d9e5a92d

Формирование отчетов в системе FRANK



22.3. Формирование отчетов в системе FRANK


Работая над каким-либо отчетом, авторы могут преследовать совершенно различные цели. В одних случаях составляется беспристрастный обзор состояния дел, в других материал отчета должен подвести читателя к определенному выводу (желательному для автора), в третьих — обосновать определенное решение, принятое ранее. От того, с какой целью составляется отчет, зависит и подбор информации в нем, и стратегия ее освещения. Например, готовя обзор состояния исследований в определенной области для научного журнала, автор старается охватить как можно больший материал, в то время как адвокат в своем отчете ограничивается только теми прецедентами, которые интересуют его клиента.

Система FRANK [Rissland et al., 1993] относится к классу систем с доской объявлений, в которой объединены парадигмы вывода суждений на основе правил и прецедентов и которая предназначена для формирования отчетов по медицинской диагностике. (Название FRANK — искаженная аббревиатура от Flexible Report and Analysis System.) Основной упор при разработке системы был сделан на взаимодействие между целями высокого уровня, которые ставит перед собой автор отчета, и информационными подцелями, такими как извлечение подходящих прецедентов.

В состав системы FRANK входят три главных компонента (рис. 22.3).

  • Модуль планирования обеспечивает управление функционированием системы. Он выбирает заготовку плана из библиотеки планов, а затем выполняет иерархическое планирование, конкретизируя выбранную заготовку.
  • Модуль формирования суждений на основе прецедентов и модуль продукционной системы (в действительности эту функцию выполняет модуль OPS5) выполняют логический вывод в предметной области, опираясь на соответствующие базы знаний.
  • Модуль формирования отчета для пользователя имеет в своем распоряжении разнообразные стратегии, которые базируются на знаниях из области риторики.
Знания, которыми располагает система FRANK, разделены между тремя иерархическими структурами.

  • В иерархии отчетов отчеты классифицированы соответственно целям их создания. Например, является ли отчет суммирующим или аргументирующим, отстаивающим определенную позицию или нейтральным и т.д.
  • В иерархии стратегий решения проблем представлены знания о том, как собирать информацию для отчета определенного типа, например как отыскать подходящие данные или как поступать с данными, поддерживающими противоположное заключение.


  • Из иерархии стратегий презентации система черпает знания о том, как скомпоновать выводы в отчете. Например, стоит ли сначала располагать веские аргументы или лучше начать с анализа достоинств и недостатков альтернативных вариантов.



Содержание раздела