d9e5a92d

Развитие капитализма в России имело свои особенности


Во время кризиса начала 80-х годов Министерство финансов возглавил видный ученый-экономист, иберальный публицист Н.Х. Бунге. Став министром финансов (1881 – 1887), он сосредоточил усилия на создании необходимых предпосылок для нормализации денежного обращения. Однако дефицит государственного бюджета ему преодолеть не удалось. За период 1881 – 1887 гг. он составил 579,5 млн руб.

Как и раньше, покрытие осуществлялось за счет внешних и внутренних займов. На 1 января 1887 г. государственный долг достиг 6,5 млрд руб. В конце 1886 г. Бунге оставил пост министра финансов.

К этому времени в общей форме сложилась концепция будущей денежной реформы, сущность которой заключалась в девальвации рубля и переходе на золотую валюту.
В 1887 г. министром финансов (1887–1892) был назначен известный ученый, опытный биржевик и руководитель нескольких акционерных обществ И.А. Вышнеградский. Программа нового министра финансов предусматривала расширение государственного вмешательства в экономику, рост косвенных налогов. Большое значение в обеспечении активного платежного баланса Вышнеградский придавал иностранному капиталу. В 1889–1891 гг.

Министерство финансов получило пять займов на сумму 425,1 млн золотых рублей. Эти меры позволили активизировать платежный баланс и обеспечить накопление золотого запаса с 273,7 млн руб. в 1888 г. до 581,5 млн руб. в 1893 г. К 1891 г. Министерство финансов сочло возможным начать проведение денежной реформы. Однако неурожай 1891 – 1892 гг. отсрочил ее осуществление.
В 1892 г. пост министра финансов (1892–1903) занял С.Ю. Витте. Он продолжил претворение в жизнь программ хозяйственного развития своих предшественников. Его экономическая программа была направлена на достижение Россией полной экономической независимости. Активная роль в этом процессе отводилась государству.

По мнению Витте, поощрение отечественной промышленности и сельского хозяйства являлось важнейшей задачей государственных финансов и всей кредитной системы страны. В индустриализации промышленности Витте видел основу экономической и политической стабильности.
Для достижения поставленных целей программа предусматривала увеличение инвестиций в промышленность, расширение промышленного кредита, стимулирование частного предпринимательства, улучшение торгового и платежного балансов, развитие сети общего и профессионального образования и т.д. Учитывая, что внутренних источников финансирования индустриализации было недостаточно, программа предусматривала широкое привлечение иностранного капитала и обеспечение гарантий иностранным инвесторам.
Узловым пунктом экономической программы стало проведение денежной реформы. Добиться положительных результатов, по мнению Витте, можно было лишь в том случае, если денежная система будет обладать надежностью и стабильностью. Ее устойчивость должен был обеспечить монометаллизм – введенPе в обращение золота. Для увеличения золотого запаса были получены иностранные кредиты, введены высокие косвенные налоги на товары повседневного спроса, подняты поземельный налог и гербовый сбор, доход от которого составил около 1,5 млрд руб.

В 1895 г. была введена винная монополия. Ежегодные поступления в казну выросли на 340 млн руб. В 1897 г. был принят закон О чеканке и выпуске в обращение золотых монет.

Россия перешла к системе золотого стандарта, существование которой продолжалось до первой мировой войны.
В августе 1903 г. Витте был назначен председателем Комитета министров, а министром финансов (1904–1914) – В.Н. Коковцев. После убийства Столыпина (1911) Коковцев совмещал должность министра финансов с постом председателя Совета министров.
Экономическая политика этого периода включала: традиционное покровительство промышленности; меры по развитию сельского хозяйства для расширения внутреннего рынка; ограничение государственного сектора экономики и поощрение частного предпринимательства; достижение бездефицитного бюджета и обеспечение стабильности финансовой системы; привлечение иностранных капиталов с целью обеспечения устойчивости денежной системы; развитие внешнеторговой деятельности для покрытия внешней задолженности.


Максимум усилий Коковцев прилагал для сохранения устойчивости финансов в условиях политической нестабильности. Война и революция негативно отразились на состоянии всей экономики, но созданный ранее экономический потенциал и деятельность министра финансов Коковцева позволили не допустить девальвации и стабилизировать систему денежного обращения. Придерживаясь жесткой эмиссионной политики, правительство обеспечивало устойчивый курс русских ценных бумаг, что вызывало доверие иностранных инвесторов.

Такая политика способствовала мощному притоку иностранного капитала в российскую экономику как в форме займов для поддержания золотого обращения, так и в акционерной форме.
Итоги. За 1861 – 1913 гг. Россия достаточно быстро прошла этап индустриального развития, заняв достойное место в пятерке экономически развитых стран мира.

При этом необходимо иметь в виду, что только 35 лет экономика России развивалась в условиях, обеспечивающих нормальный воспроизводственный процесс.
Остальное же время пришлось на войны, кризис и революционные потрясения.
Развитие капитализма в России имело свои особенности. Она позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Однако для нее характерны более высокие темпы и уровень концентрации промышленного производства.

Немаловажным являлось использование Россией технологии и опыта высокоразвитых индустриальных стран и иностранные инвестиции. Особенность России состояла в том, что в ней в большей степени, чем в других странах, проявлялась роль государства в экономической жизни. В пореформенный период шел процесс не только развития капитализма снизу, но и насаждения капитализма сверху. Он имел возможность развиваться вширь, т.е. распространяться на слабо освоенные окраины. Данное обстоятельство сдерживало процесс развития капитализма вглубь на уже освоенной территории, но в перспективе создавало более широкую базу его дальнейшего роста.

Темпы и степень развития и роста в различных отраслях экономики были неодинаковыми. Выше они были в промышленности, ниже – в сельском хозяйстве, где продолжали сохраняться докапиталистические и даже патриархальные формы. Да и в промышленной сфере можно говорить о полной победе капитализма лишь применительно к крупному и среднему производству. Сохранялись различные виды докапиталистической промышленности – мелкое товарное производство, домашние промыслы, ремесла.

Таким образом, экономика России оставалась многоукладной, т.е. наряду с современными формами капитализма в ней существовали как мелкотоварное, так и патриархальное производства.
Экономика России накануне первой мировой войны. С начала XX в. оформляются новые экономические тенденции, выразившиеся в монополизации хозяйственной жизни. В России перед первой мировой войной насчитывалось до 150–200 монополистических объединений, 52% всех банковских капиталов было сосредоточено в семи крупнейших банках страны, 54% всего промышленного пролетариата было занято на крупных предприятиях с количеством рабочих более 500 человек, а таких предприятий было всего 5% от общего числа существовавших в стране. Формировавшаяся монополистическая буржуазия стремилась использовать силу государства для наиболее полной реализации своих экономических интересов. В этот период зародился процесс сближения государства и монополий, что привело накануне мировой войны к появлению государственного монополизма, или государственно-монополистического капитализма.

Вступление в первую мировую войну предопределило направленность его дальнейшего развития и коренные изменения в хозяйственном механизме в целом.
Если к 1914 г. государственное регулирование приобрело определенность в отраслях, где влияние государства было традиционно велико (сахарная промышленность, железнодорожное строительство, транспортное машиностроение, военное судостроение), то в условиях натурализации хозяйства (сокращения сферы товарно-денежных отношений) неизбежным стало углубление государственного регулирования и расширение участия в нем монополистического капитала. Таким образом, государственное хозяйствование при сближении его с крупным бизнесом становится доминирующей тенденцией в дальнейшем экономическом развитии российского общества.
Экономика России в условиях первой мировой войны. Первая мировая война для России имела далеко идущие экономические и социально-политические последствия. Война потребовала концентрации всех сил страны для победы. Военные расходы были чрезвычайно велики.

Каждый день войны в 1914г. обходился в среднем примерно в 10 млн руб., в 1915 г. – в 24 млн, в 1916 г. – в 40 млн, а в 1917 г. -в 50–65 млн руб..
К 1917 г. на нужды фронта работало (производило вооружение) 2018 тыс. человек из 2443 тыс. рабочих промышленности, или 86%. Большинство гражданских предприятий стало производить военную продукцию и обслуживать нужды армии. Уже к концу 1914 г. на военную службу было призвано 6,5 млн человек, а через два года число мобилизованных достигло 16 млн человек.

В ходе боев погибло и умерло от ран около 1,5 млн солдат, около 2 млн были ранены и почти 1 млн оказался в плену.



Содержание раздела