Вступление России в военные действия означало смену экономических приоритетов, что нашло выражение в изменении соотношения темпов развития отраслей и секторов хозяйства. Общий рост производства промышленной продукции обеспечивался за счет отраслей, работавших на оборону (1913 г. = 100): 1914г. – 106%, 1915 г. – 191, 1916 г. – 267,8 и 1917 г. – 168,8%. В прочих отраслях производство сокращалось (1913 г. = 100): 1915 г. – 94%, 1916 г. – 84, 1917 г – 53,8%.
Главными проблемами, определившими характер экономической политики, стали: транспорт, топливо, продовольствие, трудовые ресурсы, финансы.
По железным дорогам перевозилась большая часть грузов. С началом войны железнодорожное строительство, не прекращавшееся со второй половины XIX в., еще более расширилось. В 1916 г. было сдано в эксплуатацию 4193 км железнодорожных путей, а всего за годы войны – около 10 тыс. км.
Большие работы проводились по завершению строительства Сибирской магистрали в Европейской части России. Было сооружено несколько железных дорог на Урале, в Средней Азии; вошли в строй линии Петербург–Мурманск, Вологда–Архангельск.
Тем не менее транспорт представлял узкое место в экономике страны. Осложняло работу железных дорог несколько обстоятельств.
Во-первых, западная часть страны с ее более густой железнодорожной сетью была оккупирована, изменилась направленность и объемы грузопотоков. Дороги, загруженные военными перевозками, не справлялись с подвозом из Сибири и других окраинных районов продовольствия и сырья.
Во-вторых, в условиях войны резко обострилась проблема технического обеспечения подвижным составом. В 1914 г. в России насчитывалось внушительное количество локомотивов – 20 057, из которых 15 047 работали на угле, 4072 – на нефти и 938 – на древесине. Но из них более чм 5 тыс. использовались дольше 20 лет, 2 тыс. – 30 лет, 1,5 тыс. – 40 лет и 147 – 50 лет. Только 7108 локомотивов работали меньше 10 лет.
Поэтому постоянно снижалось количество пригодных к эксплуатации локомотивов. В 1914 г. в рабочем состоянии находилось приблизительно 17 тыс., в 1915 г., несмотря на ввод 800 новых, – только 16 500. В 1916г. число рабочих локомотивов несколько выросло за счет построенных (903) и закупленных за границей (400), но в 1917 г. вновь снизилось и колебалось между 15 тыс. и 16 тыс. единиц. Железной дороге не хватало по меньшей мере 2 тыс. паровозов и 80 тыс. вагонов. Россия почти полностью зависела от английских поставок паровозных двигателей, которые прекратились с началом войны.
Ремонт же их осложнялся нехваткой квалифицированных кадров, мобилизованных в действующую армию. Положение усугублялось недостатком топлива, взяточничеством на транспорте и бесхозяйственностью администрации железных дорог.
Работа транспорта оказалась неразрывно связанной с топливной проблемой.
С декабря 1916 г. началось снижение добычи угля, в Донбассе: за три месяца оно составило 17%. Но железные дороги не смогли обеспечить перевозку и добываемого угля. Так, общее выполнение нарядов на вывоз донецкого топлива составило во второй половине 1916 г. только 66,4% против 74,7% в первой половине того же года. В феврале 1917 г. вывоз добытого угля составлял 53,7% (89,3 млн пудов при норме 166,3 млн пудов). Компенсировать нехватку угля в определенной степени могли заменители – торф (особенно в Центральном районе) и дрова.
Но и здесь вставала проблема их транспортировки до железнодорожных магистралей либо до рек, но не хватало лошадей (их поголовье в 1917 г. составило 65% от уровня 1914 г.) и фуража для них.
В конце 1916г. из-за недостатка угля и нефти начали закрываться заводы. Многие предприятия работали не на полную мощность. В Петрограде из 73 предприятий, простаивавших в декабре 1916 г., 39 закрылись из-за отсутствия топлива и 11 – в связи с прекращением подачи электроэнергии, вызванным нехваткой топлива на электростанциях.
Напряженное положение создалось с продовольственным снабжением армии и промышленных центров.
С хлебом в стране сложилась парадоксальная ситуация: происходило неуклонное нарастание продовольственного кризиса при фактическом избытке ресурсов.
В декабре 1916 г. царское правительство ввело обязательные поставки хлеба в казну по твердой цене. Это ущемляло интересы поставщиков и приводило к срыву заготовок, стимулировало спекуляцию и взяточничество чиновников, особенно на транспорте.
Необходимо учитывать также, что перед войной Россия ввозила из-за границы не только сельскохозяйственные машины, но и простые вещи подобно осям, серпам, косам. В 1915 г. ее собственное производство этих товаров упало до 15,1%, а в 1917 г. – до 2,1%. Значительно сократилось и производство потребительских товаров.
Вступление в войну Турции на стороне стран Тройственного союза привело к серьезнейшим последствиям: к закрытию Босфора и Дарданелл и почти полной изоляции Российской Империи от мирового рынка. Отныне импорт шел только через Архангельск и Владивосток; Россия оказалась в условиях экономической блокады.
Таким образом, нарушалась возможность сбалансированного товарообмена. Крестьянство начало скрывать, а иногда даже уничтожать хлеб. В результате сокращались запасы хлеба, имевшиеся в распоряжении государственных органов.
В первом квартале 1917 г. они упали до критического минимума и составили на 1 марта 20 млн пудов при ежемесячной норме потребления свыше 90 млн пудов.
На фронтах к февральской революции запасов продовольствия было всего на 3–5 дней. Вместо 500 вагонов продовольствия, которые получал Петроград ежесуточно в октябре 1916 г., в январе 1917 г. суточное поступление упало до 269 вагонов, а в феврале – ниже 200. Такое же резкое сокращение наблюдалось и в Москве.
В годы войны ухудшился баланс трудовых ресурсов страны.
Дефицит рабочих рук испытывали все воюющие страны. Франция, например, в обмен на кредиты предлагала России поставлять рабочих. Но в России положение в этой сфере было намного сложнее. Уже к концу 1914 г. число мобилизованных достигло 6,5 млн человек, а через два года – 16 млн.
Из деревень было отозвано свыше половины мужского трудоспособного населения. Общая численность населения, занятого в сельском хозяйстве России (в пересчете на взрослых мужчин), в 1914 г. сократилась до 83,5% (1913 г. = 100), в 1915 г. - до 78,7 и в 1917 г. - до 76,2%. Страна понесла огромные человеческие жертвы – больше, чем какое-либо другое государство, принимавшее участие в войне.
Процент потерь был еще выше в отношении трудоспособных возрастов.
На динамику трудовых ресурсов оказало непосредственное влияние ухудшение продовольственного снабжения городов. Дело в том, что рабочие промышленных центров России были традиционно сильно связаны с деревней. Поэтому нараставшая угроза голода приводила к усилению оттока городского населения, что вызвало необходимость привлечения неквалифицированной рабочей силы из деревни, а также женщин, и массовое мешочничество – поездки с целью обмена промышленных товаров на продукты, следствием чего стало увеличение числа прогулов и существенное падение производительности труда.
Война не могла не отразиться на финансовой системе. Расходы постоянно росли (1914/15 г. - 27,2%, 1915/ 6 г. - 39,6, 1916/17 г. - 49,3% совокупного дохода страны). Одновременно сокращались доходные статьи бюджета (таможенный доход, доходы от железных дорог, лесного хозяйства и т.д.).
Запрещение продажи казенного вина с началом войны, а затем полное запрещение виноторговли привело к ликвидации самой большой статьи доходов бюджета, составляющей 25%, или до 1/4, всего бюджета страны. Повышение акцизов (на табак, спички, бумагу, нефтяные продукты), а также налогов (промыслового, на перевозку пассажиров, грузов и т.д.) не могли компенсировать потери.