d9e5a92d

Основные этапы и особенности промышленного переворота.


В условиях аграрного перенаселения сдача земли в аренду была крайне выгодна. Многие предприниматели стремились часть своих доходов вложить в землю для последующей сдачи ее в аренду. Однако перелив капиталов не вносил существенных изменений в развитие аграрной экономики.
Основные этапы и особенности промышленного переворота. Политические и социально-экономические преобразования создали известные предпосылки для промышленного переворота, начало которого относилось еще к середине XIX в. Решая задачу превращения Японии в кратчайшие сроки в мощную военно-индустриальную державу, новое правительство, с одной стороны, широко использовало западноевропейский и североамериканский опыт, а с другой – учитывало национальные особенности, конкурентную хозяйственную ситуацию в стране.
В этот период еще не завершилась мануфактурная стадия в развитии промышленности. Становление крупной промышленности нуждалось в значительных инвестициях, возможности для которых были лишь у привилегированных торговых домов Мицуи, Оно, Симада и некоторых других. Представители торгово-ростовщического капитала, бывшие при сегунах и князьях откупщиками, казначеями, кредиторами, и при новой власти предпочитали более выгодные кредитные операции, предоставляя займы правительству, очень неохотно вкладывали капитал в производственную сферу.
В этих условиях правительство было вынуждено прибегнуть к прямому вмешательству в экономику, прежде всего в форме государственного предпринимательства. Его основой стали военные предприятия, принадлежавшие раньше сегуну и отдельным князьям. Правительство развернуло строительство крупных промышленных объектов, привлекая из-за границы самую передовую технику, технологию, капитал, специалистов.

Сооружаемые образцовые фабрики, заводы, верфи, горные рудники, железнодорожные и телеграфные линии должны были создать мощный военно-индустриальный потенциал, обеспечить приток средств в государственный бюджет, послужить эталоном капиталистической организации производства для зарождавшейся национальной промышленной буржуазии.
Для управления государственным хозяйством в 1870 г. был создан Департамент промышленности, исполнявший также функции инновационного центра, способствуя внедрению достижений западной науки и техники в промышленность. Государство взяло на себя основные затраты по организации технически сложных и новых производств. Это давало возможность повысить конкурентоспособность товаров, увеличить их экспорт, производить продукцию, ввозимую ранее из-за границы, что обеспечивало увеличение валютных резервов правительства.
Развитие промышленности в значительной степени было обусловлено военно-стратегическими задачами, модернизацией армии и флота. Поэтому военные отрасли, связанные с ними производства были приоритетными, именно в них внедрялись достижения научно-технического прогресса. Государство сооружало военные арсеналы – комбинаты по изготовлению оружия, наиболее крупные из них находились в Токио и Осаке.

Строительство новых верфей и модернизация старых ускорили развитие судостроения. Для обеспечения военно-промышленного комплекса сырьем и топливом реконструировались и расширялись горные предприятия. На них работали иностранные инженеры,, использовалась передовая техника.
Государство придавало большое значение развитию текстильной промышленности. Строившиеся прядильные фабрики оснащались новейшей английской техникой. Шелко-мотальные фабрики сооружались по передовым французским и итальянским образцам. Создавались предприятия по производству сукна, не изготовлявшегося ранее. Наряду с этим правительство организовало цементные, кирпичные, стекольные, сахарные, мыловаренные и другие заводы.

Особое внимание оно уделяло развитию новых видов транспорта и современных средств связи, которые способствовали снижению стоимости транспортных перевозок, расширению внутреннего рынка, экономическому объединению страны. Правительство пыталось привлечь частный капитал к строительству железных дорог. Для этих целей была организована компания, акционерам которой государство гарантировало 7% ежегодных прибылей. Однако она распалась, не успев приступить к работе, так как не удалось собрать и половины требуемой суммы.



Государству пришлось обратиться к английскому займу. С его помощью в 1872 г. была проложена первая железная дорога Токио–Иокогама протяженностью 28,8 км. В том же году при помощи английских специалистов была проведена первая телеграфная линия.
К началу 80-х годов собственность государства достигла значительных масштабов. Ему принадлежало 5 судостроительных верфей, 5 военных арсеналов, 10 рудников, 52 фабрики, 51 торговый корабль, 100 км железных дорог, телеграфная система.
Государственное предпринимательство выступало в форме правительственных заказов частным предприятиям. Широко практиковалась выдача субсидий, предоставление налоговых льгот, передача производственных фондов на безвозмездной основе определенному кругу предпринимателей, как правило, являвшихся кредиторами правительства. Подобная практика повлияла на развитие текстильной промышленности, судостроения и судоходства.
Государственное вмешательство не ограничивалось промышленной сферой. Правительство активно проводило операции на мировом рынке, сбывая чай, рис, шелк, закупая на вырученные средства промышленное оборудование и сырье, которые продавались японскими фабрикантам. В начале 70-х годов правительство приступило к организации новой кредитно-денежной системы. При поддержке государства была создана группа национальных банков.

В ее задачи входило налаживание системы денежного обращения, финансирование промышленных и торговых частных предприятий. Первый такой банк был учрежден в 1873 г. торговыми домами Мицуи и Оно. Капитализированные пенсии бывших князей, самураев вкладывались в национальные банки, число которых к 1879 г. достигло 153.

Причем 75% банковского капитала принадлежало самураям. Государство оказывало поддержку акционерным внешнеторговым компаниям. По заказам правительства проводились геологические изыскания, в ходе которых были открыты запасы угля, железной руды, золота.
Частное предпринимательство на этом этапе промышленного переворота отличалось определенными особенностями. Денежные средства старых торгово-ростовщических домов и бывших феодалов вкладывались в основном в кредитные операции и торговлю, составляя основу банковского и торгового капитала. В начале 80-х годов в сфере кредита он оценивался в 75 млн иен, в торговле – в 36 млн, а в промышленности – в 15 млн.
Строительство новых предприятий осуществлялось преимущественно представителями средней и мелкой городской буржуазии, а также помещиками в отраслях легкой промышленности, в производствах по переработке сельскохозяйственного сырья, где было легче внедрять машины, находить рынок сбыта и дешевую рабочую силу.
Первая частная прядильная фабрика, оснащенная американскими станками, была пущена в 1872 г. Однако основная масса вновь сооружаемых предприятий базировалась на примитивной технике, отличалась высокой долей ручного труда, поскольку размеры капиталов, инвестированных средней и мелкой буржуазией, помещиками, были, как правило, небольшими. Зато число мануфактур и мелких фабрик быстро росло. За период 1868–1877 гг. их численность достигла 489.
Таким образом, в 70-е годы главной особенностью промышленного переворота являлось перемещение капиталов из аграрного сектора экономики в промышленный, а также активное участие государства в индустриализации. Объекты государственной собственности, за исключением некоторых текстильных фабрик, работавших на экспорт, горных предприятий, оказались убыточными и не оправдали себя как источник доходов правительства. Для покрытия расходов правительство прибегло к внутренним займам. В 1878 г. был размещен внутренний заем на 3 млн иен для развития промышленности.

Высокий уровень расходов порождал дефицит государственного бюджета. Для его сокращения проводились дополнительные выпуски бумажных денег, государственных ценных бумаг. В 1876 г. правительство предоставило национальным банкам право обменивать их банкноты не на золото, а на государственные казначейские билеты. В результате этих мероприятий к 1880 г. в обращении находилось 135 млн необеспеченных банкнот и только 5 млн обеспеченных. Золотое содержание бумажных денег упало за период 1873–1881 гг. в два раза, что вызвало рост цен на товары и услуги.

Однако инфляционная политика не принесла желаемых результатов. Государственных ресурсов не хватало на содержание нерентабельных предприятий, для осуществления широкой программы железнодорожного строительства.
В 80-е годы правительство перешло к осуществлению новой экономической политики. Ее цель состояла в создании условий для активизации частного предпринимательства путем приватизации государственной собственности. В ноябре 1881 г. был издан указ о передаче государственных предприятий в частные руки.

Правительство сосредоточивало усилия на развитии чисто военных отраслей (арсеналы армии и флота). Департамент промышленности был упразднен, а вместо него учрежден Департамент сельского хозяйства и торговли. Продажа государственных объектов осуществлялась на льготных условиях, цены устанавливались в 2–3 раза ниже фактических, практиковалась рассрочка платежей на длительные сроки. Государственные предприятия сдавались в аренду, передавались в счет погашения долгов правительственным кредиторам. Основная часть государственной собственности оказалась в руках торгово-ростовщических домов и высших слоев самураев.

Государственные медные рудники перешли к фирме Фурукава, самый крупный судостроительный завод в Нагасаки, угольные шахты, серебряные рудники Икуно – к Мицубиси и т.д. Железнодорожное строительство также стало сферой приложения частного капитала. В 1881 г. была основана первая акционерная компания с капиталом в 20 млн. иен, получившая землю и правительственные гарантии минимальной прибыли в 8% годовых (на 10–15 лет).

В последующее десятилетие было организовано еще 15 компаний. Правительство устанавливало за их деятельностью контроль. В собственности государства оставался телеграф.



Содержание раздела