d9e5a92d

Предпосылки промышленного переворота.


Первой из так называемых стран второго эшелона по пути реформ пошла Германия, в значительной степени под воздействием внешнего фактора.
Предпосылки промышленного переворота. Внутренние предпосылки промышленного переворота в Германии формировались в течение длительного периода первоначального накопления капитала в условиях господства феодального режима (XVI–XVII вв.). Решающим фактором, ускорившим формирование предпосылок промышленного переворота в Германии, явилось завоевание французской армией немецких земель и установление протектората Наполеона на территориях, вошедших в Рейнский союз.

В этих областях были проведены радикальные антифеодальные реформы в экономике, административной и судебной сферах.
В Пруссии, возглавившей национально-освободительную борьбу немецких государств против наполеоновского завоевания, также встала необходимость проведения реформ в хозяйственной и общественной жизни. При проведении реформ правительство преследовало политические цели – привлечение народных масс, в основном крестьянства, на свою сторону.
Самой острой в этот период была проблема освобождения крестьян, поэтому наибольшее значение в преобразованиях имела аграрная реформа. В областях, включенных в состав Французской империи и Рейнского союза, было введено французское гражданское право, отменялось крепостное право, сеньориальные платежи и повинности подлежали выкупу. Наиболее радикальные преобразования были осуществлены в Баварии, где принятые в 1808 г. законы отменили крепостное право и привилегии дворян на занятие высших должностей и сбор налогов. В большинстве государств Рейнского союза крестьянские повинности феодального характера заменялись денежным оброком.

В целом аграрные преобразования осуществлялись медленно, непоследовательно, носили компромиссный характер. Законодательство, уточнявшее порядок выкупа повинностей, появилось только в 30-е годы XIX в.
В Пруссии аграрные реформы были начаты в 1807 г. правительством барона Штейна и завершились после революции 1848 г. Эдикт от 9 октября 1807 г. уничтожил личную зависимость крестьян от помещиков, но сохранил прочие повинности для всех категорий крестьян. Эдикт решил вопрос, имевший важнейшее значение для создания условий формирования рынка земли. Теперь разрешался свободный переход земли от одного лица к другому, уничтожались различия между землями, принадлежавшими дворянам и представителям других сословий.
Следующим шагом реформы стал Указ от 14 сентября 1811 г. о регулировании земельно-тягловых отношений крестьян и помещиков, прекращении арендного землепользования и закреплении права собственности на землю за крестьянами, о ликвидации барщины и оброчных платежей. Практическая реализация намеченных в указе мероприятий началась в 1816 г. Однако уже в 1820 г. был принят новый указ, закрепивший право собственности на землю только за зажиточными (лошадными) крестьянами, причем за это право они должны были либо заплатить выкуп, равнявшийся 25-кратной годовой ренте, либо уступить помещику от 1/3 до 1/2 своего земельного участка. Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков.

После революции 1848 г. правительство пошло на определенные уступки крестьянам, не забывая и о соблюдении интересов помещиков. По закону 1850 г. крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал. Однако барщина и другие повинности сохранялись в полном объеме и подлежали выкупу. Повинности и платежи в пользу помещика оценивались очень высоко и переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно.

Рента, согласно закону, должна была быть обязательно выкуплена в течение нескольких десятков лет.
Посредником между помещиком и крестьянином стал специально учрежденный Рентный банк, имевший отделения в каждом округе. Банк выдавал помещику 4%-ные свидетельства на сумму капитализированной ренты из расчета 5% годовых. Помещик имел право ежегодно предъявить к оплате в любой частный банк соответствующий купон.

С крестьянина же банк взыскивал ежемесячно 1/12, часть годовой ренты, которую он должен был платить 41 год и 1 месяц, если годовая рента была капитализирована из расчета 4% годовых, и 56 лет и 1 месяц, если рента была капитализирована из расчета 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли.



Таким образом, те крестьяне, у которых помещик еще не успел забрать всю землю путем сгона с земли, закабалялись рентными платежами.
Помещики отдельных провинций были недовольны таким освобождением крестьян. Они вообще не желали лишаться дарового крестьянского труа. Правительство пошло им навстречу.

Декларация 1853 г. ограничила регулирование земель лишь теми участками, с которых в 1811 г. платили государственную подать. Таким образом, значительная часть мелких крестьянских участков была изъята из сферы действия закона 1850 г.
Законом 1850 г. смогло воспользоваться очень мало крестьян. В Западной Пруссии, в Померании этот закон не распространялся на малоимущих крестьян. Изданное в 1854 г. Положение о батраках юридически закрепляло наличие феодальных пережитков в Пруссии.
Огромные выкупные платежи, возложенные на крестьян, ускоряли расслоение деревни, разорение основной массы крестьян, способствовали превращению помещика-феодала в сельскохозяйственного предпринимателя, в помещика-юнкера, земля которого обрабатывалась многочисленными полубезземельными крестьянами.
В районах Германии, где действовало французское гражданское право, в результате аграрных преобразований большинство крепостных превратилось в крестьян-собственников.
Несмотря на компромиссный характер, аграрные антифеодальные реформы, проводившиеся в Германии в первой половине XIX в., сыграли значительную роль в формировании капиталистических отношений. Освобождение крестьян от крепостной зависимости создавало условия для организации рынка рабочей силы; лишение дворянства монополии на землю открывало возможность ее свободной купли-продажи; средства, полученные помещиками (и частично государством) от выкупных операций, стали важнейшим источником накопления, способствовали формированию рынка капиталов; реформы создавали условия для развития предпринимательства в аграрном секторе экономики – помещики становились крупными предпринимателями не только в сельскохозяйственном производстве, но и в сфере переработки сельскохозяйственного сырья; из среды крестьян стал выделяться класс капиталистических фермеров (гроссбауэров), появился слой посредников, обслуживающий усложнившиеся нужды сельскохозяйственного производства.
Необходимой предпосылкой промышленного переворота являлись реформы в промышленности и торговле, поскольку их реализация создавала определенные условия для свободы предпринимательства в этих отраслях экономики.
До середины XIX в. в большинстве немецких земель сохранялась цеховая ремесленная система. Официальная отмена цеховых привилегий и цехового права сдерживалась государством, стремившимся взять в свои руки регулирование промышленного производства, наладить контроль за деятельностью предприятий. Например, в горной промышленности государственные чиновники не только выдавали разрешение на производство работ, но и определяли уровень технического оснащения производства, объем добычи, цены, сбыт, отношения с рабочими и т.д.
На германских территориях, находившихся под протекторатом Наполеона, свобода предпринимательской деятельности была установлена в 1808–1810 гг.
В Пруссии в 1806 г. были сделаны только первые шаги в этом направлении, выразившиеся в отмене цеховых запретов в ряде отраслей. В 1808 г. в Деловой инструкции были обнародованы основные принципы будущей реформы в промышленности: охрана и рост народного благосостояния возможны только при свободе промышленной деятельности, как в добыче и переработке сырья, так и в его распределении и сбыте.
В 1810 г. в Пруссии был принят указ, законодательно установивший принципы свободы предпринимательства: право на промышленную деятельность получал любой желающий, заплативший промысловый налог. Выдача промыслового свидетельства была беспрепятственной для всех, за исключением лиц, которым подобная деятельность была запрещена судом. Цехи оставались в качестве свободных союзов.

Правовые различия между городом и деревней в области промышленности были уничтожены.
В 1815 г., после Венского конгресса, Пруссия уступила часть своей территории другим государствам, но в ее состав вошли новые провинции. Промышленное законодательство потеряло свою однородность: на Рейне действовало французское хозяйственное право, в Саксонии сохранялся цеховой строй. Новый закон о промысловом обложении (1820) не устранил этих противоречий.

В 1835 г. был поставлен вопрос о пересмотре и создании единого для Пруссии промыслового закона.
Закон 1835 г., несмотря на сохранение основных принципов Деловой инструкции, попытался вернуть промышленность к мирному и старому времени феодализма. Закон воспроизвел старое положение цехового права об обязательном документе, подтверждающем знание промысла, на основании которого теперь выдавалось разрешение на производство работ в 42 отраслях, перечисленных в законе; было возрождено обязательное ученичество перед открытием собственного дела и т.д.



Содержание раздела