d9e5a92d

Сенсацией стало появление американских машин


Сенсацией стало появление американских машин на первой всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 г. Для изучения американского опыта из Англии в США была направлена специальная экспертная комиссия, в докладе которой указывалось, что причины исключительного успеха американцев в производстве машин заключались в острой нехватке рабочих рук, наличии огромного внутреннего рынка, высоком уровне образования, широком использовании зарубежного опыта.
К началу 60-х годов XIX в. фабричный тип производства утвердился в важнейших отраслях американской индустрии. Первостепенными экономическими показателями успехов промышленной революции являлись достижение убедительного перевеса продукции промышленного сектора над домашними промыслами, выдвижение США на второе место в мире по производству промышленной продукции, радикальные сдвиги в структуре хозяйства. Уже в 1840 г. текстильные фабрики производили в полтора раза больше продукции (по стоимости), чем домашние промыслы.

Мелкие предприятия устаревшего типа в 1860 г. давали всего 5% продукции машиностроения, 10–20% металла и т.д.
По переписи 1860 г. в США насчитывалось 140 433 промышленных предприятия, стоимость их годовой продукции достигла 1,9 млрд долл., на них было занято 1,3 млн рабочих. С 1827 по 1860 г. объем промышленной продукции в стране возрос в восемь раз. Общая сумма капиталов, вложенных в промышленность с 1820 по 1860 г., возросла с 50 млн до 1 млрд долл.

В итоге быстро возрастал удельный вес США в мировом промышленном производстве. В 1820 г. он составлял лишь 6%, а в 1860 г. достиг 17%.
Радикальные сдвиги в отраслевой структуре экономики выражались прежде всего в том, что уже в 1850 г. промышленная продукция по стоимости превзошла сельскохозяйственную. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, снизилась с 90% в конце XVIII в. до 60% в начале 60-х годов XIX в. За несколько десятилетий практически на пустом месте выросли гигантские промышленные центры: Цинциннати (в 1860 г. – третий по числу промышленных рабочих после Филадельфии и Нью-Йорка), Чикаго (который еще в 1832 г. был простым фортом, а в 1840 г. являлся городом), Кливленд, Сент-Луис и др. Жители городов составляли в 1860 г. почти 20% населения США,
Качественные изменения произошли внутри промышленного сектора, они свидетельствовали о том, что страна уверенно вступила на путь индустриального развития. По темпам роста в 40–60-е годы XIX в. тяжелая промышленность опережала другие отрасли. Так, производство хлопчатобумажных тканей увеличилось в 1,5 раза, в то время как выплавка чугуна – в 2,6 раза, добыча каменного угля – в 7,2 раза, но при этом по стоимости продукция пищевой и легкой промышленности преобладала.

В 60-е годы отрасли промышленности по стоимости выпускаемой продукции распределялись следующим образом: мукомольная, хлопчатобумажная, лесная, обувная, металлообрабатывающая, швейная, кожевенная, металлургическая, шерстяная и т.д.
Особенно стремительно развивалась тяжелая промышленность, связанная с обслуживанием железнодорожного строительства: паровозостроительная, вагоностроительная, рельсопрокатная. Строились гигантские, оборудованные по последнему слову тогдашней техники заводы, производительность которых превосходила масштабы европейских предприятий. Наряду с традиционными для промышленного переворота отраслями тяжелой индустрии – металлургической, угольной, машиностроительной, судостроительной – в США получили развитие сельскохозяйственное машиностроение, производство машин для швейной, обувной, мукомольной отраслей.
В 50–60-е годы закладывалась база для становления резиновой и нефтяной промышленности. Важнейшим элементом хозяйственной системы становилась производственная инфраструктура, прежде всего транспорт. В строительство железных дорог в 1860 г. вкладывалось средств примерно столько, сколько во все сферы промышленного производства.
Промышленный переворот в США в значительной степени опирался на иммиграционный процесс, что являлось отличительной чертой капитализма переселенческого типа. За 1815–1860 гг. в Северную Америку прибыло 3 млн человек. Этот поток направлялся в основном в северные, центральные и западные штаты.



С развертыванием промышленного переворота увеличился въезд в страну специалистов, особенно инженеров, квалифицированных ремесленников, механиков, углекопов и т.п.
Ввоз иностранного капитала в 1790–1860 гг. составил 500 млн долл. Основной сферой его приложения было железнодорожное строительство. Иммиграция стимулировала промышленный переворот, но сама являлась следствием другого процесса – бурного капиталистического развития стран Европы, в первую очередь Англии.
Промышленный переворот в основном завершился в 1860 г. в наиболее развитых северо-восточных штатах, на которые приходилось 67,3% стоимости промышленного производства страны. В ходе переворота плантаторский Юг превращался во внутреннюю колонию с неизбежной механизацией ее промышленного сектора. Однако развитие фабричной системы до Гражданской войны имело второстепенное значение, поскольку преобладали производства по первичной обработке сельскохозяйственного сырья – хлопка, табака, риса, сахарного тростника.

В зоне колонизации промышленное развитие также приняло формы, у которых не было аналогов в Западной Европе. На эти территории капиталистические отношения привносились из Западной Европы и уже заселенных районов США.
Поэтому мелкое, в том числе домашнее, производство, стихийно возникшее на западе США, предприятия с ручным трудом, создававшиеся в первой половине XIX в., быстро механизировались. В самых молодых штатах, где промышленность только зарождалась, даже мелкие мастерские с несколькими рабочими нередко имели паровой двигатель. Основание городов на Западе часто предшествовало систематической колонизации.
Таким образом, на новых заселяемых землях мануфактурная стадия в развитии промышленности сокращалась или устранялась вовсе. Традиционные стадии капиталистической эволюции проявлялись в этом регионе в еще более урезанном виде, чем на Северо-Востоке, где мануфактурный период был значительно короче западноевропейского. Кроме того, углублявшееся территориальное разделение труда обусловливало специализацию Запада главным образом на переработке пищевых продуктов, лесоматериалов, изготовлении сельскохозяйственной техники.

Завершение промышленного переворота на Северо-Востоке стало исходным пунктом, предпосылкой и фундаментом для индустриализации западных и южных штатов в последующий период.
Развитие сельского хозяйства. К началу 60-х годов XIX в. в сельском хозяйстве США было занято 60% населения, что свидетельствовало о его важнейшей роли в экономике страны. Производство продукции этой отрасли (по стоимости) за 1800–1860 гг. возросло в 6,7 раза (с 236 до 1578 млн долл.).
В результате войны за независимость, скваттерства, либерализации аграрного законодательства продажа правительством земли на Западе непрерывно росла, достигнув к 50-м годам XIX в. среднего уровня в 2 млн га. В хозяйственный оборот постоянно вводились новые земли, что в условиях резкого дефицита рабочих рук стимулировало технический прогресс в сельском хозяйстве. Еще в 1790 г.
Ньюболд сконструировал чугунный плуг, который позднее был усовершенствован. В 30-е годы XIX в. появились сноповязалки, косилки. Важное значение имело изобретение жатвенной машины.
Росту сельскохозяйственного производства способствовали непрерывное увеличение емкости внутреннего рынка, развитие новых видов транспорта, связавшего аграрные районы страны с индустриальными центрами. Возрастание потребностей в сельскохозяйственной продукции со стороны городского населения, пищевой и легкой промышленности стимулировало быстрый рост товарности земледелия и животноводства. Важным последствием рыночной ориентации производителей аграрного сектора было углубление отраслевой специализации отдельных регионов страны, получившей развитие еще в колониальный период.

В районе интенсивной колонизации (на так называемом Старом Северо-Западе), который еще с конца XVIII в. специализировался на выращивании кукурузы в сочетании с экстенсивным животноводством (прежде всего свиноводством), по мере вырубки лесов увеличивались площади, отводимые под рожь, ячмень, овес. Посевы пшеницы здесь появились только во второй четверти XIX в. За 1840–1860 гг. ее производство утроилось. К 1860 г. указанный регион становится главным производителем пшеницы, закрепляя за собой центральное место в зерновом хозяйстве страны.

Общий объем производства зерновых в северо-западных штатах в 1840–1860 гг. возрос в 2,9 раза.
В новых штатах Запада началось развитие высокоинтенсивного животноводства. Из Англии были вывезены улучшенные породы рогатого скота, из Испании – длинношерстные овцы (мериносы) и т.д. Успешное развитие зернового производства и животноводства в зоне колонизации привело к необходимости перестройки аграрного сектора северо-восточных штатов. Производители сельскохозяйственных продуктов этого региона, не располагавшие крупными участками, не выдерживали конкуренции с колонистами Северо-Запада, поставлявшими дешевые качественные зерновые и мясные товары. Перестройка заключалась в постепенном переходе от экстенсивного хозяйства к интенсивному с ориентацией на производство молочной продукции, выращивание овощей, промышленное садоводство.

Сельское хозяйство Северо-Востока приспосабливалось к потребностям быстрорастущих индустриальных центров. Развитие железнодорожной транспортной сети способствовало процессу отраслевой специализации этих районов США.



Содержание раздела