d9e5a92d

Противоположная точка зрения


25.2. Вачаспати Мишра поясняет, что "противоположная точка зрения (т.е. исходный тезис оппонента - purvapaksha) состоит в том, что созревания кармы не происходит, поскольку не существует "находящегося в другом мире" (paralokinah), т.е. другого мира не существует". См.

TV IV. 25, с. 201.
25.3. Ср. также (YS II. 39).
25.4. В санскритском тексте chittadharmairaparamrishta.
28.1. Подробно об элиминации аффектов в "дремлющем" состояни (ashaya) см. YS II.

4, 10-12.
28.2. В санскритском тексте anusherate. Ср. абхидхармистскую интерпретацию anushaya в отрицательном "неблагом" (akushala) смысле АКВ V.
29.1. В санскритском тексте prasamkhyane'pyakusidasya.
29.2. Согласно комментарию Вачаспати Мишры, "автор сутр (sutrakara), определив высшее понимание (prasamkhyana) как средство (uрауа) прекращения новой активизации сознания (vyutthananirodha), описывает затем средство устранения этого высшего понимания" TV IV. 29, с. 203.
29.3. В санскритском тексте dharmamegha (облако дхармы) - высший тип йогического сосредоточения, вследствие которого обретается способность постоянного различающего постижения (vivekakhyati). См. также YS I. 2.
30.1. В санскритском тексте kushita bhavanti.
31.1. По Вачаспати Мишре, смысл этой поговорки (abhanako laukika) состоит в том, что при достижении такого состояния все самое невероятное становится вполне обычным. См. TV IV.

31, с. 204.
33.1. В этом комментарии Вьясы, по-видимому, впервые эксплицитно сформулирована идея вечности как неизменности сущности (tattva, ср. tathata в философии мадхьямики), остающейся самотождественной несмотря на все многообразие трансформации. Согласно Вьясе, санкхья-йога признает два вида вечности: неколебимую вечность (kutasthanityata) Пуруши и вечность трансформации, или изменения (parinaminityata), принадлежащую гунам - базовым составляющим первопричины (prakriti).
33.2. В данном случае эта последовательность (krama) не может быть воспринята через конечный предел существования (aparantanirgrahya).
33.3. В санскритском тексте vibhajya vachaniyam. В буддийской логической традиции так называются вопросы, не допускающие однозначного ответа (ekantika).
34.1. В санскритском тексте pratiprasava, что следует понимать как инволюцию, т.е. возвращение гун в состояние первопричины (prakriti).
Литература
Данный список не является исчерпывающей библиографией вопроса и охватывает лишь непосредственно использованные источники и исследования. Полную библиографию см.: Potter К. Bibliography of Indian Philosophies. Delhi, 1974.
AD - Adhidharmadipa with Vibhashaprabhavritti. Critically ed. by P. S. Jaini. Patna, 1959 (Tibetan Sanskrit Works Series, vol.

IV).
AKB - Abhidharmakoshabhasya of Vasubandhu. Ed. by P. Pradhan. Patna, 1967 (Tibetan Sanskrit Works Series, vol.

VIII).
AS - Abhidharmasamucchaya of Asanga. Ed. by P. Pradhan. Santiniketan, 1950 (Visva-Bharati Studies, 12).
Patanjaladarshanam, - Patanjaladarshanam, or the System of Yoga Philosophy by Maharshi Kapila with the Commentary of Vyasa and the Gloss of Vachaspati Mishra. Ed. and publ. by Pandit Jivananda Vidyasagara. Calcutta, 1895.
Patanjalasutrani. - Patanjalasutrani with the Scholium of Vyasa and the Commentary of Vachaspati. Ed. by T. Sh. Bodas.

Bombay, 1892 (Bombay Sanskrit Series, 46).
SAKV - Sphutartha Abhidharmakoshavyakhya by Yashomitra. Ed. by Unrai Wogihara. Tokyo, 1932-1936.
SN - Samyutta Nikaya. Ed. L. Feer.

L., 1884-1904.
SPS - Samkhya (Pravachana) sutras. Ed. with Vijnanabhiksu's Bhasya by Jivananda Vidyasagara. Calcutta, 1863, 1872, 1906.
SS - Samkhyasara. Ed. by Jivananda Vidyasagara. Calcutta, 1909.
TV - Tattva-vaisharadi. См. Patanjaladarshanam и Patanjalasutrani.
TVM - Trimshika vijnaptimatrata. См. Vijnaptimatra.
VB - Vyasabhashya. См. Patanjaladarshanam и Patanjalasutrani.
Vijnaptimatra. - Vijnaptimatratasiddhi. Deux Traites de Vasubandhu: Vimshatika (la Vingtaine) et Trimshika (la Trentaine) avec le Commentaire de Sthiramati. Original Sanskrit public par S. Levi. Pt.

1 - Texte. P., 1925.
VMS - cm. Vijnaptimatratasiddhi.
YS - Yoga-sutra. См. Patanjaladarshanam и Patanjalasutrani.


Аннамбхатта. - Аннамбхатта. Тарка-санграха (Свод умозрений), Тарка-дипика (Разъяснение к Своду умозрений). Пер. с санскрита, введ., коммент. и историко-философское исследование Е. П. Островской.

М., 1989.
Островская, Рудой, 1987. - Островская Е. П., Рудой В. И. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно-философских систем. - Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987.
Смирнов, 1977. - Смирнов Б. Л. Философские тексты Махабхараты. Ашхабад, 1977, вып. 1, кн. 2.
Фролов, 1964. - Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1964.
Шохин, 1988. - Шохин В. К. Рационализм классической санкхьи: история и типология. - Рационалистическая традиция и современность. Индия. М., 1988.
L'AK - L'Abhidharmakosha de Vasubandhu. Traduit et annote par L. de la Vallee Poussin. Chap. 3. P., 1926,
Apte, 1965. - The Practical Sanskrit-English Dictionary by V. Sh. Apte. Delhi, 1965.
Biardeau, 1964. - Biardeau М. Theorie de la Connaissance et Philosophic de la Parole dans le Brahmanisme Classique. P., 1964.
Biardeau, 1968. - Biardeau М. Etudes de Mythologie Hindou. - Bulletin de l'Ecole Francaise d'Extreme Orient. T. LIV. P., 1968.
Dasgupta, 1920. - Dasgupta S. The Study of Patanjali. Calcutta, 1920.
Dasgupta, 1930. - Dasgupta S. Yoga Philosophy in Relation to other Systems of Indian Thought. Calcutta, 1930.
Dasgupta, 1961-1963. - Dasgupta S. A History of Indian Philosophy. Vol. I-IV.

Cambridge, 1961-1963.
Denis, 1977. - Denis E. La Loka-pannatti et Idees Cosmologiques du Bouddhisme Ancien. T. II P., 1977.
ЕВ - Encyclopaedia of Buddhism. Vol. I-III.

Colombo, 1961-1972.
Guenther, 1957. - Guenther H. Philosophy and Psychology in the Abhidharma. Lucknow, 1957.
Lamotte, 1958. - Lamotte E. Histoire du Bouddhisme Indien. Louvain, 1958.
Levi-Strauss, 1962. - Levi-Strauss C. La pensee sauvage. P., 1962.
Padoux, 1981, - Padoux A. Un Japa Tantrique - Melanges Chinois et Bouddhiques. 1981, vol. XX.
Potter, 1970. - Potter K. Realism, Speech-acts and Truth-gaps. - Journal of Indian Philosophy. Dordrecht, 1970, vol. I, pt. 1.
РЕ - Puranic Encyclopaedia. Delhi, 1978.
Radhakrishnan, 1931. - Radhakrishnan S. Indian Philosophy. Vol. II.

L., 1931.
Rhys Davids, 1938. - Rhys Davids R. A. F. The Birth of Indian Psychology and its Development in Buddhism. L., 1938.
Shastri, 1964. - Shastri D. N. A Critique of Indian Realism. Agra, 1964.
Sinha, 1934. - Sinha J. Indian Psychology: Perception. L., 1934.
Stcherbatsky, 1923. - Stcherbatsky Th. The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word "Dharma". L., 1923.
Stcherbatsky, 1932. - Stcherbatsky Th. Buddhist Logic. Vol.

1. Leningrad, 1932 (Bibliotheca Buddhica. Vol. XXVI).
Vallee Poussin, 1937. - Vallee Poussin L. de la. Le Bouddhisme et le Yoga de Patanjali - Melanges Chinois et Bouddhiques. Vol.

V. Bruxelles, 1937. Wezler, 1983.
Wezler A. Philological Observations of the So-called Patanjalayogasutrabhashyavivarana, - Indo-Iranian Journal. Vol. 25, № 1. Dordrecht, 1983.
Woods, 1914. - The Yoga-System of Patanjali or the Ancient Hindu Doctrine of Concentration of Mind. Transl. from the Original Sanskrit by J. H. Woods. Cambridge (Mass.), 1914.

Harvard Oriental Series, vol. 17.
к началу
Словарь имен
Аватья - мудрец из рода Авата, достигший освобождения в "древние времена".
Агастья - великий мудрец (махариши), которому древняя традиция приписывает сотворение нескольких гимнов "Ригведы". По ведийской мифологии, он, как и другой великий мудрец - Васиштха, был рожден из семени, извергнутого богами Варуной и Митрой при виде прекрасной апсары (небесной девы) Урваши. В индийской мифологии Агастья считается покровителем южной (дравидийской) Индии.
Эпизод, который упоминается в "Йога-бхашье": во время битвы богов и асуров (демонов) последние скрылись в глубинах океана. Рассердившись на океан, давший убежище асурам, Агастья выпил его.
Аджагара - аскет, упоминаемый в "Махабхарате".
Асури - один из первоучителей санкхьи, получивший наставление от мифического мудреца Капилы, которому традиция приписывает создание этой религиозно-философской системы.
Вайнатея, или Гаруда, - мифическая птица, произошедшая от мудреца Кашьяпы и Винаты, дочери великого провидца Дакши. Изображается с головой и крыльями орла и человеческим телом. В индуистской мифологии - средство передвижения (вахана) Вишну.



Содержание раздела