. Это показывает, что даже битва не может уничтожить ее, она выживет.
Есть святые, которые говорят о любви к человечеству, но сами не могут любить ни одного человека. Очень легко любить человечество. Всегда помните: если вы не способны любить, то вы любите человечество. Это очень легко, потому что вам не нужно сталкиваться с человечеством, и человечество не создает вам никакого беспокойства. Один человек может принести много беспокойства, очень много.
А вы можете чувствовать себя очень, очень хорошо, оттого что любите человечество. Как можно любить людей? и вы любите человечество. Вы огромны, ваша любовь велика. Но я вам скажу: любите человека, это главная подготовка для того, чтобы любить человечество.
Это будет трудно, это создаст невероятный кризис, постоянный кризис и вызов. Если вы сможете превозмочь это и не разрушите любовь из-за этих препятствий, а пойдете вперед, усиливая свою любовь до такой степени, что она сможет преодолеть все препятствия мыслимые и немыслимые значит, вы стали целостным.
Христос любил людей, и любил их так сильно, и его любовь была так велика, что она поднялась над отдельными людьми и превратилась в любовь ко всему человечеству. Затем она превзошла человечество и превратилась в любовь к бытию.
Это любовь к Богу.
«Ваши пути мне кажутся другими».
Они не только другие, они прямо противоположные. Во-первых, здесь совсем нет пути. Это не путь или, если вам нравится это слово, можно сказать, что это -путь без пути, дверь без двери. Но это не путь, потому что путь, или дорога, необходим, если ваша реальность от вас очень далека.
Тогда к ней приходится пробираться по дороге. Но я настаиваю на том, что ваша реальность доступна для вас прямо сейчас. Она внутри вас. Чтобы попасть туда, дорога не нужна. На самом деле, если вы отбросите все пути, вы внезапно обнаружите, что находитесь в ней.
Чем дольше вы идете по дороге, тем дальше вы уходите от себя. Дороги сбивают с толку, уводят в сторону, потому что вы уже то, что вы ищете.
Поэтому дороги не нужны, но если вы привыкли мыслить при помощи этих слов, то я вам скажу, что мой путь диаметрально противоположный. Штейнер говорит: нужно мыслить правильно, а я говорю: правильно или неправильно всякое мышление неправильно.
Мышление как таковое неверно, верно не мышление.
«Не будете ли вы так добры, посоветовать мне что-нибудь? Я, в какой-то мере, разрываюсь между тем, что говорите вы и тем, что говорит Штейнер».
Нет, вы должны оставаться в этом напряженном состоянии несколько дней. Я не буду советовать, и не буду помогать. Потому что если я буду советовать и помогать вам, вы можете придти и склониться ко мне, это будет преждевременно. Вы должны, как следует, побороться со Штейнером, прежде чем придете ко мне. А он, конечно, затеет с вами хорошую схватку.
Он так легко вас не отпустит. А я не собираюсь вам помогать для того, чтобы вы перешли на мою сторону. Вы придете ко мне только по своей собственной воле. Когда плод созрел, он падает сам. Нет, я не брошу в него даже маленький камушек, потому что вдруг плод еще не созрел, а камень собьет его вниз, вот будет беда.
Вы должны оставаться в вашем состоянии разорванного ума.