Новые пути сообщения создали крупный рынок сбыта для черной металлургии. Расширение производства в металлургической промышленности повлекло за собой ускоренное развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. В конце XIX в. в быстром увеличении продукции отраслей легкой промышленности большую роль сыграли новые технические и организационные подходы, в частности стандартизация производства в швейной, обувной, пищевой отраслях.
Необходимость повышения квалификации рабочей силы дала толчок возникновению и расширению сети общеобразовательных и профессиональных школ.
Значительно возросли производительность и интенсивность труда в сельском хозяйстве. Этому в немалой степени способствовало применение новых сельскохозяйственных машин и искусственных удобрений. Высокие темпы роста сельскохозяйственного производства позволили США в короткий срок стать одним из основных поставщиков хлеба и мяса на мировой рынок.
На Юге буржуазная эволюция сельского хозяйства привела к возникновению своеобразной формы арендных отношений – кропперства. Кропперами были черные или белые арендаторы–бедняки, уплачивавшие за аренду земли, сельскохозяйственных орудий, рабочего скота и семян половину и более собранного урожая. Наличие на Юге большого числа издольщиков тормозило развитие производительных сил и препятствовало быстрому проникновению капитала в сельское хозяйство.
В этом регионе широкое распространение получила также система долгового рабства – пеонаж. Несостоятельный должник – арендатор принуждался кредитором-плантатором или скупщиком сельскохозяйственных товаров работать в счет оплаты долга.
Усилилось расслоение фермерства. В США в 1890 г. из 8,6 млн лиц, занятых производительным трудом в сельском хозяйстве, лишь 2,2 млн были самостоятельными, независимыми хозяевами, что составляло около 25%. Остальные были арендаторами, безземельными и заложившими свою землю фермерам, сельскохозяйственным рабочим.
Экономическое развитие США в последней трети XIX в. прерывалось разрушительными кризисами перепроизводства в 1882–1883 и 1893гг. Наиболее тяжелым был кризис 1893 г., который сменился длительной депрессией. Только к 1897 г. промышленное производство в США вновь пошло в гору.
Экономические кризисы были мощным ускорителем концентрации производства и централизации капитала, в результате которых в США возникали монополистические объединения в промышленности и банковском деле. Если в 70-х годах XIX в. монополии в промышленности были преходящим явлением, то в 80-е годы они заметно усилились и в конце 90-х годов превратились в одну из основ хозяйственной жизни страны.
Среди монополистических объединений в промышленности США в конце XIX в. по своему могуществу выделялись: нефтяной трест Стандарт ойл оф Нью-Джерси, стальной трест Карнеги, сахарный трест, Дженерал электрик компани и др. Все большее значение приобретали два крупнейших банка – Рокфеллера и Моргана, вокруг которых к 1903 г. объединялись 112 банков, железнодорожных, страховых и других компаний, капиталы которых превышали 22 млрд долл.
К 1901 г. в США насчитывалось 440 трестов, на долю которых приходилось 3/4 всей промышленной продукции страны.
Общественность США посчитала монополизацию целых отраслей промышленности недопустимым нарушением принципа индивидуальной хозяйственной свободы и настояла на принятии в 1890 г. антитрестовского законодательства. Однако формулировки закона были столь нечеткими, что тресты легко обходили все запреты. Юрисконсульты Рокфеллера пошли еще дальше.
В 1899 г. изобрели для Стандарт ойл новую организационную форму – холдинговую компанию, основанную на владении контрольными пакетами акций.
Характерной чертой американского капитализма в начале XX в. являлся незначительный уровень вывоза капитала за границу. В 1900 г. заграничные вложения США не превышали 500 млн долл. В первое десятилетие XX в. американские монополии стали увеличивать вывоз капитала.
В 1914г. американские капиталы за границей увеличились до 2,6 млрд долл. Тем не менее США продолжали оставаться государством-должником.
Одновременно с экономической экспансией США начали проводить политику активной военной агрессии для создания собственной колониальной империи. В 1867 г. США за 7,2 млн долл. купили у России Аляску. В 1898 г. Конгресс США узаконил аннексию Гавайских островов. В следующем году США захватили Кубу, Гуам, Пуэрто-Рико, Филиппины и часть островов Самоа.
Обогнав Германию, Англию и Францию по производству промышленной продукции, США обладали ничтожными по сравнению с ними колониальными владениями. Площадь колоний США в 1914г. равнялась всего 0,3 млн кв. км.
7.2.5. Япония
Победа Японии в японо-китайской войне 1894–1895 гг. имела серьезные последствия для ее дальнейшего экономического развития. Полученная от Китая контрибуция, грабеж Китая и Кореи стали дополнительным источником капитала для японской экономики. С 1894 по 1898 г. общая сумма капитала, инвестированного в хозяйство страны, увеличилась в 2,5 раза (с 249,8 млн до 621,7 млн иен), а за 1894–1903 гг. более чем в 3,5 раза (887,6 млн иен).
Особенно быстрый рост капиталовложений наблюдался в промышленности и на транспорте. Ведущей отраслью японской промышленности по-прежнему оставалась текстильная: стремительно развивалось прядильное производство, объем продукции, выпущенной ткацкими предприятиями с 1894 по 1898 г., увеличился более чем в два раза.
Ускорилось развитие горнорудной и добывающей промышленности: выросла добыча угля, железной руды, нефти и прочих полезных ископаемых.
С конца 90-х годов XIX в. главное внимание уделялось развитию тяжелой промышленности, в первую очередь металлургии и машиностроению. С 1896 по 1904 г. японское правительство затратило на металлургическую промышленность 19 млрд иен. В 1901 –1905 г. японская металлургия удовлетворяла внутренние потребности страны в чугуне на 60%, стали – на 40%.
Из машиностроительных отраслей наиболее развитым было судостроение, что объяснялось как островным положением страны, так и планами подготовки будущей войны. С 1893 по 1903 г. японское правительство предоставило частным судостроительным компаниям субсидий на сумму 1,6 млн. иен. Однако на японских верфях строили только малотоннажные суда, поэтому все крупные корабли заказывались за границей.
В 1896 г. началось сооружение паровозо- и вагоностроительных заводов в Осаке и Нагое. В 1897 г. был введен в эксплуатацию завод горного машиностроения в Фукуоке и ряд других предприятий тяжелой индустрии, в частности, производящих токарные станки, электродвигатели. К 1904 г. насчитывалось уже 560 машиностроительных заводов, 1153 химических, 322 предприятия газовой и электропромышленности.
С конца XIX в. на повестку дня был поставлен вопрос о расширении колониальных владений на азиатском материке. В связи с этим развитие японской промышленности начало приобретать односторонний характер. Военные отрасли постепенно стали занимать ведущее место в тяжелой промышленности.
Военные заводы и арсеналы в 1900 г. составляли 40% всех государственных предприятий. На них было сосредоточено 54% рабочих, занятых на государственных предприятиях, 74% всех двигателей, применявшихся в промышленности.
Усиленная милитаризация страны – перевооружение армии и флота, повышение уровня военной техники, значительное расширение старых и создание новых военных предприятий – проводилась в рамках послевоенной программы развития хозяйства, принятой в 1895 г.
Послевоенная программа была рассчитана на 10 лет (1896–1905) и предусматривала создание ряда отраслей тяжелой, главным образом военной, промышленности, реорганизацию и расширение вооруженных сил.
Промышленный подъем, наблюдавшийся в стране с 1895 г., был прерван финансовым, а далее экономическими кризисами 1897– 1898 и 1900–1902 гг. Кризисы ускорили качественные изменения в экономике, свидетельствовавшие о начале формирования монополистического капитализма в Японии.
Со второй половины 90-х годов все более видную роль в хозяйственной жизни страны стали играть крупные капиталистические компании (организованные как замкнутые фамильные фирмы или созданные на акционерных началах). В 1903 г. на крупные компании с оплаченным капиталом от 100 тыс. иен и выше приходилось 89,1% общей суммы капитала, инвестированного в экономику страны. К началу XX в. появились картели в текстильной, табачной, мукомольной и других отраслях легкой промышленности. В тяжелой промышленности главенствовали немногочисленные крупные частные компании – Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Фудзита – и государственные предприятия.
Строительство государственных предприятий способствовало обогащению крупного капитала. Предоставляя правительству средства для сооружения предприятий путем подписки на государственные займы, крупные капиталисты получали огромные проценты во время строительства, а после его завершения предприятия одно за другим за бесценок передавались правительством тем же крупным дельцам. Несмотря на высокий удельный вес государственного предпринимательства, в тяжелой промышленности укреплялись позиции частного капитала.