Формирование ответов на основе дерева целей в системе MYCIN
В ответ система может процитировать правило, которое утверждает, что если микроорганизм имеет грамотрицательную окраску и соблюдаются другие условия, то этот организм относится к классу enterobacteriaceae. Помимо цитирования правила, в ответе также указывается, что текущая цель — выяснение класса микроорганизма.
В MYCIN сохраняется список всех решений, принятых в течение сеанса работы, а затем этот список используется для пояснения и уточнения принятых решений в ответ на вопрос пользователя почему, например, такой:
"Почему вы предполагаете, что Организм-1 это протеин?"
"Что прописывать при заражении инфекцией pseudonomas?"
Однако пользователь не может получить доступ к информации, хранящейся в виде статических знаний или в таблицах знаний, поскольку эти источники данных не имеют формата порождающих правил. Кроме того, механизм формирования рекомендаций о курсе лечения и выборе предпочтительных медикаментов представлен в программе в виде LISP-функций, которые пользователь не может просмотреть (а если и сможет, то вряд ли что-нибудь в них поймет). Пользователь также не может задать системе вопросы о том, в каком порядке просматриваются правила в процессе формирования решения и в каком порядке анализируются условия, специфицированные в этих правилах.
Подытоживая сказанное о средствах формирования пояснений в системе MYCIN, отметим, что хотя вопросы как и почему и дают пользователю определенную информацию о порядке логического вывода, но признать ее достаточной можно с большими оговорками. Пользователю трудно проследить за логикой процесса по длинной распечатке активизированных правил. Правда, такая распечатка содержит довольно ценную информацию для инженеров по знаниям и разработчиков системы, особенно на стадии ее настройки.
В тех экспертных системах, в которых используется прямая цепочка рассуждений, список активизированных правил несет еще меньше полезной для пользователя информации, поскольку на промежуточной стадии вычислений трудно по нему судить, куда же ведет цепочка рассуждений.