d9e5a92d

Города являлись торгово-ремесленными центрами.


Города являлись торгово-ремесленными центрами. Самые крупные стояли на основных караванных путях и на южном побережье. В городах касты играли еще большую роль, чем в деревне.

Все торговцы и ремесленники разделялись на касты, причем представители близких каст и профессий нередко соединялись в более крупные специализированные корпорации – шрени. также возглавлявшиеся советами и руководителями, ответственными перед властями.
В эпоху Делийского султаната возросла численность ремесленников. Наряду с сельскими ремесленниками появились специализированные ремесленные поселения ткачей, оружейников, медников. Был известен также ряд строительных специальностей – каменщики, каменотесы. Ремесло оставалось кастовым.

Свои изделия ремесленники продавали тут же на месте. Делийские султаны для нужд двора часто заводили ремесленные мастерские, именуемые карханами. В карханах Ала-уд-дина работало 17 тыс. ремесленников, получавших довольствие из казны.
Вплоть до конца XIII – начала XIV в. города, особенно портовые в Южной Индии, пользовались широкой автономией. Дела города вершили городские собрания, в которые входили главы наиболее влиятельных и богатых каст, особенно купеческих, реже ремесленных. Городское собрание не только наблюдало за порядком и разрешало жалобы, но и собирало в свою пользу рыночные пошлины и налог с ремесленников, самостоятельно устанавливая их величину.

Оно было межкастовым и в значительной степени автономным.
Купеческие корпорации, как правило, контролировали целый торговый регион. Такова была, например, корпорация купцов Айяволе, которая распространила свое влияние на многие районы Южной Индии, на торговые центры купцов-индийцев в Юго-Восточной Азии, хотя центр ее – совет пятисот (свами) – находился в городе Айяволе в Южной Индии. Подобной же организацией были маниграмам, комати и т.п.
Широкое самоуправление городов не являлось зародышем капиталистических отношений, как в Западной Европе. Оно свидетельствовало лишь о том, что индийские феодалы не смогли еще подчинить себе всю экономику и общественную жизнь страны. Со временем города потеряли автономию. Пошлины стали собираться в казну государственными чиновниками, они же начали определять размер сборов. Феодалам жаловались доходы с лавок и ремесленных кварталов.

Городские собрания распадались, а купеческие корпорации утратили политическое влияние. С конца XIII – XIV вв. правители стали жаловать феодалам города; феодал стал господствовать в городе так же полновластно, как и в сельской местности.
Индия вывозила хлопчатобумажные и бенгальские шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди. Весьма обычной была работорговля. Рабов использовали главным образом в качестве домашних слуг.

Импортировались же шелк, золото, предметы роскоши и некоторые ткани, отличавшиеся от индийских выделкой и окраской, ввозились в большом количестве лошади, поскольку природа Индии не благоприятствовала их разведению.
Внутренняя торговля развивалась на протяжении всего феодального периода. Наиболее удобной торговой артерией был Ганг с его притоками. Из Бенгалии путем каботажной торговли везли товары на юг.

Торговые пути, пересекавшие южные районы Индии, проходили вдоль больших рек. Из крупных портовых городов товары поступали во внутренние области страны. Однако внутренняя торговля была менее развита, чем внешняя.
Для развития внутренней торговли имел большое значение захват делийскими правителями морского побережья, откуда везли соль и кокосовые орехи, из которых делали масло, плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для снабжения огромных армий султана. Купцы Канауджа торговали сахаром по всей Индии.

Однако хозяйство оставалось натуральным. Продовольствие, а также ремесленные изделия шли главным образом для удовлетворения нужд султана, его придворных и наемной армии.
Расширению торговли и ремесла мешали многочисленные поборы и повинности, которые устанавливали делийские правители. Кроме закята, принятого во всех мусульманских странах и выплачиваемого торговцами и ремесленниками в денежной форме в размере 2,5% стоимости товара, они платили налог на застроенную домами и лавками землю, разнообразные пошлины у застав и речных переправ, уплачивали сбор в пользу градоначальника и т.п.


Таким образом, с середины I тысячелетия н.э. начинается перерождение азиатского способа производства в специфический восточный феодализм.
Государственная собственность постепенно превращалась в частную, и одновременно шла дифференциация общин. Их верхушка начинала распоряжаться землей, налогами, сдавала участки в аренду, эксплуатировала тех, кто попадал в долговую зависимость от нее.
Однако общинно-кастовые традиции и деспотическая власть государства не допускали роста общинной аристократии, сдерживали перерастание азиатского способа производства в восточный феодализм, сохраняя важнейшие черты традиционного восточного общества.
Социально-экономическая система средневековой Индии отличалась от европейского средневековья. В Индии структура господствующего класса была слабо развита, а в иные периоды отсутствовала вовсе. Землевладелец, как правило, не вел своего домениального хозяйства, поэтому барщины не существовало.

Принудительный неоплачиваемый труд использовался большей частью только на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т.п. Рента с крестьян взималась в форме фиксированного государственного налога.
В индийском обществе верховная государственная собственность на землю сочеталась с частным землевладением и общинным землепользованием.
Собственность и власть были слиты воедино. Абсолютная власть была непререкаемой. Она освящалась религией и философскими трактатами.
Экономическая история средневековой Индии – типичный вариант восточного общества, для которого характерно тремление к стабильности и неизменности. Поддержанию стабильности служили и деспотизм правителей, и религия, и обычаи, и законы. Ключевую роль в общественной стабилизации играла система социальных корпораций – от общин до каст.

Вопросы для повторения


  1. Какие четыре варны вы знаете?

  2. Почему в Индии такие сильные позиции в экономике занимало государство?

  3. В чем особенность становления феодальных отношений в Индии?

  4. Почему система икта подрывала финансовые основы экономики?

  5. В чем особенность индийской деревенской общины?

  6. Что такое шрени?

  7. Почему широкое городское самоуправление не стало основой развития капиталистических отношений?



РАЗДЕЛ II. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА




Содержание раздела