Именно поэтому в "Вишну-пуране", после того как достигнуто совершенство в практике сосредоточения (samapatti) на "грубом объекте, введено (avatanta) сосредоточение на "тонком" (sukshma) объекте. ...
- Но почему после того, как йогин овладел более низким уровнем сосредоточения, он овладевает более высоким уровнем? Почему не существует обратной последовательности (viparyaya)?
- На это автор отвечает: "Не овладев предшествующим уровнем сосредоточения, йогин не может...". Так, тот, кто отправляется из Шилахрады к Ганге, не может достигнуть ее, не миновав прежде Мегхаваны.
- Почему в комментарии сказано: "Санъяма йогина, который благодаря почитанию Ишвары овладел более высоким уровнем..."?
- Потому что эта цель, т.е. совершенство, обретаемое на более высоком уровне, может быть достигнута иным способом, т.е. благодаря уже одной преданности Ишваре. Ибо когда действие исчерпало свою функцию (nishpaditakriye karmani), то средство его реализации (sadhana), не вызывающее более ничего специфического, выпадает из известной закономерности.
- Это может быть и так. Из традиционных текстов (agamatah), в общем известно, каково различие между иерархией уровней. Но откуда можно знать, какой из них следует за каким?
Поэтому автор говорит: "Знанию, что этот уровень..." Когда адепт овладел предшествующим йогическим уровнем, это становится основанием для знания того, что происходит на следующем уровне. Это следует понимать в том смысле, что состояние определяется как тождественное йоге, характеризуемой этим состоянием" TV III. 6, с. 121-122.
7.1. В санскритском тексте antaranga.
7.2. Вачаспати Мишра говорит о традиционной иерархии средств, точнее, компонентов йоги (yoganga): "Почему везде речь идет о применении санъямы, но не других пяти средств, хотя и то и другое являются компонентами йоги без каких-либо изъятий?
Патанджали отвечает на это: "...три суть внутренние средства..." Эти три средства реализации сосредоточения, поскольку их объект тот же самый, что и объект йоги, который должен быть реализован (sadhya), называются прямыми средствами, или факторами (anga). Самоконтроль (yama) и прочие таковыми не являются, поэтому они называются внешними средствами, - таков смысл сказанного" TV III. 7, с. 122.
8.1. В санскритском тексте bahirangam nirbijasya.
8.2. Объясняя соотношение внешних и внутренних факторов уже в плане йоги как таковой, т.е. собственно психотехнической практики изменения состояний сознания, Вачаспати Мишра пишет: "Эти три средства реализации являются непосредственными факторами лишь для когнитивного (samprajnata) сосредоточения, то есть при работе сознания с объектом, но не для некогнитивного (asamprajnata - бессознательного) сосредоточения, ибо, раз некогнитивное сосредоточение "лишено семени" (nirbija), для него не существует того же самого объекта, что у этих трех. А поскольку некогнитивное сосредоточение возникает после того, как эти три были прекращены (niruddha) на продолжительное время, и вслед за достижением состояния высшего бесстрастия (paramakashtha), представляющего неколебимое спокойствие знания (jnana), постольку другое его название - высший предел когнитивной йоги.
Поэтому автор говорит: "Эти же три..." ...
Таким образом, то, что определяет (prayojaka) свойство быть внутренним фактором в плане когнитивного сосредоточения - это общность объекта (samanavishayatva), а не простая последовательность. Ибо такая последовательность, которая могла бы наблюдаться, например, в случае преданности Ишваре (ishvarapranidhane) как внешний фактор, сделала бы использование понятия внутреннего фактора логически слишком широким (savyabhichara)" TV III. 8, с. 122.
9.1. В сутре vyutthdnanirodhasamskarayorabhibhavapradurbhavau nirodhakshanachittanvayo nirodhaparinamah.
Vyutthana - активное проявление - обозначает здесь состояние, противоположное, с одной стороны, nirodha (прекращение, или остановка), а с другой - ashaya (латентное, или потенциализированное).
9.2. Санскары (формирующие факторы) продолжают функционировать и при прекращении всех познавательных актов.
Однако то следствие, которое обладает сущностной природой причины (karanatmakam karyam), перестает существовать с исчезновением своей причины. Те последующие аффекты (uttare kleshah) были ранее определены как обладающие сущностью неведения; поэтому их прекращение достигается при устранении неведения.
Однако санскары не являются таковыми в смысле обладания сущностью познавательных актов (pratyaya - содержание сознания), поскольку явление памяти (запоминания) обнаруживается и при давно прекратившемся познавательном акте (chiraniruddhe pratyaya). Поэтому даже при остановленных познавательных актах необходимо заниматься (upasamya) накоплением (upachaya) формирующих факторов остановки (деятельности сознания для их полного устранения (vivritti) - таков смысл комментария Вьясы. Остальное хорошо понятно (sugamam)" TV III.
9, с. 123-124.
10.1. В санскритском тексте tasya prasantavahita.
10.2. "Что представляет собой трансформация сознания, вызываемая "сильной" (balavata) санскарой остановки деятельности сознания, когда активно проявляющиеся формирующие факторы преодолены? Автор поэтому разъясняет: "Его спокойное течение достигается благодаря санскаре".
Спокойное, ничем не возмущаемое течение - это лишь непрерывное течение формирующих факторов остановки, свободное от загрязняющего влияния активно проявляющихся санскар.