d9e5a92d

Перестройка в экономике


В сельском хозяйстве впервые стал внедряться "государственный план-заказ". Хозяйство, получая план закупок сельхозпродукции, должно было в своем производственном плане работ предусмотреть специализацию производства и т. д. Сельское хозяйство стало больше получать средств из госбюджета на механизацию и электрификацию производства, осуществление мелиорации и химизации почв. Были сняты ограничения с развития ЛПХ (личных подсобных хозяйств тружеников деревни).

Но сложившаяся с 30-х гг. система организации производства в форме колхозов (сельскохозяйственная артель с 1935 г. стала единственной формой коллективных хозяйств) и совхозов, централизованное планирование и управление, потеря у сельских тружеников чувства хозяина на земле, отсутствие возможностей предпринимательской инициативы — все это не позволило в очередной раз реализовать план действий по подъему экономики сельского хозяйства. С 1965 г. по 1967 г. включительно объем валовой продукции сельского хозяйства возрос лишь на 15%. VIII пятилетка (1966—1970 гг.) была самой результативной в области сельского хозяйства, ее еще называют "золотой" пятилеткой.

Сказался в целом эффект демократизации не только общественно-политической, но и экономической жизни общества, реформ 1953, 1955, 1965 гг., деятельности совнархозов, которая содействовала подъему местной промышленности, связанной с сельским хозяйством.

Интереснее была реформа по изменению системы хозяйствования в промышленности и строительстве, начатая в сентябре 1965 г. Была предпринята попытка создать новый хозяйственный механизм в этих важнейших отраслях. Во-первых, была изменена организационная структура управления, состоялся возврат к отраслевому принципу управления промышленностью, т. е. созданию союзных и союзно-республиканских министерств. Сохранялась система централизованного распределения материальных ресурсов через Госплан и Госснаб. Новообразованием была организация союзно-республиканской системы ценообразования.

Во-вторых, произошло изменение системы планирования путем усиления перспективного планирования. Главным было сокращение числа основных директивных показателей (до восьми) выполнения плана. Впервые за 1930— 1960-е гг. показатель валовой продукции был заменен на показатель объема реализованной продукции.

Предполагалось, что предприятия должны будут работать не "на склад", получая премии за перепроизводство "затоваренной", нереализованной продукции. Устанавливалось подобие равновесия между спросом и предложением.

Но, как и после нескольких лет нэпа в 1920-е гг., через некоторое время усилилась вновь роль Госплана, всей системы государственного директивного планирования. Выразилось это в количественном росте плановых показателей.

С проведением реформы оптовых цен, в том числе отчислениями в фонд экономического стимулирования, предполагалось обеспечить работу предприятий на условиях хозрасчета.

В-третьих, расширялись права и самостоятельность предприятий в области планирования, использования основных и оборотных фондов, утверждении штатов. Расширить хозяйственную самостоятельность предполагалось путем увеличения доли прибыли, распределяемой предприятиями: от 16,5 до 42%.

В-четвертых, усиление экономического стимулирования производства предусматривалось путем формирования трех основных фондов за счет прибыли и других собственных ресурсов. Определялись фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. С их помощью возрастала материальная заинтересованность работников в труде, улучшалось их обеспечение жильем, облегчалось внедрение новой техники на производство и обновление основных фондов.

Первые годы в ряде отраслей данная реформа планомерно претворялась в жизнь, что содействовало успешному выполнению заданий VIII пятилетки, а в области промышленности среднегодовой темп прироста национального дохода составил 7,1%. Выросли заметно объемы производства ведущих отраслей индустриальной и аграрной сфер. Расширилась самостоятельность предприgтий, в определенной степени впервые после нэпа были "реанимированы" товарно-денежные отношения.



Важным достижением советского общества в социальной сфере стало крупномасштабное жилищное строительство. Но самым впечатляющим был "прорыв" советских людей в космос — запуск в 1957 г. первого в истории искусственного спутника Земли и полет первого космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г.

Через некоторое время расширение хозяйственной самостоятельности пришло в несоответствие со старой системой фондирования и сделало невозможным оптовую торговлю средствами производства.

Подлинный хозрасчет так и не сложился, так как серьезным образом не была перестроена как система ценообразования, так и финансово-кредитная. В итоге вернулись к прежнему детальному планированию номенклатуры выпускаемой предприятием продукции. Это вело к дальнейшему ущемлению в правах предприятий.

К началу 1970-х гг. вновь снизились темпы прироста национального дохода.

Попытки глубокого реформирования в области промышленности и строительства не были осуществлены и не повторялись в подобной концепции вплоть до середины 1980-х гг. Опыт проведения реформ 1965 г., завершающих период преобразований в стране с 1953 г., показал: идеи новой экономической политики время от времени "робко" проявлялись в партийно-советских документах; несмотря на действия репрессивного аппарата, особенно в 1930-е гг. и 1948—1952 гг., в стране оставались знающие, опытные, преданные делу экономисты и государственные деятели, способные реформировать экономику; слабые попытки реабилитировать и развить товарно-денежные, рыночные отношения наталкивались на догматизм и неприятие новых идей в управлении со стороны, центральных партийных и планирующих органов.

Все это вело к усилению не только застойных, но и предкризисных явлений в экономике.



13.5. "Перестройка" в экономике


Советская система централизованного планирования функционировала почти 70 лет. К главным плановым целям относилось проведение с конца 1920-х гг. социалистической индустриализации быстрыми темпам и достижение на ее основе военной мощи. Это было сделано путем: а) крупных инвестиций в тяжелую промышленность, в первую очередь в сталелитейную и машиностроение; б) использования значительной доли мощностей производства для нужд оборонной промышленности и оснащения армии.

В итоге должного уровня, обеспечивающего достойную жизнь советских людей, не достигли отрасли легкой промышленности и сферы обслуживания жизнедеятельности людей из-за неразвитости во многом составных частей социальной инфраструктуры.

Экономика страны, несмотря на попытки интенсификации, развивалась по экстенсивному пути. Это вело к чрезмерному потреблению таких важнейших ресурсов, как трудовые, сырьевые, топливные, основного фактора производства — земли. Нерационально использовались накопленные капиталы.

В промышленном строительстве не учитывался экологический фактор, что вело к загрязнению окружающей среды, вызывающему опасение за здоровье людей. Более высокие темпы развития в период первых пятилеток в 1930-е гг. и сразу после окончания Второй мировой войны были связаны не с использованием фиксированного количества исходного материала, а с большими капиталовложениями и дешевизной рабочей силы, отсутствием внимания к пополнению потребительского рынка. Последнее "восполнялось" моральными стимулами к труду, административным принуждением.

Вместо рыночной, ценовой системы распределения ресурсов существовала система директивная, планово-распределительная. Директивным путем устанавливались и цены, а не на основе общепринятого в странах с рыночной экономикой соотношения спроса и предложения. Оплата жилья и цены на товары "первой необходимости" были занижены в целях сохранения социальной стабильности в обществе. К примеру, арендная плата за жилье составляла около 3% дохода трудящихся и не менялась с 1929 по 1992 г.

Из-за политики "вокруг нас враждебное окружение" экономика страны развивалась многие годы по модели "автаркии" — самообеспечения и самодостаточности. Из-за неконвертируемости рубля торговля со странами Запада была минимальной, внешнеэкономические связи после 1945 г. развивались в основном со странами социалистического лагеря и "третьего мира", т. е. бывшими колониями и полуколониями.

Монетарная (денежная) и фискальная (налоговая) политика в стране были, в отличие от стран с рыночной экономикой, пассивными. Они не являлись регуляторами:

а) совокупного уровня производства; б) занятости населения; в) цены на различные товары. Безработицы почти не наблюдалось (1—2%) не только из-за планового регулирования этим процессом. По трудовому законодательству руководители не могли уволить не только плохих работников, но и их избыточное количество. Работники уходили в случае: летальных исходов; тяжелого заболевания; серьезных проступков, несовместимых с УК; переездов; по семейным обстоятельствам.

Рынка труда не было.

Излишняя централизация, плановость во всем и зарегламентированность начали нарастать в 1970-е гг.

С окончательным свертыванием в 1970-е гг. хрущевско-косыгинских реформ в стране замедляются темпы развития научно-технической революции. Нарастает моральный и физический износ оборудования в ведущих отраслях промышленности, все от_етливее проявляется отставание отраслей промышленной инфраструктуры от основного производства. Наметился к началу 80-х гг. XX в. и ресурсный кризис из-за перемещения работ по добыче полезных ископаемых в труднодоступные районы Западной и Восточной Сибири. Перевозки на большие расстояния ведут к удорожанию сырья для промышленности.

Из-за выпуска ме-таллозатратных изделий в машиностроении в противовес миниатюризации изделий в развитых странах (Япония, США и др.) проявляется дефицит материальных ресурсов.



Содержание раздела