d9e5a92d

Концентрация производства и централизация капитала.


Выходу из затянувшегося экономического кризиса способствовало использование экономического потенциала колониальных владений Франции, территория которых в 20 раз превосходила площадь метрополии. Кроме того, усилились концентрация производства и централизация капитала. Крупные монополистические объединения Шнейдера, Венделя, Ротшильда были известны за пределами страны. Три крупнейшие компании контролировали добычу угля, автомобильную и пищевую промышленность.

Интеграционные процессы в банковской сфере возглавили банки: Парижско-Нидерландский, Индокитайский, Лионский кредит. Внутренняя и внешняя торговля расширилась.

В 1924 г. объем промышленного производства впервые превысил предвоенный уровень. Темпы прироста составили 5% в год. Но слабой оставались энерговооруженность и техническая оснащенность французских предприятий.

Это привело к удорожанию продукции, а значит, и к снижению ее конкурентоспособности. Застой в легкой промышленности по-прежнему негативно сказывался на общем состоянии экономики. Однако на состоянии сырьевой и металлургической отрасли сказался положительный эффект от присоединения Эльзаса, Лотарингии и использования запасов Саарс-кого угольного бассейна.

В итоге, в 1930 г. объем промышленной продукции составил 140% от уровня 1913 г. В 1930 г. было добыто 54 млн т угля; выплавлено 10 млн т чугуна и 9 млн т стали; произведено 17 млрд кВт/час электроэнергии; выплавлено 14,4 млн т алюминия.

Еще в 1923 г. Франция совместно с Бельгией оккупировали Рурскую область — одну из самых промышленных территорий, остававшихся у Германии. Политика "пассивного сопротивления" немцев привела к прекращению добычи угля в Руре и остановке ряда металлургических предприятий Франции. В итоге выросла инфляция, а сменивший Эррио глава правительства Пэнлеве не смог долго удержаться у власти. К тому же колониальные войны в Сирии и Марокко отвлекали много сил и средств страны.

К власти пришел Р. Пуанкаре, его милитаристские устремления не способствовали улучшению отношений с Германией. Военный бюджет страны в 1927—1928 гг. составил 2 млрд золотых франков, т. е. вдвое превысил показатели 1913 г.

Во внутренней политике Франция предвосхитила действия Англии: были повышены косвенные налоги, сокращена зарплата рабочим и служащим, уменьшены пенсии инвалидам войны. Денежная реформа в конце 1926 г. привела к устойчивости курса франка. По-прежнему, даже в 1929 г. доходы от ценных бумаг во Франции втрое превышали доходы, от промышленности.

Кризис затронул как производство средств производства, так и производство предметов потребления. Отчетливо проявилась недогрузка промышленных предприятий. Промышленное производство сократилось на треть; особенно сильно это проявилось в легкой, во многом немонополизированной промышленности.

До начала Второй мировой войны так и не улучшилось положение в судостроительной и угольной отраслях и в производстве зерна и мясопродуктов. Разорились 10 тыс. мелких предприятий, 100 тыс. торговых заведений и десятки крупных компаний.

Тяжелое материальное положение населения использовали организации "Боевые кресты" и "Патриотическая лига" (1934 г.). Эти фашистские организации были тесно связаны с правыми буржуазными партиями, это и оттолкнуло от них мелкую и среднюю буржуазию. Осенью 1930 г., на год позже, чем в других странах, разразился экономический кризис, продолжавшийся вплоть до 1935 г.

Фашистским организациям противостоял Народный фронт, в программу которого входили требования: о частичной национализации промышленности и банков, сокращении рабочей недели и создании новых рабочих мест; организации общественных работ; регулировании закупочных Цен на сельхозпродукцию; реформировании налогообложения и т. д.

Народный фронт с этой программой победил в парламентских выборах начала 1936 г. Для реализации своей программы распускается фашистская организация "Боевые кресты", ее военные склады ликвидируются. Национализируется ряд отраслей военной промышленности, узаконивается 40-часовая рабочая неделя, на 7—15% повышается заработная плата рабочим, вводится оплачиваемый 2-недель-ный отпуск. Государство признает лигитимность коллективных договоров на предприятиях и функционирование рабочих комитетов.



По твердым ценам производятся массовые закупки сельхозпродукции для жителей городов; ремесленникам предоставлялся дешевый кредит.

Правительству Народного фронта противостояли крупные концерны и банки — оппозиция в Сенате. Проводился "тихий саботаж" решений правительства — массовый вывоз золота и ценностей за границу, что ослабляло франк, искусственно завышались цены на отечественные товары и т. д.

В итоге, встает проблема острейшего дефицита государственного бюджета. Девальвация франка усилила социальное противостояние. Правительство не решилось взять под контроль деятельность Французского банка и провести радикальную налоговую реформу. Леон Блюм ушел в отставку, а правительственный кабинет возглавил К. Шотан, который продержался до весны 1938 г. Народный фронт окончательно распался.

К власти пришел Даладъе, допустивший много уступок Германии. Он от имени Франции стал инициатором подписания позорного Мюнхенского соглашения, явившегося прологом ко Второй мировой войне.

Итак, в 1930-е гг. обозначились два пути выхода из затянувшегося мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг.: путь государств, развивающихся в условиях рыночной экономики и буржуазной демократии (США, Англия, Франция), и второй путь — стран с тоталитарным режимом: фашистской диктатурой в Италии и Германии, диктатурой милитаристских кругов в Японии.

Италия в годы Первой мировой войны выступила на стороне стран Антанты. А в 1923 г. здесь впервые в мире пришел к власти фашистский1 режим во главе с Муссолини. Объяснить это можно несколькими обстоятельствами.

Италия вышла из Первой мировой войны с самой истощенной из всех европейских стран экономикой. В определенной степени это объясняется отсутствием до 1914 г. у Италии прочных хозяйственных взаимоотношений со странами-союзниками в 1914—1918 гг., особенно с США. Страна географически далеко расположена от Атлантического и Тихого океанов, через которые с XVI в. шли огромные грузопотоки, активно развивалась внешняя торговля.

Страна не имела колоний, не могла использовать их сырье и пополнить людской контингент вооруженных сил, как это делали Англия, Франция и даже США, захватившие ряд островов и архипелагов на грани XIX и XX столетий.

Объединившись лишь в XIX в. в единое централизованное государство, Италия не сумела, как Германия при Бисмарке, укрепить внутриэкономические связи.

К концу 1918 г. здесь разразился глубокий экономический и политический кризис. Сильно расстроенными были промышленность, финансы, сельское хозяйство. Безработица и нищета вызывали отчаянное сопротивление широких народных масс. Социалисты получили треть голосов на выборах в парламент в 1919 г. Летом 1920 г. происходили самостийные захваты рабочими заводов и фабрик, десятки предприятий в Милане, Турине и других городах находились под управлением рабочих.

Правительство Италии вынуждено было пойти на ряд реформ: разрешили крестьянам самовольно захватывать необработанные земли; был проведен закон о социальном страховании от безработицы.

Одновременно, не без участия средств крупных промышленных и банковских магнатов, в Италии появляются первые фашистские организации. Как показали события последующих лет, программа их была лживой, в ней обещалось ввести 8-часовой рабочий день, говорилось о равенстве наций и т. д., что позже не реализовалось.

Боевые отряды фашистов разгромили рабочие организации и крестьянские кооперативы. Фашистов поддержала Всеобщая конфедерация промышленников и помещичьих союзов. После похода 40 тыс. "чернорубашечников" на Рим в 1922 г. король назначил Муссолини премьер-министром Италии.

Фашистские боевые отряды стали частью репрессивного правительственного аппарата. Власть короля сохранялась лишь номинально.

Муссолини до 1936 г. занимал одновременно семь министерских постов. Тоталитарная диктатура одной партии и одного человека была установлена в государстве с этатистским вариантом экономики ("этат" в переводе с французского означает "государство"). В литературе это получило название "корпоративного государства".

Главными задачами корпоративного государства было: централизовать управление экономикой; сконцентрировать все ресурсы страны под единым управлением; осуществить милитаризацию экономики.

Было создано 22 корпорации — по одной в каждой из основных отраслей промышленности. Кроме предпринимательских союзов в руководство входили представители фашистской партии и контролируемых ею профсоюзов. Муссолини не только возглавил Министерство корпораций, но и был председателем каждой из 22 корпораций. Парламент был окончательно разогнан, его заменила "Палата фашистских организаций и корпораций" (1938 г.). Создание такого механизма управления государством отвечало интересам монополий, которые были заинтересованы в развитии военной промышленности и охотно служили Муссолини.

Муссолини и его родственники владели контрольными пакетами акций целого ряда известных объединений, в том числе и концерна "Монте кантина" с годовым доходом в 1 млн лир.



Содержание раздела