d9e5a92d

Узким местом промышленного переворота была металлургия.


Узким местом промышленного переворота была металлургия. Спрос на ее продукцию возрастал, однако производство металла сокращалось. Затяжной кризис этой отрасли объяснялся тем, что в процессе выплавки металла использовался древесный уголь, цены на который росли по мере вырубки громадных лесных массивов, импорт же леса обходился дорого. Производство чугуна становилось малоприбыльным и резко сокращалось. 60% потребностей в металле удовлетворялось за счет ввоза из России, Швеции.

Технический прогресс в этой отрасли тормозился сложностью перехода на новое топливо – каменный уголь. В 1735 г. предпринимателю Дерби удалось, применяя в качестве топлива каменный уголь, получить чистый без примесей металл путем добавления в железную руду негашеной извести. По мере роста спроса на металл это изобретение получало все более широкое применение. Изобретение пудлинговой печи (1784) позволило получить высококачественное железо из чугуна.

Новые технологии помогли преодолеть длительный кризис металлургии, избавиться от импорта металла к началу XIX в. За сравнительно короткий период (1788–1804) выплавка чугуна возросла в три раза. Изменения в металлургии привели к развитию каменноугольной промышленности, для которой имелась солидная сырьевая база и новая техника – паровой двигатель.
Изготовление на мануфактурах машин было не в состоянии обеспечить растущий спрос на них. Они были дороги и не обеспечивали должного качества. Хозяйственная практика требовала механизации производства машин. Технический прогресс в этой области выражался в сознании металлообрабатывающей техники; в 1798 г. был изобретен токарный станок, затем сконструированы сверлильный, фрезерные станки.

Таким образом, формировалась техническая база новой отрасли промышленности –машиностроительной.
В ходе промышленного переворота осуществлялся переход к фабричной форме организации. Использование в прядильном производстве машин с водяным двигателем способствовало внедрению машин, которые можно было применять только в специальных производственных помещениях – фабриках. Первая прядильная фабрика была построена Аркрайтом в 1769 г, В 1790 г. в Англии насчитывалось уже 150 прядильных фабрик. Массовое строительство ткацких фабрик относится к 20–30-м годам XIX в.
Организация крупного машинного производства в хлопчатобумажной промышленности вызвала резкий рост выпуска продукции. За период 1780–1820 гг. производство хлопчатобумажной продукции увеличилось в 16 раз. С конца XVIII в. на основе паровой энергетики создавались фабрики во многих отраслях промышленности.

Даже в типографии газеты Таймс, популярного уже в то время массового издания, был установлен в 1814 г. паровой печатный станок, позволивший увеличить выпуск газеты с 400 до 1100 экземпляров в час.
Промышленный переворот вступил в первой трети XIX в. в заключительную стадию – создание принципиально нового вида транспорта, соответствовавшего индустриальной структуре промышленного производства.
Паровой двигатель сначала нашел применение на водном транспорте. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Локомотив развивал скорость до 12 км в час. Открытие железнодорожной линии хозяйственного значения (от крупного порта Ливерпуль до центра хлопчатобумажной промышленности Манчестера) состоялось в 1829 г. Строительство железных дорог, получившее размах в 40-е годы XIX в., вызвало резкий спрос на продукцию отраслей тяжелой промышленности.

Оно стало одним из ведущих факторов последовавшего за промышленным переворотом мощного экономического подъема. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение товаров, удешевить стоимость их перевозок, способствовало развитию внутреннего и внешнего рынков.
Изменения в структуре хозяйства Англии. В результате промышленного переворота и последовавшего за ним промышленного подъема 1850–1870 гг. коренным образом изменилась отраслевая структура экономики Англии. Из аграрной она превратилась в мощную индустриальную державу.

В 1870 г. в промышленности (включая строительство) было сосредоточено около 50% трудовых ресурсов страны; 86% населения Англии проживало в .городах и рабочих поселках. Интенсивный процесс урбанизации был связан с бурным ростом новых промышленных центров на севере страны (Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, Лидс и др.).


Со второй половины XIX в. наиболее динамичным сектором экономики становится тяжелая индустрия, догнавшая к 1860 г. по темпам роста легкую промышленность. В следующем десятилетии прирост производства в отраслях тяжелой промышленности составил 9,3%, легкой - 6,7%. Мощным импульсом ускорения развития тяжелой индустрии явился рост спроса на разнообразную технику со стороны европейских стран и США, где в это время проходил промышленный переворот.

Тяжелая промышленность, ранее работавшая на внутренний рынок, начала ориентироваться на экспорт, который рос опережающими темпами по сравнению с увеличением производства.
Однако доминирующей отраслью промышленности вплоть до начала XX в. оставалась текстильная, в которой хлопчатобумажное производство давало 1/3 стоимости английского экспорта (1870).
Формировавшийся в Англии в результате промышленного переворота новый индустриальный тип производства обеспечивал выпуск конкурентоспособной продукции; его масштабы намного превосходили возможности внутреннего рынка. Страна превращалась в экономического лидера, производя 1/3 мировой промышленной продукции, давая более половины мирового производства хлопчатобумажных изделий, металла, угля (уступая по численности населения всем капиталистическим государствам).
В этих условиях государственная экономическая политика, построенная на принципах протекционизма, сдерживала свободу предпринимательства. В 1823–1827 гг. наиболее радикально настроенные члены правительства приступили к разработке принципов политики свободной торговли. Дополнительные денежные поступления, полученные благодаря хорошим урожаям, росту предприимчивости, дали возможность погасить часть громадного государственного долга и уменьшить таможенные пошлины на сырье и некоторые готовые изделия (с 50 до 20%).
Важная роль в построении этой политики отводилась принципам взаимности в отношениях с иностранными государствами. Смягчение Навигационного акта коснулось ряда стран, получивших льготы при использовании своего флота в торговле с Британской империей. Введение подоходного налога на богатых в 1842 г. позволило увеличить поступления в казну, что способствовало освобождению 430 видов товаров, ввозимых в Англию, от таможенных пошлин (в 1842–1845 гг.).
Выработка новой политики происходила в условиях острейшей борьбы между протекционистами и сторонниками свободной торговли. Отстаиванию принципов экономического либерализма посвятил свою парламентскую деятельность в 1819–1823 гг. великий английский экономист Д. Рикардо. Серьезным препятствием для свободной торговли являлся аграрный протекционизм. В 1814 г. в связи с заключением кратковременного мира в Англию хлынул поток иностранного зерна, вызвавший снижение внутренних цен на хлеб на 1/3, что привело к уменьшению земельной ренты.

В ответ на это крупные землевладельцы добились от парламента отмены вывозных пошлин на хлеб, принятия закона в 1815 г., согласно которому импорт хлеба разрешался только в случае установления на внутреннем рынке чрезвычайно высоких цен на него.
Хлебные законы, обеспечивая крупным землевладельцам увеличение доходов, противоречили интересам всего остального населения. Ограничение ввоза зерна, во-первых, тормозило развитие внешней торговли, поскольку на товары, экспортируемые Англией, повышались таможенные пошлины; во-вторых, способствовало сохранению высоких цен на хлеб внутри страны, что вызывало повышение цен на другие товары, как сельскохозяйственные, так и промышленные. Предприниматели были вынуждены платить более высокую заработную плату своим рабочим.

Поэтому в Англии в течение всей первой половины XIX в. росло движение, объединившее различные слои населения – производителей, потребителей, лиц наемного труда, предпринимателей, – направленное против хлебных законов; создавались специальные общественные организации – Лига борьбы против хлебных законов, Ассоциации против хлебных законов в промышленных центрах и т.д.
Критическая ситуация, сложившаяся в стране в 1845 г. – неурожай и, как следствие, голод, – заставила парламент пойти на отмену хлебного законодательства. Вслед за этим знаменательным событием, которое современники, сторонники свободной торговли, характеризовали как самую значительную реформу в истории Англии, последовала ликвидация (1849) Навигационного акта, открывшая английские порты кораблям всех стран.
В начале 50-х годов XIX в. были отменены все пошлины на сырье и полуфабрикаты, значительно снижено обложение готовых изделий, что дало возможность Англии добиться от многих стран соответствующего снижения пошлин на собственные товары и заключить на этой основе в 60-е годы торговые соглашения на принципах взаимного благоприятствования.
Под давлением входящей в силу промышленной буржуазии, выступавшей в защиту более выгодной для нее свободной торговли, государство было вынуждено пойти на ограничения монопольных прав колониальных торговых компаний. В 1833 г. самая крупная из них – Ост-Индская – лишилась всех торговых привилегий, а в 1858 г. она была ликвидирована.



Содержание раздела