Таблица 19
Общая характеристика этапов послевоенного развития ФРГ
За границу начинают перемещаться в основном нерентабельные, а также экологически вредные предприятия. В стране остаются отрасли с технологически сложным производством, на продукцию которых имеется высокий спрос.
Важное значение для укрепления роли и места ФРГ в Западной Европе имело завершение создания свободной торговли промышленными товарами и образование в 1979 г. Европейской валютной системы.
Получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, взяв курс «внешнеэкономической ориентации». В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось.
Главным торговым партнером Японии были США. Для более эффективного использования американской помощи был организован «Специальный счет для промышленных инвестиций». В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.
С середины 50-х гг. Япония вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Началось время «экономического чуда» (табл.
20).
Таблица 20
Показатели экономического развития развитых стран
в 19511970 гг. (в%)
Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. При перестройке японской промышленности был использован опыт прямого контроля, осуществлявшийся накануне войны, при активной роли правительства в формировании структуры промышленности. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях.
Особое значение имел полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили:
1) распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами;
Основной акцент делался на «свободу индивидов» и гарантию социального дохода, не ослабляющего побудительные мотивы к высококачественному труду. Принцип «справедливого распределения» уступил место принципу «равных возможностей».
Особенности экономического развития западных стран позволяют выделить три основные модели смешанной экономики.
Национальные модели смешанной экономики:
1) неоэтатистская модель: Франция, Великобритания, Италия, Япония;
2) неолиберальная модель: США, ФРГ;
3) модель централизованного согласия: Швеция, Нидерланды; Австрия, Бельгия.
Эта классификация является достаточно условной, т. к. в действительности каждая страна со временем может использовать инструменты, свойственные другой модели. Так, для Франции было характерно сближение с неолиберальной моделью, для США, наоборот, с неоэтатистской. Тем не менее, развитие смешанной экономики представляет собой сочетание этих трех моделей.
Но их проявление в конкретной экономике меняется от одной страны к другой.
9.4. Современный этап развития мирового хозяйства
Современный этап хозяйственного реформирования обусловлен рядом объективных причин. Экономические кризисы 19801982 гг. и 19921993 гг. были более глубокими и продолжительными, чем все остальные циклические кризисы послевоенной экономики. При этом они переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего сырьевыми и энергетическими, и структурными кризисами.
Среди факторов, вызывающих разбалансированность экономики, можно отметить новый виток научного прогресса, исчерпание возможностей экстенсивного типа экономического роста, а также ограниченность традиционных мер государственного регулирования экономических процессов. Особое значение приобретает глобализация производства и потребления, которая становится главным фактором мирового экономического развития.
Глобализация вхождение всех стран в зависимости от достигнутого уровня развития в мировое хозяйство, их интеграция и взаимодействие, размывание границ между национальными комплексами, образование единого экономического пространства.
Факторы глобализации:
1) постоянное увеличение общего количества государств;
2) противоречивые последствия НТР;
3) возникновение региональных объединений;
4) разрыв в уровне развития стран.
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам. Особенности новой политики особенно ярко проявились в развитии «рейганомики», названной по имени президента США Р. Рейгана.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой денежно-кредитной политики, направленной на преодоление инфляции.
Нацеленность «рейганомики» на стимулирование предложения и ограничение спроса при необходимости увеличения сбережений послужило основой для названия данной экономической модели «теорией предложения». Осуществление этой программы столкнулось с серьезными трудностями. В 19801982 гг. экономику страны охватил экономический кризис. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Безработица составила более 10 %. В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и денежно-кредитной политикой.
Однако экономическое развитие США происходило совсем не по сценарию авторов «теории предложения». Так, средние темпы роста реального ВНП в 19811985 гг. составили 2, 4 % значительно меньше, чем обещала администрация (3,8 %). Среднегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9 %), хотя и были несколько выше, чем в 19731981 гг. (0,6 %), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9 %). Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе.
От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи.