Введение   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24   Приложения  1  2  

17.4.1. Характерные сложности и способы их избежать



17.4.1. Характерные сложности и способы их избежать

В своей книге Уотерман перечисляет следующие "ловушки", поджидающие разработчика экспертной системы на этапе внедрения, и дает рекомендации, как их избежать [Waterman, 1986, Chapter 19].

  • Знания, касающиеся предметной области, слишком тесно переплетены с остальной частью программы. В частности, невозможно разделить эти знания и знания общего применения, касающиеся способов поиска в пространстве решений. Уотерман предполагает, что этого можно достичь, положив в основу организации базы знаний набор правил, хотя из замечаний, сделанных Кленси и Эйкинс, следует, что такая организация отнюдь не гарантирует достижение ожидаемого результата.
  • Та база знаний, которая сформировалась после извлечения и представления сотен правил в процессе опроса экспертов, может оказаться все-таки настолько неполной, что не позволит решить и простую задачу, поскольку в ней отсутствуют фундаментальные концепты предметной области или эти концепты представлены с ошибками. Уотерман рекомендует последовательно наращивать объем базы знаний, причем начинать с фундаментальных понятий. Это позволит еще на ранних стадиях разработки обнаружить указанную проблему. Он советует выполнять тестирование на каждом этапе разработки, используя для этого подходящие инструментальные средства инженерии знаний.
  • Среда разработки не располагает встроенными средствами формирования функций пояснения экспертной системы, а добавление таких функций в уже спроектированную систему — задача не из легких. Уотерман советует позаботиться о прозрачности экспертной системы с первых же шагов ее разработки. Это очень ценный совет, поскольку без хорошего "окна", через которое можно заглянуть в "машинный зал" программы, даже ее создатель не сможет понять, что же она на самом деле делает.
  • Система содержит чрезмерно большое количество слишком специфических правил. Это, во-первых, приводит в замедлению работы системы, а во-вторых, затрудняет управление ею. Уотерман рекомендует объединять, где только возможно, мелкие правила в более общие. Как мы видели в разделе 17.2, это не что иное, как стремление найти компромисс между более мощными правилами и правилами, более понятными.
В следующих трех разделах мы остановимся на важных и сложных вопросах, которые следуют из представленного ниже перечня.

  • Как подобрать подходящий инструментарий для проектирования экспертной системы?
  • Насколько в действительности такие средства просты в обращении?
  • Что такое "хороший стиль программирования" в выбранной среде разработки?
Ответы на эти вопросы оттодь не очевидны, но любой разработчик экспертных систем не избежит необходимости отыскать их. Тот поход, которым я воспользовался при поиске этих ответов, базируется частично на авторитетном мнении ведущих специалистов в этой области, а частично на анализе имеющегося опыта проектирования. В конце главы будут приведены некоторые полезные рекомендации, почерпнутые из литературы.



- Начало - - Назад - - Вперед -