d9e5a92d

Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг


Золотовалютная система состояла из нескольких зон, привязанных к определенной валюте. Так, стерлинговая зона возникла в 1931 г. по решению стран Британского содружества (за исключением Канады), Португалии, Ирана, Скандинавских стран и Латвии стабилизировать свои денежные системы по отношению к фунту стерлингов, а не золоту. Это объяснялось особым положением Великобритании, т. к. ее национальный доход претерпел наименьшие сокращения в годы великой депрессии, кроме того, она являлась основным торговым партнером всех перечисленных стран.

Практически одновременно возникли зона доллара и зона франка. Их развитие способствовало расширению функций центральных банков, т. к. в рамках существующих валютных зон они должны были поддерживать твердые курсы продажи и покупки основной валюты. Главной проблемой стало обеспечение ликвидности центра в отношениях со странами, не входящими в валютную зону, поэтому основным инструментом финансовой политики служили фонды валютной стабилизации, действующие в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.

В октябре 1936 г. между ними было подписано трехстороннее соглашение о регулировании курса золота для снижения убытков при конвертируемости валют.

7.3. Мировой экономический кризис 19291933 гг
В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 19291933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия самый глубокий кризис перепроизводства в истории.

Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг

Мировой экономический кризис 19291933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства. Так, курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже с 216 пунктов в сентябре 1929 г. упал до 34 в январе 1931 г.; за 4 года «лопнул» 5761 банк с общей суммой вкладов в 5 млрд. долл. Промышленное производство снизилось на 46 % по сравнению с 1929 г. (уровень 19051906 гг.), а цены на сельхозпродукцию упали в 34 раза. Национальный доход уменьшился в 2 раза; в 3 раза уменьшился объем внешней торговли.

Правительство Гувера предложило шестидесятидневную программу борьбы с кризисом. В соответствии с ней предполагалось вложить 8 млрд. долл. в капитальное строительство, привлечь 3 млрд. частных инвестиций для развития промышленных и железнодорожных компаний, создать национальную кредитную корпорацию и Федеральное фермерское бюро (капитал в 3,5 млрд. долл.) для закупки сельхозпродуктов и поддержания уровня цен. Однако смягчить кризис не удалось.

С 1932 г. после победы Ф. Рузвельта на выборах начинается осуществление крупномасштабных реформ, получивших название «Нового курса Рузвельта». Его теоретической основой в отличие от «грубого индивидуализма» предшествующих политиков стала кейнсианская доктрина, предусматривающая усиление государственного регулирования экономики.
Этапы «Нового курса Рузвельта»

Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг

Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг

Таким образом, важнейшим инструментом регулирования стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялись расширенное воспроизводство и социальные преобразования.
В Англии мировой кризис начался позже из-за медленного послевоенного восстановления промышленности. Однако его последствия были очень ощутимыми для экономики, т. к. объем производства сократился на 15 %. Наиболее значительно пострадали традиционные отрасли производства, произошло ухудшение внешней торговли и обесценивание национальной валюты на 30 %. Еще до наступления кризиса правительство лейбористов образовало специальное министерство «по борьбе с безработицей», которое предложило следующую программу: переселение рабочих из районов депрессии в сельскую местность и доминионы и организацию общественных работ. Однако реализация этой программы результатов не дала. Для решения кризисных проблем в марте 1931 г. была создана особая королевская комиссия по национальной экономике во главе с крупным банкиром Дж. Мэем.

Уменьшение дефицита госбюджета в 120 млн. фунтов стерлингов предполагалось достигнуть в результате сокращения государственных расходов путем снижения пособий по безработице, расходов на социальные нужды и увеличения налогов. Принятый в ноябре 1931 г. «Закон о проверке нуждающихся», запрещающий выдачу пособий тем безработным, которые находились на иждивении семьи, привел к уменьшению выплат пособий по безработице. Следующей мерой правительства стала отмена золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к девальвации бумажного фунта, но укрепило положение Англии на мировом товарном рынке. Одновременно вводятся временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине, предусматривавшим 10 % обложение всех ввозимых товаров.

Вместе с тем данный закон давал возможность правительству увеличивать размеры пошлины до 100 % стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи. Мировой экономический кризис вынудил Англию пересмотреть вопрос об отношениях с Германией. Тесное сотрудничество крупнейших английских банков и монополий и немецких компаний приносило им большие доходы, но одновременно они вместе с американскими компаниями вырастили конкурента и агрессора, развязавшего вторую мировую войну.
Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался до 1935 г. включительно. Падение промышленного производства в этой стране не было таким быстрым, как в Германии и США, но зато более длительным. Развитие кризиса можно проследить по таблице 14.
Таблица 14
Индекс промышленного производства развитых стран
(1929 г. = 100 %)

Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг

За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6 % от уровня 1929 г., производство средств производства до 80 %, выплавка чугуна и стали почти на 50 %. Внешняя торговля уменьшилась более чем в два раза. Закрывались банки, росла безработица, массовый характер приняло разорение крестьянских хозяйств.
Одним из следствий такого положения стала достаточно отчетливая тенденция фашизации Франции по примеру соседних Германии и Италии. Однако в отличие от названных стран фашизм во Франции не имел достаточной социальной базы. Его развитию противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества.

Наиболее активные противники фашизма объединились в единый Народный фронт, программа которого была опубликована в январе 1936 года.
Программа Народного фронта:
национализация объектов военной промышленности и Французского банка;
реформа налоговой системы;
создание национального фонда помощи безработным;
организация общественных работ для безработных;
сокращение рабочей недели с сохранением заработной платы;
введение пенсий по старости;
заключение коллективных договоров;
введение справедливых цен на сельскохозяйственную продукцию;
расширение советско-французских связей.
Важнейшей победой Народного фронта стали «Матиньонские соглашения» между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы; признание профсоюзов и цеховых старост; 40-часовая рабочая неделя и оплачиваемый отпуск (14 дней в году). Однако фактически деятельность Народного фронта сводилась не к борьбе с кризисом, а к расшатыванию социально-экономических устоев капиталистического государства. Дальнейшие меры правительства Л. Блюма, связанные с осуществлением частичной национализации военной промышленности, банковской и налоговой реформ, социальных программ привели к росту дефицита госбюджета и оттоку капиталов за рубеж. В 19371938 гг. правительство Народного фронта вынуждено было объявить паузу в проведении реформ, а в апреле 1938 г. после прихода к власти правительства Ф. Даладье произошел окончательный отход от программы левых сил.

В условиях нарастающей военной угрозы был взят курс на милитаризацию экономики. Однако опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.
Германия стала одной из наиболее пострадавших стран от мирового экономического кризиса, т. к. ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных инвестициях. Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля-августа 1932 г. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6 %. Прекратилось строительство. В 2,5 раза упали обороты внешней торговли.

Число безработных к началу 1933 г. равнялось 9 млн. человек, что составляло половину лиц наемного труда. Под влиянием промышленного углублялся и сельскохозяйственный кризис, в результате которого объем сельскохозяйственного производства сократился на 31 %.
Кризис в Германии вызвал к власти фашизм. Его сущность еще в 1934 г. определил ХIII пленум Коминтерна как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансового капитала. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику.

В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда. Одновременно осуществлялась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей и синдикатов, а в 1934 г.  принят закон об органическом построении германского хозяйства.

Все предприятия в принудительном порядке были объединены по отраслям и территориальным районам. Так была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела). Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата как высший экономический орган во главе с крупными монополистами, получавшими титул хозяйственных вождей.

Основным принципом управления стал «фюрер-принцип», требовавший безоговорочного подчинения вышестоящему начальнику.



Содержание раздела