Стремясь расширить хозяйство, крестьянин или покупал, или арендовал дополнительные участки земли. Но не имея капитала, свободных средств, он вынужден был брать займы под залог земли, что приводило к задолженности и кабале. К концу XIX в. свободные парцеллярные крестьяне платили ростовщикам ежегодную дань в 2 млрд франков.
Доходы крестьян поглощались выплатой процентов, налогов, долгов. Для улучшения хозяйства средств не оставалось. Рост задолженности способствовал постепенному превращению владельца мелкой парцеллы в формального собственника земли.
В конце XIX в. во французской деревне ускорились процесс формирования фермерских хозяйств и процесс концентрации земли при одновременном росте числа парцеллярных хозяйств.
Аграрный кризис усилил тенденцию к превращению животноводства в ведущую отрасль сельского хозяйства, к изменению структуры растениеводства в пользу технических культур, к увеличению доли плодоводства и овощеводства в объемах производимой продукции. Расширилось применение техники, углублялась специализация производства по районам страны. В 1892 г. государство повысило пошлины на ввозимую в страну сельскохозяйственную продукцию, что расширило внутренний рынок для отечественных производителей.
Важной причиной экономического отставания являлась своеобразная структура французской промышленности. Правда, в конце XIX в. во Франции, как и в других странах, отмечался рост концентрации производства. Так, крупнейшим центром металлургической и военной промышленности стали предприятия Шнейдера и Крезо; другим районом металлургии стали заводы в Лонгви, на северо-востоке Франции, объединившиеся в 1876 г. в синдикат.
Возник ряд акционерных компаний в других отраслях промышленности. Однако наряду с крупным производством по-прежнему значительную роль играла средняя и мелкая промышленность. В конце XIX в. 94% всех французских предприятий имели от
1 до 10 рабочих. В 1906 г. насчитывалось только 611 фабрик, где работало по 500 и более человек.
В целом тяжелая промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем легкая. Создавались новые отрасли – электроэнергетика, автомобилестроение, паровозостроение, производство цветных металлов. Большое значение для экономики страны имело железнодорожное строительство, ставшее емким рынком для многих отраслей тяжелой промышленности. С 1870 по 1900 г. протяженность железных дорог во Франции увеличилась в 2,5 раза и достигла 42,8 тыс. км.
По длине железнодорожных линий Франция в этот период превосходила Англию и Германию.
Однако по числу предприятий и по объему производства ведущее место занимала легкая промышленность. На мировой рынок Франция вывозила шелковые ткани, парфюмерию и косметику, одежду, ювелирные изделия, другие предметы роскоши. Производство этих товаров было сосредоточено на мелких предприятиях, применявших ручной труд.
Французская промышленность резко отставала от своих главных конкурентов по техническому уровню производства. Оборудование, установленное на предприятиях в годы промышленного переворота, к концу XIX в. физически и морально устарело и требовало замены. В стране началось строительство гидроэлектростанций, но масштабы его были незначительными.
Французская промышленность ощущала нехватку сырья и топлива, поэтому вынуждена была ввозить в значительных количествах коксующийся уголь и железную руду, черные металлы, медь, хлопок. Дорогое привозное сырье повышало стоимость французских товаров и понижало их конкурентоспособность на мировом рынке.
Темпы концентрации были ниже, чем в США, Германии, Англии. Процесс концентрации развивался неравномерно. Наиболее быстрыми темпами он проходил в тяжелой промышленности – металлургической, горнорудной, бумажной, полиграфической отраслях; медленнее – в легкой промышленности.
Концентрация производства приводила к образованию монополий. В 1876 г. был создан металлургический синдикат, объединивший 13 крупнейших металлургических заводов. В 1883 г. возник сахарный картель, в 1885 г. – керосиновый картель.
Наиболее крупные монополии создавались в отраслях тяжелой промышленности. Так, монополия Комитэ де форж объединяла около 250 металлургических и машиностроительных заводов и контролировала 3/4 производства чугуна и стали в стране. Основные предприятия военной промышленности объединялись концерном Шнейдер-Крезо. В химической промышленности монополистическими объединениями стали компании Сен-Гобен, Кюльман.
Процесс монополизации охватил текстильную, пищевую промышленность. Наиболее типичными для Франции формами монополистических объединений стали картели и синдикаты. Однако возникали и концерны, которые объединяли предприятия смежных отраслей.
Темпы концентрации и централизации банковского капитала во Франции были исключительно высокими. В этом она занимала первое место среди других капиталистических государств.
Образование финансового капитала во Франции происходило при решающей роли банковского капитала. Центром финансового капитала страны стал Французский банк. 200 крупнейших акционеров банка составили верхушку финансовой олигархии, которая сосредоточила в своих руках экономическую и политическую власть в стране.
В совет Французского банка входили представители финансовой олигархии – Ротшильд, Де Вандель, Шнейдер, Пежо. Премьер-министр Франции Клемансо признавал, что во Франции полнотой власти обладают члены правления Французского банка.
Экономическое развитие Франции сдерживалось вывозом капитала. Были накоплены огромные денежные ресурсы, которые не вкладывались в национальную экономику, поскольку прибыли, получаемые от мелких предприятий и хозяйств, были значительно ниже, чем доходы от заграничных инвестиций и иностранных ценных бумаг. В конце XIX в. доходность внутренних ценных бумаг составляла 3,1–3,2%, а иностранных – 4,28%.
Кроме того, банки избегали распылять средства между тысячами мелких предприятий и ставить себя в зависимость от успеха их деятельности. В 70-е годы XIX в. французские капиталы инвестировались в Турции, Испании, в странах Латинской Америки, а с начала 80-х годов – в Австро-Венгрии, России. С 80-х годов французский экспорт капитала становится преимущественно вывозом ссудного капитала в форме государственных займов, приобретает ростовщические черты.
Вывоз капитала из Франции к 1914 г. увеличился более чем в три раза по сравнению с концом XIX в. и почти в четыре раза превзошел капиталовложения во французскую промышленность. По экспорту капитала Франция вышла на второе место в мире, но все же уступала Англии.
7.2.4. США
Бурное развитие экономики, начавшееся после окончания Гражданской войны (1861 – 1865), к концу XIX в. превратило США в мощную индустриально-аграрную страну.
После Гражданской войны активизировалась колонизация Запада. Возросла миграция населения. Городское население удваивалось каждые 20 лет. Важным фактором роста экономики стала аккумуляция в США наиболее энергичной рабочей силы из Европы.
Всего за 1870–1900гг. в страну прибыло 14 млн иммигрантов.
Динамичный экономический рост США определялся научно-техническим прогрессом. В стране началась электрификация промышленности, транспорта, быта; изменилась энергетическая база производства – пар быстро вытеснялся электричеством. В ходе индустриализации широко применялся новейший научно-технический опыт европейских стран, достижения американской инженерной мысли.
Морально устаревшее оборудование практически отсутствовало и не тормозило роста экономики.
Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими пошлинами. Таможенная политика способствовала повышению цен внутри страны и росту капиталистической прибыли. Для притока иностранных инвестиций не существовало преград.
К началу XX в. вложения иностранного капитала в США (преимущественно английского) достигли 3,4 млрд долл.
Американцы активно выходили на мировой рынок в качестве экспортеров товаров. Уже с 1874 г. экспорт США превышал импорт. Американский экспорт в 60–90-х годах почти утроился вследствие роста эффективности промышленности и повышения конкурентоспособности американских товаров.
Вместе с тем увеличение потребностей растущей промышленности в сырье вызвало расширение импорта примерно вдвое.
В последней трети XIX в. темпы роста тяжелой промышленности превышали аналогичные показатели легкой промышленности. По выплавке чугуна, стали и добыче угля США уже в середине 90-х годов обогнали Англию. Рост производства в металлургии, металлообработке, угольной и нефтяной промышленности поддерживался спросом на металл, топливо и машины со стороны расширявшегося железнодорожного строительства.
В начале XX в. железные дороги связали между собой все штаты. Были построены четыре трансконтинентальные магистрали, вовлекшие в экономический оборот продукцию Запада. Тем самым завершилось формирование внутреннего рынка США. К 1893 г. протяженность железных дорог в США составила 176 500 миль. Иностранные капиталовложения в железные дороги США достигали почти одной трети их стоимости.
Железные дороги, потеснившие все другие виды транспорта, превратились в важный фактор структурных изменений в экономике. Сооружение железных дорог способствовало специализации как промышленности, так и сельского хозяйства, повышению мобильности рабочей силы и капитала, снижению издержек производства и росту производительности труда, процессу урбанизации, а также упрочению позиций американского сельского хозяйства на мировых рынках.