d9e5a92d

Удовольствие, страдание и тупость


При этом интеллект есть то, в чем главенствует форма процесса восприятия, а память- то, в чем главенствует форма объектов. Она, память, - двух видов: когда припоминаемое воображаемо и когда припоминаемое невоображаемо. Во сне припоминаемое воображаемо, в состоянии бодрствования - невоображаемо 2.
Все эти воспоминания возникают из опыта, обусловленного истинным знанием, заблуждением, ментальным конструированием, сном и памятью. И все эти формы деятельности сознания по своей сути - удовольствие, страдание и тупость.
Удовольствие, страдание и тупость будут рассмотрены в разделе об аффектах 3: "Страсть коренится в удовольствии, вражда - в страдании, неведение же есть тупость". Все эти формы деятельности сознания дожны быть прекращены. По их прекращении возникает сознательное или бессознательное сосредоточение.

Итак, каков метод достижения их прекращения?
12. Их прекращение достигается благодаря практике и бесстрастию.
Поистине, реке сознания свойственно течь в двух направлениях: она течет и ко благу, она течет и ко злу. Река, которая устремлена к абсолютной обособленности по руслу различения, течет ко благу. Если же она устремлена к сансаре по руслу неразличения, то она течет ко злу. Из этих двух поток, стремящийся к чувственным объектам, перекрывается посредством бесстрастия, а поток, стремящийся к различению, прокладывает себе путь с помощью практики различающего знания.

Таким образом, прекращение деятельности сознания 1 основано на них обоих.
13. Из них практика 1 есть непрерывное усилие по сохранению устойчивости сознания.
Устойчивость есть отсутствие развертывания сознания, невозмущаемость его течения. Практика - это непрерывное усилие, предпринимаемое с данной целью, энергичность, упорство в желании достичь состояния устойчивости и соответствующий образ деятельности по ее реализации.
14. Но она становится прочно укорененной только тогда, когда ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с должным вниманием.
Практика, которой придерживаются в течение длительного времени, придерживаются непрерывно и реализуют ее посредством подвижничества, воздержания, знания и веры, то есть с надлежащим вниманием, становится прочно укорененной. Другими словами, ее цель, то есть устойчивость сознания, не может быть внезапно подавлена возникающими санскарами, - таков смысл сутры.
15. Бесстрастие 1 есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.
Сознание, лишенное влечения к чувственным объектам, таким, как женщины, еда, питье, власть и т. д., и целям, освященным ведийской традицией, - обретению жизни на небе, бестелесности и растворению в первопричине, - даже при наличии связи с божественными или мирскими объектами видящее их несовершенство благодаря способности высшего различения, есть сознание полного преодоления, характеризующееся отсутствием чувственного опыта, свободное от всего, что должно быть отброшено или присвоено. Это и есть бесстрастие.
16. Оно - высшее, когда благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
Видящий несовершенство чувственных и освященных традицией объектов становится безразличным к ним.
Благодаря практике видения Пуруши йогин, разум которого расширен благодаря совершенному различению, прождаемому чистотой этого видения, становится безразличным к гунам как в их проявленной, так и непроявленной сущности.
Таковы два вида бесстрастия. Высшее из них - не что иное, как ясный свет знания. Тот йогин, у которого с появлением этого света возникла способность различающего постижения, размышляет: "Все, что должно быть обретено, обретено; аффекты, которые должны быть избыты, избыты; разорвана неразъемная цепь непрерывности существования, при сохранении которой за рождением следует смерть, а за смертью - новое рождение".
Именно бесстрастие есть высшая цель истинного знания, и абсолютная обособленность связана с ним нераздельным образом.
Далее. Почему прекращение деятельности сознания, достигаемое посредством обоих методов, называется сознательным сосредоточением?


17. Оно - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
Избирательность есть "грубый" опыт относительно объекта сознания, рефлексия - "тонкий". Блаженство есть внутренний подъем. Самость есть сознание единства с собственным "я".
Здесь первая ступень сосредоточения, сопровождаемая всеми четырьмя формами, называется "с избирательностью". Вторая, лишенная избирательности, - "с рефлексией". Третья, лишенная рефлексии, - "с блаженством". Четвертая, лишенная и его, - "только-самость".

Все эти ступени сосредоточения называются "наделенные опорами".
Далее, о бессознательном сосредоточении. Каков метод его достижения и какова его собственная природа?
18. Другое сосредоточение, при котором остаются только формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение деятельности сознания.
Бессознательное сосредоточение - это остановка сознания, при которой прекращается вся его деятельность и остаются лишь санскары, то есть бессознательные формирующие факторы. Метод его достижения - высшее бесстрастие, ибо практика работы с объектом как опорой сознания не может служить средством его реализации. Опорой бессознательного сосредоточения становится причина остановки деятельности сознания, не имеющая предметной реальности. При таком сосредоточении объект отсутствует.

Состояние сознания, которому предшествует такая практика, лишается опоры, как если бы оно было наделено несуществованием.
Так возникает это "лишенное семени" 1 сосредоточение, называемое бессознательным.
Оно, как известно, бывает двух видов: обусловленное методом и обусловленное существованием. Из них сосредоточение, обусловленное методом, свойственно только йогинам.
19. Бессознательное сосредоточение, обусловленное существованием, бывает у бестелесных и растворенных в первопричине существ.
У бестелесных богов бессознательное сосреоточение обусловлено формой существования. Они испытывают состояние, подобное абсолютной обособленности, будучи наделенными сознанием, использующим только собственные санскары, то есть формирующие факторы, а затем переходят в соответствующие их виду формы существования, когда их санскары приносят результат.
Так же и те, кто растворен в первопричине, испытывают состояние, подобное абсолютной обособленности, при которой их сознание, еще не реализовавшее свою задачу, пребывает растворенным в первопричине. И так продолжается до тех пор, пока сознание из-за не выполненной еще задачи 2не возвращается вновь в круговорот бытия.
20. У других существ бессознательному сосредоточению предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость 1.
Для йогинов условием достижения бессознательного сосредоточения является метод. Вера есть ментальная ясность, ибо она защищает йогина, словно заботливая мать. У обладающего такой верой и ставящего своей целью обретение способности различения возникает энергия.

При возрастании энергии у него появляется способность памятования 2, то есть устойчивое удержание объекта в памяти, При наличии памятования сознание достигает невозмутимости и становится сконцентрированным. У того, кто обладает сконцентрированным сознанием, возникает различающая мудрость, с помощью которой он познает истинную природу вещей.
Благодаря применению этих средств и бесстрастию как полагаемой цели и возникает бессознательное сосредоточение 3.
Эти йогины в зависимости от используемого метода - мягкого, среднего или интенсивного - составляют девять классов. Таким образом, йогины различаются как практикующие "мягкий" метод, средний метод и интенсивный метод. Из них те, кто использует "мягкий" метод, также делятся на три типа: наделенные слабой устремленностью, средней устремленностью и сильной устремленностью 4. Аналогичным образом такое же деление существует как среди тех, кто использует умеренный метод, так и среди тех, кто использует интенсивный метод.
Среди тех, кто использует интенсивный метод, и
27. У наделенных сильной устремленностью сосредоточение - в непосредственной близости.
У этого типа йогинов обретение сосредоточения и плода сосредоточения происходит достаточно быстро.
22. Но и в этом случае тоже имеется различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности устремлений.
Существует слабая форма сильной устремленности, умеренная форма сильной устремленности и интенсивная форма сильной устремленности. Поэтому даже среди йогинов, наделенных сильной устремленностью, также есть различие. В силу такого различия досZижение сосредоточения и плода сосредоточения весьма близко для йогина, обладающего слабой формой сильной устремленности, еще ближе оно для йогина, обладающего средней формой сильной устремленности, но наиболее близко оно для того йогина, который наделен интенсивной формой сильной устремленности и следует интенсивному методу.



Содержание раздела