Как уже отмечалось, российские биржи отличались от западных тем, что им приходилось выполнять своеобразные функции торговых промышленных палат, отсутствовавших в стране. С этой целью биржи с 1900 г. ежегодно созывали съезды биржевой торговли и сельского хозяйства, на которых отстаивали коммерческие интересы отечественных предпринимателей.
Операции с ценными бумагами осуществлялись и в Российских банках. Они выдавали ссуды под ценные бумаги. Все ценные бумаги должны были котироваться на бирже с целью установления их рыночной цены.
В связи с развитием кредита под залог ценных бумаг в банках сконцентрировались огромные пакеты акций.
Опыт деятельности российских бирж и банков по операциям с ценными бумагами был в определенной мере востребован в деятельности фондовых, валютных и товарно-сырьевых бирж России в 1990-х гг. Таким образом, уже 100—150 лет тому назад:
1) ценные бумаги выступали гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц;
2) размещение ценных бумаг являлось эффективным способом мобилизации ресурсов для развития производства;
3) ценные бумаги активно участвовали в обслуживании товарного и денежного обращения;
4) курсы ценных бумаг, складывавшиеся в фондовых отделах общих бирж, являлись барометром тех или иных изменений в экономической, социальной и политической жизни страны. Их курсы резко падали в годы кризиса и повышались в период подъема экономики и определенной стабильности в обществе.
Историческое значение имеет и опыт рекламного дела, накопившийся в России в дореволюционные годы.
О зарождении рекламного дела в стране можно узнать из материалов о деловой и культурной жизни Российской империи в XVIII в.
Печатные объявления рекламного характера встречаются уже в первой российской газете "Ведомости", основанной Петром I в 1703 г. После создания в 1725 г. Академии наук появились "Санкт-Петербургские ведомости". Здесь печаталась реклама библиографического характера, на базе которой возникает издание каталогов книжной продукции.
Одновременно в первых газетах, в том числе "Московских ведомостях", Rоторые выходили под эгидой основанного в 1755 г. Московского университета, встречаются объявления и коммерческого типа. В целом, вплоть до конца
XVIII века рекламные тексты носили характер по преимуществу справочной, деловой информации, типичной для жанра объявления.
Содержательное изменение рекламных объявлений в XIX в. коснулось в первую очередь заголовков. Особое внимание уделила нововведениям в рекламном деле ставшая с 1835 г. еженедельной газета "Санкт-Петербургские ведомости".
Теперь в объявлениях каждый заголовок призывал покупателя купить тот или иной товар. Отделы объявлений стали по-настоящему рекламными, эстетику оформления поставили на службу коммерческим интересам. Основной поток коммерческих объявлений рекламного характера проходил через "Коммерческую газету" (1825—1860 гг.), которую издавал департамент внешней торговли, а также в частном издании еженедельника "Купец" (1832—1835 гг.).
В этих изданиях рекламировались товары, продававшиеся различными торговыми домами, тесно связанными с российскими заводами, фабриками, мастерскими.
Новым этапом развития коммерческой рекламы следует назвать пореформенный период, т. е. вторую половину XIX в. Ориентированные на широкую читательскую аудиторию, массовые издания газет "Голос" (1863—1889 гг.), "Петербургский листок" (1881—1916) способствовали зарождению первых российских рекламных агентств.
На рубеже XIX и XX столетий наибольшее количество рекламных объявлений помещалось в газете "Новое время". Только в одном 1896 г. доходы от рекламы здесь составили 500 тыс. руб.
О возросшем влиянии торговой рекламы свидетельствует проведение в Петербурге в 1897 г. Всемирной выставки торгового плаката.
Первым протяженным во времени на несколько веков этапом развития рекламы можно считать устную рекламу. Глашатаи на ярмарках, зазывалы, нахваливавшие товар, торговцы-коробейники и разносчики афиш метким словом и уместной шуткой способствовали успеху распродаж. Этот этап соответствовал зарождению рыночного уклада в хозяйстве и уровню культуры того времени.
С появлением печатного слова, первых газет развивается второй этап коммерческой рекламы типа объявлений. Накануне отмены крепостного права в 1830—1850 гг. можно выделить третий этап. Но все это было лишь зарождением рекламного дела.
На грани XIX—XX вв., с появлением первых рекламных агентств, происходит становление рекламного дела как составной части рыночной инфраструктуры страны, сопутствующей развитию рыночной экономики.
Остановимся на характерных особенностях четвертого этапа:
• возникновение от имени производителей общенациональной рекламы;
• рекламные агентства превратились в деловых партнеров производителей, способствоали сбыту продукции и удовлетворению спроса со стороны потребителей;
• сложилась система комиссионных отчислений как формы компенсации за услуги агентства;
• средства распространения информации стали рассматривать рекламу как важный источник денежных поступлений.
• начала развиваться теория рекламного дела;
• рекламные агентства (отделы рекламы) превратились в составную часть рыночной инфраструктуры.
Зарождение рыночной инфраструктуры в виде ярмарок произошло в Русском государстве еще до появления татаро-монголов. Если проследить кратко историю ярмарок, то их предшественниками были начиная с IX—Х вв. торжки и торги. Они не отличались еще периодичностью проведения, собирались вблизи городов или на пересечениях торговых путей.
Торговые точки вдоль Волги издавна способствовали обмену товаров и продуктов между русичами и населением степей. К устью Волги приплывали лодки с товарами для обмена с восточными купцами. Большой торг, периодически проходивший на Средней Волге еще в середине XIII в., совершался на Арском поле около Казани.
В 1524 г. Великий князь Василий Иоаннович, отец будущего царя Ивана IV, учредил русскую ярмарку в городке Васильсурске. Это был пограничный город Русского государства, за ним начиналась территория Казанского ханства. Место для больших торгов было неудачным, так как здесь обычно собиралось русское войско для похода против Казани. Поэтому ярмарка была перенесена к Макарьевскому монастырю вблизи Нижнего Новгорода и стала называться Макаръевской.
Располагалась она почти посередине Волжского пути и активно развивалась, поэтому царь Михаил Федорович Романов в 1641 г. предоставил Макарьевскому монастырю право собирать в день Святого Макария, 25 июля, таможенную пошлину с торговцев. Царь Алексей Михайлович в 1648 г. разрешил пять дней торговать беспошлинно, затем платить особый налог. В его правление в 1666 г. было определено время торговли — две недели.
В годы XVII в. сюда приезжали купцы не только со всей России, но и из-за границы. Если в конце XVII в. торговый оборот на ярмарке достигал 80 тыс. рублей, то к концу XVIII столетия уже 30 млн руб. К тому времени казной было построено в Макарьевске 1400 ярмарочных помещений.
После окончания эпохи наполеоновских войн встал вопрос о переносе Макарьевской ярмарки на другое место. У стен Макарьевского монастыря не хватало уже территорий для торгов; Волгой разрушался берег во время ежегодного половодья. В 1816 г. большой пожар уничтожил значительную часть Гостиного двора с пристроенными к нему помещениями, а приезжающим на ярмарку людям, не только купцам, хотелось бы получше устроиться в бытовом отношении.
Поэтому 15 февраля 1817 г. произошло знаменательное событие — Макарьевская ярмарка была перенесена на низменное место напротив Нижнего Новгорода и стала именоваться Нижегородской. Казна на сооружение Гостиного двора выделила 6 млн руб., возглавил строительство генерал-лейтенант Бетанкур. И 1822 г. в сорока рядах ярмарки была открыта торговля. Был установлен режим функционирования торгов с 15 июля по 15 августа, а с 1864 г. работу ярмарки продлили до 25 августа. 14 июня 1888 г. высшими инстанциями были утверждены "Правила торговли".
Исходя из них создавалась такая структура управления ярмарочной торговлей: собрание уполномоченных ярмарочного купечества; ярмарочный комитет; ярмарочная контора.
Высшее наблюдение осуществлял губернатор Нижегородский, которому по Высочайшему повелению государем императором давались чрезвычайные права на время ярмарочных дней.
На ярмарке имелись: отделение Государственного банка, пассаж для розничной торговли, театр, цирк.
На ярмарку съезжались около 200 тыс. человек, особенно колоритно выглядели купцы в восточных костюмах. Если в год открытия (1822 г.) было привезено товару на 26 млн руб., то в 1881 г. — на 244 млн руб., причем продано было 99% товаров. Такой значительный оборот соответствовал экономическому подъему, наступившему после отмены крепостного права и завершения промышленной революции.
Успеху распродаж способствовало и удобное географическое положение ярмарки.
Экономическое значение Нижегородской ярмарки заметно уменьшается с сооружением Закаспийской железной дороги и Транссибирской магистрали. Теперь товары из восточных регионов страны могли доставляться сразу в Москву и в промышленные центры Европейской части.