Хозяйственная культура представляет совокупность стереотипов образа жизни и потребления, уровня и структуры потребностей, норм и образцов хозяйственных представлений и социального взаимодействия субъектов, национальных форм организации производства и трудовой этики.
Определение предмета исследования истории экономики позволяет соотнести ее с экономической историей и всеобщей историей. Экономическая история изучает «экономическое движение» общества, особенности и закономерности его изменений, их связь со всеми явлениями общественной жизни. История же экономики рассматривает эволюцию способов производства, хозяйственных механизмов, экономических институтов. Знание экономической истории способствует более точному пониманию подоплеки политических событий прошлого и тенденций настоящего.
Связь экономической истории со всемирной проявляется в том, что обе анализируют явления в процессе их развития, но предмет всемирной истории гораздо шире, т. к. охватывает изменения цивилизации в целом.
1.2. Методы и функции науки
Основными методами истории экономики являются исторический, логический, причинно-генетический, структурно-функциональный, хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии.
Особое значение для проведения историко-экономического анализа имеет типология, применение которой необходимо для всех наук, имеющих дело с крайне разнородными по составу множествами объектов.
Типология метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели.
Цель типологии в истории экономики описание множества хозяйств. Наиболее распространенной типологией является их определение на основе совокупности следующих признаков:
технологических степени развития орудий труда и технологий;
экономических системы отношений собственности, формы связи производителей и потребителей;
социокультурных, в том числе хозяйственной культуры;
институциональных роли государства и других общественных институтов в организации производства.
Результатом такого подхода стало выделение макромоделей первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического типов хозяйства с учетом национальных и региональных особенностей экономического развития.
Приоритетными функциями истории экономики являются:
прагматические (пропаганда опыта и уроков хозяйственного развития);
ценностные (анализ основных вех экономического развития должен сопровождаться нравственной оценкой целей, путей, средств и результатов экономического развития);
культурные (история экономики выполняет функции социальной памяти, позволяющей сохранить преемственность в хозяйственной практике и экономической теории на основе критического отбора материальных и идейных элементов прошлого);
фундаментальные и мировоззренческие (историко-экономическое познание способствует научному обоснованию новых и всесторонней плодотворной критике существующих теорий, что содействует формированию гибкого экономического мышления).
Выполнение этих функций определяет место истории экономики в системе экономических наук. Являясь методологической основой данной системы, экономическая теория представляет собой теоретическую дисциплину, законы и категории которой производны от качества, количества и полноты первичной экономической информационной базы. Поэтому роль фундамента рассматриваемой системы выполняют история экономики и история экономических учений.
Подчеркивая важность их изучения, можно провести аналогию с тем, что сказал о естествознании английский физик Томпсон: " Исследования в прикладных науках ведут к реформам, а в фундаментальных к научным революциям».
1.3. Проблемы периодизации истории экономики
Одним из наиболее сложных вопросов современной истории экономики остается периодизация. Здесь можно выделить несколько подходов.
Формационный подход базируется на марксовой схеме деления мировой истории на первичную (доклассовую), вторичную (классовую) и третичную (бесклассовую) формации. Несмотря на логичность построения, данная схема представляет собой довольно упрощенное понимание истории как линейно-прогрессивного процесса смены низших общественных форм высшими, в основе которого лежат материальные факторы. К тому же она применима только к ограниченному региону Западной Европе и к определенному промежутку времени (до середины XIX в.).
Поэтому в центре его внимания не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества материальных, идейных, культурных, религиозных, нравственных и т. д. в их единстве и взаимодействии. Однако такой подход также не лишен недостатков, связанных прежде всего с непроработанностью основных терминов. Например, понятие «цивилизация» характеризует как стадию развития общества, так и культурно-исторический тип.
В настоящее время стремление ученых избежать крайностей и противоречий названных подходов привело к быстрому оформлению нового циклического направления в анализе проблемы периодизации. В соответствии с теорией экономических циклов в истории экономики можно выделить их четыре основных вида:
среднесрочные с десятилетней амплитудой колебания;
полувековые (циклы Кондратьева), связанные со сменой поколений людей, технологических укладов, основных фондов, с переменами в экономических и социально-политических отношениях;
вековые, отражающиеся в периодической смене мировых цивилизаций;
тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родственных цивилизаций.
В результате современная периодизация истории экономики приобрела более строгую и точную форму, которая включает семь цивилизаций и три суперцикла (табл. 1).
Таблица 1
Циклическая периодизация истории экономики
С развитием промышленного переворота центр тяжести был перенесен на эндогенные (внутренние) факторы.
Циклический подход позволяет по-новому взглянуть на проблемы, происходящие сегодня в мире в целом и в России в частности. Состояние мировой и отечественной экономики это результат естественного хода развития человеческого общества, а переход к рыночной экономике объективная необходимость, обусловленная сменой индустриальной цивилизации постиндустриальной. Продолжительность переходного периода, если его понимать как этап кризиса и вытеснения уходящей и рождения новой цивилизации, по расчетам В. И. Кузьмина и А. В. Жирмундского, составляет 1/4 общей длительности цикла, следовательно, Россия в новую цивилизацию войдет в 2010 г. Так как наша страна в силу разных причин позднее вступала во все суперциклы, но проходила их быстрее, нельзя однозначно говорить о прогрессе или регрессе ее развития.
Тесты по теме