Разум накапливает различные впечатления, которые всегда в распоряжении *оспринимающего. Так происходит потому, что разум не может функционировать без силы Воспринимающего.
У разума нет своего собственного предназначения. Он не может действовать по своей воле. См. сутру 2-21.
4-25
Изменения в азуме, в ощущениях и в теле больше не создают неприятностей.
4-33
ksanapratiyogr parinamaparantanirgrahyah kramah
Что такое последовательность?
Последовательность - это замена текущей характеристики последующей. Любая замена привязана к определенному моменту времени. Замена характеристик, в свою очередь, является основой данного момента.
Момент, являющийся основной единицей времени, и последовательность связаны. Их общей основой является изменение характеристик объекта. Изменения воздействуют на последовательность.
Следовательно, время существенно и является неотъемлемой частью изменения. Порядок изменения это перемены в характеристиках, следующих одна за другой (см. сутры 3-15 и 3-52). В контексте сутры 4-32 изменения, возникающие в объектах восприятия, связаны с различными последовательностями из прошлого, когда они были и непредсказуемыми, и приносящими боль.
Сейчас индивидуум может управлять изменениями.
4-34
purusarthasunyanam ginanam pratiprasavah kaivalyam
svarupapratistha va citisaktiriti
В чем же заключается конечное состояние йоги?
Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в разуме. Это свобода. Другими словами, Воспринимающий больше не окрашивается разумом.
Это безмятежность в действиях, равно как и в бездействии. Нет смысла в обязательствах: брать ли на себя ответственность или отвергнуть ее. Три качества больше не комбинируются для разрушения личности.
Она полностью осознает свое состояние чистой ясности и остается на высшем уровне на всю жизнь. Разум остается преданным слугой хозяина - Воспринимающего.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
в пересказе Алисы Бейли
Из кн.: Алиса А.Бейли. Свет души (1927)
Книга I
ПРОБЛЕМА ЕДИНЕНИЯ
1. (1) АУМ. Следующие инструкции касаются Науки Единения.
2. (1) Это Единение (или йога) достигается подчинением психической природы и сдерживанием читты (или ума).
3. (1) Когда это исполнено, йог знает себя таким, каков он на самом деле.
4. (1) До этого внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными видоизменениями.
5. (1) Состояний ума - пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны.
6. (1) Эти видоизменения (энергии) суть правильное знание, неправильное знание, фантазия, пассивность (сон) и память.
7. (1) Основа правильного знания - правильное восприятие, правильное размышление, и правильное наблюдение (точное свидетельство).
8. (1) Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия.
9. (1) Фантазия основывается на образах, не имеющих реального существования.
10. (1) Пассивность (сон) основывается на состоянии бездействия вритти (или невосприятии чувств).
11. (1) Память есть удержание узнанного.
12. (1) Управление этими видоизменениями внутреннего органа, ума, должно быть достигнуто неустанными усилиями и непривязанностью.
13. (1) Неустанные попытки - это постоянное усилие в сдерживании видоизменений ума.
14. (1) Когда то, что должно быть достигнуто, достаточно оценено, и усилия, направленные к его достижению производятся постоянно и без перерыва, тогда устойчивость ума (удержание вритти) обеспечивается.
15. (1) Непривязанность - это свобода от хотения всех объектов желания, земных или узнанных из предания, и здесь, и в будущем.
16. (1) Результатом совершенства в этой непривязанности является точное знание духовного человека при освобождении от качеств или гун.
17. (1) Сознание объекта достигается концентрацией на его четверичной природе: форме, через исследование; качестве (или гуне), через различающее соучастие; цели, через вдохновение (или блаженство); и душе, через отождествление.
18. (1) Следующая стадия самадхи достигается, когда однонаправленной мыслью внешняя деятельность успокаивается. На этой стадии читта отвечает только на субъективные впечатления.
19. (1) Описанное только что самадхи не проникает за границы мира феноменов; оно не проникает дальше богов, связанных с этим конкретным миром.
20. (1) Другие йоги достигают самадхи и приходят к различению чистого духа через веру, за которой следуют энергия, память, медитация и правильное восприятие.
21. (1) Достижение этого состояния (духовного сознания) быстро для тех, чья воля интенсивно жива.
22. (1) Применяющие подобным образом волю различаются, поскольку её использование может быть интенсивным, умеренным или мягким. Однако есть ещё один путь достижения истинного духовного сознания.
23. (1) Интенсивной любовью к Ишваре достигается знание Ишвары.
24. (1) Этот Ишвара есть душа, нетронутая ограничением, свободная от кармы и желания.
25. (1) В Ишваре, Гурудэве, зародыш всего знания простирается в бесконечность.
26. (1) Ишвара, Гурудэва, будучи не ограничен условиями времени - учитель древнейших Владык.
27. (1) Слово Ишвары - АУМ (или ОМ). Это Пранава.
28. (1) Через звучание этого слова и размышление над его значением, обретается Путь.
29. (1) Из этого приходит осознание Я (души) и удаление всех препятствий.
30. (1) Препятствия к познанию души - это телесное расстройство, умственная инерция, неправильная постановка вопросов, невнимательность, лень, недостаток бесстрастия, ошибочное восприятие, неспособность добиться концентрации, неудача в удержании достигнутого медитативного состояния.
31. (1) Боль, отчаяние, неуместная деятельность тела и неправильное направление жизненных потоков - результаты препятствий в низшей психической природе.
32. (1) Чтобы преодолеть препятствия и им сопутствующее, требуется интенсивное приложение воли к какой-нибудь одной истине (или принципу).
33. (1) Покоя читты (или умственной материи) можно добиться через практику сострадания, мягкости, постоянства намерения и беспристрастности к удовольствию или боли или всем формам добра и зла.
34. (1) Покоя читты также достигают регуляцией праны или жизненного дыхания.
35. (1) Ум можно тренировать в стабильности через те формы концентрации, которые имеют отношение к чувственным восприятиям.