d9e5a92d

Бюджет 1881 г.


Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881 г. был сведен с дефицитом в 50 млн рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885 гг.

На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н. X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883 г.) в докладах и записках Александру III:

• обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

• укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

• направить кредит в сферы, производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

• преобразовать систему налогов;

• добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.

Н. X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов. 12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак.

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

В 1880-е гг. Н. X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-—1885 гг.

Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861 г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т. д.

Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние "временнообязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882 г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал ри выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн руб.

В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860—1870-х гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890-х гг.

В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.



Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н. X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части. По инициативе Н. X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек.

Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдавались на 36 и 4.8 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т. е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75—2,25%.

Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

Иван Алексеевич Вышнеградский (1831—1895 гг.) сменил Н. X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики, он основал научную школу по конструированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в. Признаны его заслуги и в модерниOации крупных военных предприятий России.

Самым положительным в деятельности И. А. Вышнеградского на посту министра финансов было: дальнейшее воплощение в жизнь идей Н. X. Бунге по подготовке денежной реформы и в достижении бездефицитного бюджета; планомерное накопление золотого запаса; продолжение политики протекционизма: если при Н. X. Бунге были введены 10% пошлины на иностранные товары — металл и машины, то при И. А. Вышнеградском выросли пошлины на чугун, сталь, а также хлопок; осуществление, как и в прежние годы, перехода частных железных дорог под контроль государства; продолжение деятельности Крестьянского и Дворянского поземельного банков; изыскивание новых налогов, чем в стране активно занимались уже к тому времени 200 лет.

Как ведущий специалист страны в области конструирования машин, министр финансов более других высокопоставленных чиновников того времени разбирался в особенностях индустриализации в стране, понимал необходимость развития отраслевого машиностроения. Для решения этих задач и распределялись денежные потоки из государственной казны. Пристально следил он и за дальнейшим развитием промышленной инфраструктуры, в том числе транспортной сети.

Заметной была роль министерства финансов в прокладке с 1876 по 1890 г. более 10 тыс. верст новых железнодорожных путей.

Тяжелая промышленность страны в конце 80-х — начале 90-х гг. XIX в. обслуживала не только железнодорожное строительство, но и различные отрасли промышленного производства. В это время усилились вложения в российскую экономику иностранного капитала, который играл немаловажную роль и в развитии кредитной системы России.

Целенаправленное инвестирование иностранных банков в российскую промышленность началось с 1886 г. Фирма Ротшильдов (Париж) приобрела контрольный пакет акций Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества. Скупая нефть в Баку — на первых в России нефтяных промыслах — Ротшильды организовали переработку нефти и в большом объеме экспортировали из России керосин.

История проникновения иностранных капиталов в Россию началась еще в XVIII в., когда правительство Екатерины II в 1769 г. впервые организовало иностранный займ. Вначале инициатива находилась в руках голландских банкирских фирм типа Rosenthal и др. К середине XIX в. с ними стали конкурировать английские банки.

После отмены крепостного права за границей стали размещаться не только государственные, но и гарантированные правительством облигационные займы учрежденных в России железнодорожных обществ.

Основным рынком реализации российских ценных бумаг — государственных и частных (под правительственную гарантию) — становится в 1870-е гг. Германия. Размещением их занимался в этой стране "Русский синдикат", состоявший из ряда банков и банкирских домов Германии.

После некоторого охлаждения отношений с Германией во второй половине 1880-х гг. произошел отлив российских ценных бумаг из этой страны, чем и воспользовались французские банки, скупив ценные российские бумаги у германских банков. Такова была предыстория усиления роли французского капитала в России.



Содержание раздела