d9e5a92d

Правительство поддерживало традиции через системы военной подготовки


Только с 80-х годов начался медленный процесс формирования слоя потомственных профессиональных промышленных рабочих, их количество к началу 90-х годов не превышало 100 тыс. человек. Общее число фабрично-заводских рабочих за период 1882– 1890 гг. увеличилось с 5 тыс. до 350 тыс. человек, что составляло всего 0,86% населения страны. Подавляющее большинство составляли женщины и подростки.

Процесс разорения крестьянства, кустарей с 80-х годов усилился. На рынке труда предложение превышало спрос, поэтому в формировавшейся японской промышленности крайне низкий уровень заработной платы сочетался с продолжительностью рабочего дня до 15–18 часов, сохранением многих феодальных методов эксплуатации вплоть до физического наказания работников и т.п.
Правительство, решая сложнейшие задачи перехода к новому социально-экономическому строю, сочетало заимствование западноевропейских образцов (например, реформа народного образования, начавшаяся в 1872 г., осуществлялась аналогично французскому опыту; принятая в 1889 г. конституция была близка к прусскому варианту и т.п.) с сохранением складывавшихся веками традиций японского народа, исходило из особенностей национальной психологии, сложившейся в условиях закрытого общества.
Правительство поддерживало традиции через системы военной подготовки, образования, средства массовой информации. В рескрипте 1890 г. императора Мацухито о народном воспитании и просвещении указывалось, что основами социального порядка в стране, системы народного образования должны быть сыновье почитание и почтительность, верноподданность, поддержание духа национализма и монархизма. Стержнем становления личности японца, нового правопорядка оставалось сочетание идеалов синтоизма и конфуцианства, которые в предшествовавшие века играли решающую роль в формировании национальной психологии и системы морально-этических норм, регулировавших поведение японцев в общественной жизни.
Древняя японская религия – синтоизм – воспитывала в человеке ощущение духа благоустроенности государства, охранявшего благополучие и безопасность своих подданных. Поэтому японец должен был чтить повелителя-императора, от которого исходил мир, закон, порядок. Синтоизм внушал человеку троякие обязательства перед родителями, прародителями и императором. Идеи древнекитайского философа Конфуция стали основой воспитания, образования, поведения японской нации. Регулирующая роль этих идей проявлялась как обязательное соблюдение ,в общественной и личной жизни определенных принципов.

Главным из них был принцип сыновней почтительности, любовь сына к родителям, прежде всего к отцу, включавшей и общественные отношения: между императором и министрами, между местными властями и населением и т.п.
Сыновья почтительность (безоговорочное подчинение отцу) распространялась на всю государственную иерархию, означая подчинение существовавшему порядку. Конфуцианство закрепляло традиционно-патриархальные устои и социальное неравенство, устанавливая строгую иерархию внутри семьи и общества. С самого детства японцу прививалась привычка подчинять свое я интересам семьи, группы, государства, в нем воспитывалось сознание зависимости от них, необходимости следования примеру вышестоящего.

На первый план выдвигалось беспрекословное следование за авторитетом, а удовлетворение личных интересов отодвигалось на второй.
В период преобразований Мейдзи патерналистская семейная этика, выражавшая идеалы японской нации, стала организующим началом вновь создаваемых экономических и социальных институтов на всех уровнях.
Патерналистское покровительство создавало атмосферу солидарности и семейных отношений. На общегосударственном уровне император выступал как глава нации – семьи, оказывавший отцовское покровительство всем слоям населения. Организация труда, управление на уровне отдельных хозяйственных единиц базировались на том, что глава предприятия выступал как защитник интересов всех его работников.

Его роль была сходна с ролью отца и главы семьи. Все работавшие на предприятии должны были беспрекословно следовать за лидером в интересах стабильности предприятия и, следовательно, жизненного благополучия каждого его работника.


В условиях текучести кадров, низкого уровня их профессиональной подготовки главной задачей становилось не руководство производственным процессом, а обеспечение стабильности персонала, привлечение на предприятие высококвалифицированных работников. Таким образом, формирование централизованного государства, организация труда на отдельных предприятиях базировались на семейной модели. Именно это обстоятельство создало необходимые условия для полного раскрытия феномена японской национальной психологии, основными чертами которой являлись готовность к безоговорочному подчинению, выдержка, настойчивость, нетребовательность в отношении жизненных условий, организованность, трудолюбие и т.п., что послужило основой для невиданного в истории экономического взлета в последующие периоды.

Вопросы для повторения


  1. Дайте характеристику важнейших буржуазных реформ, осуществленных в Японии в 60–70-е годы XIX в.

  2. Определите особенности промышленного переворота в Японии и его основных этапов.

  3. Что такое патернализм?

  4. Какова была экономическая роль государства в становлении индустриальной системы в Японии?






Содержание раздела