Адам был изгнан. Слово «изгнание» не совсем подходит. Если бы на Востоке писалась Библия, мы бы сказали: «Бог отослал его для того, чтобы он рос», потому что очень трудно расти, если вы постоянно глядите на свою мать, если вы постоянно питаетесь ее молоком.
Вы не сможете расти, вы будете оставаться детьми.
Вы должны полюбить какую-то женщину настолько, что эта женщина скажет вам: «Убей свою мать», и вы начнете думать о том, чтобы это сделать. Вот как Ева преследовала Адама: «Съешь этот плод». В чем важность этой истории? Важность в том, что Адам выбрал Еву, он предпочел ее совет совету Бога.
Это просто. Он сказал: «Хорошо. Не беспокойся. Принеси мне плод».
Он выбрал глупый совет Евы.
И, естественно, женщины не очень-то рациональны. Они живут предчувствиями.
Ей посоветовал так змей. Посмотрите на всю нелепость ситуации.
Просто предчувствие. Но если жена настаивает, муж вынужден следовать ее советам.
Адам был послан в мир, а не изгнан. Как может Бог изгнать кого-нибудь?
Это невозможно. Сострадание не позволит ему это сделать. Просто это часть вашего роста: вы должны уйти подальше, вы должны совершать ошибки, потому что только тогда вы осознаете и станете бдительными, и благодаря вашей собственной осознанности ошибки начнут уходить, и вы вернетесь домой.
Вы всегда будете видеть, что Бог готов приветствовать вас.
Бог это ваш источник, источник всего, что происходит с вами.
Не спрашивайте, почему, как, для чего, ничто не ясно. Да, так и должно быть. Если бы все бы было ясно, вам не нужно бы было расти.
Из-за того, что ничего не ясно, вы вынуждены расти в осознанности, чтобы все стало ясным.
Мулла Насреддин был в больнице. У него были какие-то неприятности с глазами. Через неделю врач сказал ему: «Лекарство помогает тебе, Насреддин?» Тот сказал: «Определенно. Я могу ясно видеть более ясно.
Например: няня становится все более сухой с каждым днем». Если вы можете видеть ясно, естественно, няня будет становиться все суше и суше.
Когда вы плохо видите, тогда каждая женщина кажется прекрасной.
Если все ясно, вам не нужно, чтобы ваши глаза видели ясно. Все и так открыто перед вами, вся игра в этом в том, что ничего не ясно.
Поэтому вам приходится приносить больше ясности в ум, чтобы вы могли выбрать свой путь. Все находится в хаосе, вы должны добиться осознанности внутри, и тогда вы сможете выбирать, вы сможете выбраться из этого хаоса.
Хаос точно присутствует в вас, так и должно быть. Но этот хаос не из-за дьявола, этот хаос из-за Бога.
Представьте себе головоломку. Если все ясно, в чем смысл этой головоломки? Вы даете ее ребенку, перемешиваете части, запутываете ребенка и говорите ему: «Теперь работай над этим».
И когда он работает над этим, он становится более бдительным, более созерцательным, более медитативным, более поглощенным. Но если вы дадите ему разрешенную головоломку, в чем смысл того, чтобы давать ее?
Этот мир головоломка, которую Бог дает нам, специально все запутывает и перемешивает.
Вот что я собираюсь сделать здесь с вами. Когда вы пытаетесь решить головоломку здесь, я снова перемешиваю все и запутываю вас, потому что чем больше вам придется работать над этой головоломкой, тем более осознанными вы станете. Вы хотите, чтобы я дал вам какое-то писание, какое христиане дают своим последователям.
Некоторые люди приходят ко мне, глупые люди, и говорят: «Очень трудно, Ошо, понять из ваших книг, чего вы хотите. Напишите какую-нибудь маленькую книгу, например, как Красная книга Мао Цзэдуна, просто маленькую, ручную такую книгу, которую можно засунуть в карман, в которой в точности вкратце сказано, чего вы хотите».
Я не собираюсь вам давать такую красную книгу, потому что в чем смысл? Она вам понравится, и все; на этом все закончится.
Вам не нужно будет ничего осознавать, вам нужно будет просто смотреть в эту красную книгу, и все будет ясно. Красные книги это бесполезные вещи, их нужно сжечь. Все, что решает ваши жизненные головоломки, становится вашими врагами, потому что когда головоломка разрешается, вы попадаете в бессознательное. Головоломки нужно делать еще более запутанными, вот почему Лао-цзы не может помочь, и тогда я использую Патанджали, а если Патанджали не может помочь, я использую Будду, если у него не получается, я использую Иисуса, Махавиру, и я нахожу таких людей Тилопу, Наропу. Никто ничего не слышал о них.
Я буду продолжать запутывать вас.
И если среди этой запутанности вы становитесь ясными и вещи, которые вас окружают, должны быть ясными, эта ясность должна быть внутренняя. Есть два вида ясности. Одна ясность присутствует в вещах, которые окружают вас, например, мебель расставлена по местам, все на своем месте, но вы сами не ясны. Вещи систематизированы. Вы можете их систематизировать, но есть еще другая ясность.
Все может оставаться так, как есть, но вы можете достигнуть интенсивной осознанности, вы становитесь все более и более бдительными. Вы смотрите на все вещи глубже, вы начинаете видеть более ясно.
Все остается таким же, но вы другие. Это изменение происходит с вами, а не с окружающим миром.
И в этом отличие между коммунистами, социалистами, политиками и религиозными деятелями. Они все сортируют мир: Маркс, Мао, Сталин.
Они все пытаются отсортировать мир, разрешить эту головоломку, чтобы у вас не было никаких беспокойств. Они пережевывают еду для вас, и они пытаются сделать из вас маленьких детей, чтобы вы могли присосаться к груди государства.
Правительство все делает понятным, все национализируется, все ставится на свое место. Поэтому вы просто живете без каких-либо беспокойств.
Я не выступаю за такую систематизацию во внешнем мире. Внешний мир должен оставаться прекрасным хаосом, чтобы вы могли бороться за внутреннюю осознанность. Я надеюсь, что вы можете понять смысл сказанного. Если вы движетесь во тьме ночи, вы движетесь более бдительные, более осторожные.
Но если вы днем движетесь по сверхскоростной трассе в машине, естественно, вам не нужно ничего осознавать, не нужно быть бдительным.
Вы когда-нибудь были в одиночестве в доме с привидениями? Вы не сможете спать. Небольшой шум, мертвый лист падает с дерева в саду и вы подпрыгиваете.
Кошка идет по комнате, и вы подпрыгиваете, небольшое дуновение и вы хватаете факел.
Я слышал об одном человеке, который принял вызов и остался в доме с привидениями, и как раз в то мгновение, когда он собирался идти спать, когда он собирался сесть на свою кровать, он спросил у человека, который принес ему молоко: «Скажи мне одну вещь: в последние несколько лет, здесь происходило что-то из ряда вон выходящее?» И человек сказал: «Нет. Двадцать лет». И этот человек почувствовал себя расслабленно. Двадцать лет прошло. Только двадцать лет назад что-то случилось.
И этот человек начал уходить. И он сказал: «Подожди. Но скажи мне, что случилось двадцать лет назад?» Этот человек ответил: «Двадцать лет назад случилась исключительная вещь. Один человек остался в этой же комнате и на этой же кровати, на которой ты сейчас сидишь. А на следующее утро он спустился вниз, на завтрак.
Никогда больше этого не случалось, и никогда до этого не случалось. Мы даже не ждали, что он придет, но он спустился по лестнице».
Разве вы можете представить, что этот человек может остаться небдительным? Разве вы можете представить, что этот человек уснет? Даже транквилизаторы не смогут ему помочь. Если вы дадите ему морфий, даже морфий не подействует.
Его осознанность станет очень кристаллизованной.
Будда использовал этот метод: он посылал своих учеников на кладбище, чтобы они оставались там на ночь для того, чтобы они были более осознанными, потому что когда вы в одиночестве сидите на кладбище, вы не можете уснуть. На самом деле, вам не нужно прилагать никаких усилий к тому, чтобы быть бдительным.
Осознанность достигается легко. Это действительно прекрасно.
Вы должны попытаться делать это иногда.
Ясность должна прийти к вам в вашем внутреннем качестве сознательности. Как, почему, для чего, ничего не ясно. Это очень прекрасно.
Так и должно быть.
Позвольте мне рассказать вам еще кое-что. Жизнь существует ради себя самой.
Она не имеет никакой внешней ценности, она имеет прирожденную ценность. Никогда не спрашивайте о цели жизни, потому что вы задаете неправильный вопрос. Вы задаете не насущный вопрос.
Жизнь это высшее, и выше нее нет ничего. Жизнь сама по себе прекрасна, она проживается ради себя. Роза это роза, жизнь это жизнь. Еще больше жизни движется к еще большей жизни, но никакой внешней ценности нет.
Вы не можете ответить почему.
И вы можете увидеть смысл этого. Если вы можете ответить на «почему», тогда возникает еще вопрос. Если вы скажете: «Жизнь существует ради Бога», тогда возникает вопрос, для чего существует Бог.
И когда вы даете ответ, возникает новый вопрос. Допустим, вы говорите: «Бог создал жизнь», и тогда возникает вопрос: а кто создал Бога? Нет, я не говорю так. Я говорю, что Бог это жизнь.
Он не может создать жизнь, он и есть жизнь.