В таких немецких государствах, как Ганновер, Ольденбург, Гамбург, цеховая система сохранялась или была восстановлена. В Баварии, Бадене, Вюртемберге свобода промышленного предпринимательства вводилась постепенно.
Только в 60-е годы XIX в. началось широкое движение во всех немецких государствах за свободу промышленности, что нашло отражение в промысловом законе 1869 г., по которому окончательно отменялись цеховое право и цеховые привилегии.
Необходимым условием становления рыночных отношений являлось преодоление феодальной раздробленности Германии, насчитывавшей к началу XIX в. около 300 самостоятельных государств. Господство Наполеона на немецких землях уничтожило самостоятельность большого числа мелких государственных образований. Однако и после Венского конгресса 1815 г. Германия не стала единым государством. Она являлась формальным объединением 38 самостоятельных государстJ (Германский союз).
Крупнейшими государствами союза были Австрия и Пруссия.
Германский союз номинально являлся крупнейшим государственным образованием Западной Европы. Он представлял собой конфедерацию независимых государств, между которыми отсутствовали прочные связи; не существовало единого законодательства, общей армии, общих финансов, общего дипломатического представительства. Таким образом, создание единого германского государства по-прежнему оставалось насущной задачей.
Межгосударственные таможни сдерживали развитие внутригерманской торговли; по-прежнему внешнеторговые связи развивались активнее. Поэтому таможенное объединение германских земель стало первоочередной задачей.
Прусский таможенный закон 1818 г. уничтожил внутренние границы между отдельными провинциями, входившими в ее состав, отменил всякие запреты и ограничения во внутренней торговле. Закон впервые создал в Германии крупную хозяйственную область, занимавшую площадь в 5 тыс. кв. км с населением 10,5 млн человек. Тариф 1818 г. защитил территорию Пруссии от конкуренции других германских государств, но не сумел противостоять давлению Англии и России, заинтересованных в беспрепятственном сбыте в Пруссии промышленных товаров и зерна.
С 1834 г. вступил в действие договор о Таможенном союзе. Вскоре он объединял уже 18 немецких государств, насчитывавших 23 млн жителей. Создание союза способствовало формированию общегерманского внутреннего рынка и ускорению экономического развития, выразившегося прежде всего в росте машинного производства. В 1822 г. во всей Германии работали лишь две паровые машины. В 1837 г. в одной только Пруссии насчитывалось 423 паровых двигателя.
Однако многие государства не желали признавать гегемонию Пруссии. В 1812г. был создан Среднегерманский таможенный союз. В 1827 г. был заключен союз между Баварией и Вюртембергом.
Однако оба союза оказались недолговечными.
Срок действия Германского таможенного союза ограничивался 12 годами, но предусматривалась его пролонгация на основе общего согласия. Руководство союзом находилось в руках специального органа – генеральной конференции, куда входили уполномоченные представители государств–участников союза. Решения принимались только единогласно.
Союзный договор при каждой последующей пролонгации расширял число участников. В последний раз он был возобновлен в 1867 г. Северо-Германским союзом (пришедшим в 1866 г. на смену Германскому союзу) с южными немецкими государствами сроком на 10 лет.
Таможенные тарифы устанавливались конференцией, а все таможенные доходы распределялись между союзными государствами пропорционально численности населения.
После установления общей таможенной границы немецкие государства приступили к введению общих денежной единицы, метрической системы. Окончательно этот процесс завершился после политического объединения Германии в 1871 г. Таким образом, таможенный союз устранял одно из главнейших препятствий на пути хозяйственного развития – разрозненность немецких земель.
Другой серьезной преградой являлось отсутствие удобных и развитых путей сообщения. Но их создание имело смысл только после ликвидации ограничений для свободного перемещения грузов и пассажиров. Не случайно первая железная дорога была открыта в 1835 г. (через два года после заключения таможенного союза). В 1848 г. протяженность прусских железнодорожных линий составляла 2363 км. Первый немецкий локомотив был построен в 1838 г. под Дрезденом.
По протяженности железных дорог Германия к середине XIX в. занимала одно из первых мест в мире. На ее территории находилось 16% тогдашней мировой сети. Быстрыми темпами строились шоссейные дороги. Успешно шло развитие водного транспорта.
В 1831 г. немецкие государства заключили Рейнскую судоходную конвенцию, освободившую судоходство по Рейну от цеховых ограничений. В 1816–1823 гг. на реках Германии появились первые пароходы, но экономическое значение они приобрели только с началом массовых перевозок.
Основные этапы промышленного переворота. Становление новой хозяйственной системы в Германии заняло период 1815–1870 гг. На первом этапе (1815–1833) реализация первоначальных реформ в сельском хозяйстве, промышленности, торговле создавала необходимые предпосылки для развития капиталистических форм организации этих отраслей.
Решающим этапом индустриализации явился период 1834–1870 гг., когда начался и набирал силу промышленный переворот, обеспечивший экономический подъем 50–70-х годов, в результате которого в стране произошел мощный индустриальный подъем.
Начало промышленного переворота в германских землях приходится на середину 30-х годов XIX в. Механизация производства и строительство фабрик в 30–40-е годы получили наибольшее распространение в производстве хлопчатобумажных тканей. Крупнейшим центром фабричной хлопчатобумажной промышленности стала Саксония. В этот же период применение машин началось в шелковой, шерстяной, льноткацкой промышленности.
Строительство железных дорог вызвало ускоренное развитие горного дела, металлургии и машиностроения. Больших успехов достигла химическая промышленность, чему в немалой степени способствовали важные технические изобретения.
Однако феодальные пережитки в 30–40-е годы не позволили достичь высокого уровня промышленного развития. Объемы производства важнейших товаров были ниже, чем в Англии и Франции. Немецкие изделия испытывали сильнейшую конкуренцию со стороны английских даже на внутреннем рынке.
В этих условиях промышленный переворот мог проходить тоько за счет особенно интенсивной эксплуатации рабочих. Низкая заработная плата и невиданная продолжительность рабочего дня явились в Германии важнейшими источниками накопления капитала.
После революции 1848 г. промышленный переворот стал происходить быстрыми темпами. Вся Германия, за исключением юнкерского северо-востока, была охвачена экономическим подъемом. В 50–60-х годах он характеризовался весьма внушительными количественными и качественными сдвигами в отраслевой структуре экономике, прежде всего в тяжелой промышленности. Промышленное производство отличалось более высокими темпами роста, чем в Англии и Франции. За 50-е годы XIX в. объем промышленного производства удвоился, а за 60-е годы возрос еще в полтора раза.
Опережающими темпами развивались отрасли тяжелой промышленности. Производство средств производства с 1861 по 1870 г. увеличилось на 23%, в то время как производство предметов потребления – только на 9%. Добыча угля за период 1850–1870 гг. возросла почти в пять раз, выплавка металла – в три раза, мощность паровых двигателей – в девять раз. По этому показателю Германия к 1870 г. обогнала Францию.
Добыча угла в Германии составляла 12,1% от общемировой. Рост добычи угля был неразрывно связан с ростом добычи железной руды и выплавкой металлов. Техника, машины, оборудование угольных шахт, транспорт, потребляя металл, создавали тем самым рынок сбыта угля.
Задачей внедрения техники в XIX в. был поиск наиболее дешевых методов работы, дававших возможность перейти к массовому производству.
До середины XVI в. Германия выплавляла наибольшее количество железа. В XVII в. первенство перешло к Англии. В XVIII в. лидерами стали Россия и Швеция.
Поэтому важное значение для германской железорудной промышленности имели изобретения Бессемера и Томаса, которые позволили использовать для производства металла железную руду с высоким содержанием фосфора, причем сама руда шла на выплавку металла, а из отходов доменного процесса – шлаков – изготовлялись удобрения в виде фосфорной муки. На рубеже XIX и XX вв. Германия занимала второе место в мире после США по добыче железной руды и производила 1/5 мирового объема чугуна.
Одной из особенностей этого периода индустриализации являлось рождение новых отраслей промышленности. Широкое развитие получила химическая промышленность. Открытие анилиновых красителей (1856) легло в основу производства не только красок, но и фармацевтической продукции, взрывчатых веществ, каучука. Наращивали мощности фабрики по производству калийных и фосфорных удобрений.
Химическая промышленность заняла третье место среди отраслей германской промышленности, а по удельному весу в мировом производстве – второе место после США.