d9e5a92d

Безопасная керосиновая лампа


В 1853 г. во Львове была изобретена безопасная керосиновая лампа. Это в середине XIX столетия стимулировало добычу и переработку нефти. Первый керосин на заводе В. А. Кокорева стали выпускать уже в 1861 г. К концу века керосин, смазочные масла получали на предприятиях П. И. Губонина (под Москвой), появились такие заводы на Украине, в Средней Азии, на Керченском полуострове, в Нижнем Новгороде, в Баку и т. д. Отдельные заводы в год перерабатывали до 30 тыс. пуд. нефти.

Не остался в стороне Л. Нобель, И. Ахвердов и другие предприниматели страны.

В. А. Кокорев уже в 1859 г. построил железные баржи для перевозки нефтяных грузов по Волге. И в 1873 г. началась перевозка нефти из Баку по Каспийскому морю на Волгу с использованием цистерн. В 1885 г. механик В. И. Калашников соорудил прообраз будущих танкеров.

Россия в создании нефтяного флота опережала планету, так же как и в организации перевозки нефти в железнодорожных цистернах.

Общее число нефтепредприятий в 1915 г. достигло трехсот. Нефтяным бизнесом в начале XX в. занимались в совместных с Россией предприятиях почти 20 французских, американских, голландских, бельгийских фирм. Бурное развитие нефтяного бизнеса одновременно с активной прокладкой железных дорог во многом предопределило широкое формирование кредитно-банковской системы в стране.

И во второй половине XIX столетия банковский капитал иногда сращивается с промышленным предпринимательством. В 1866 г. был создан Московский Купеческий банк во главе с известным нефтепромышленником В. Кокаревым. Он вместе с П. И. Губониным основывает в 1870 г. в Петербурге Волжско-Камский акционерный коммерческий банк.

Помогал нефтеперерабатывающей промышленности и крупнейший из частных банков Русско-Азиатский.

В. Г. Шухов сыграл ведущую роль в расширении производства мазута. Высококачественные российские смазочные материалы скоро вытеснили с рынков Западной Европы американские масла.

Изобретение в 1885 г. карбюраторного двигателя привело к сооружению в стране бензиновых заводов. Известный инженер и предприниматель В. Г. Шухов спроектировал и построил в 1878 году первый в стране Балахнинский нефтепровод в 12 км — от промыслов до нефтеперерабатывающего завода в Баку, использовались трубы с диаметром в 100 мм. Позже были соединены трубопроводами Грозный — Махачкала, Тула — Краснодар и т. п.

Разведка и промышленная добыча газа были еще впереди.

Кроме автомобилестроения и нефтепереработки новым и чрезвычайно перспективным направлением было зарождение и развитие электротехнической отрасли.

Теоретические основы горения и газификации топлива обосновал великий ученый Д. И. Менделеев, в том числе прояснивший вопрос о роли кислорода в процессе горения. Основы теплотехники разрабатывал Э. X. Ленц, открывший закон "Джоуля—Ленца". Профессор И. А. Вышнеградский, ставший позднее министром финансов, заложил базу для развития теории паровых машин, что помогло наладить выпуск агрегатов мощностью до 600 л. с. Профессор В. И. Гриневецкий разработал метод теплового расчета двигателей внутреннего сгорания. Известен вклад российских ученых в создание газовых турбин для авиационной техники и т. д.

Большую помощь в решении топливной проблемы в России оказал профессор К. В. Кирш, предложивший использовать подмосковный уголь в промышленных целях. На это топливо в начале XX в. была переведена часть котлов ТЭС ситценабивной фабрики в г. Серпухове.

Российские ученые успешно решали и важнейшие проблемы электроэнергетики. Все началось в 1803 г. с появлением трудов В. В. Петрова "Известия о гальвани-вольтовских опытах". Экспериментируя на гальванической батарее, он показал возможность практического применения электричества в целях освещения, плавки металлов, восстановления металлов, создал прообраз провода с эмалевой изоляцией.

В 1832 г. П. Л. Шилинг сконструировал электромагнитный телеграф, который и продемонстрировал в Петербурге.

Начало внедрения переменного тока в практику положил П. Н. Яблочков, изобретя в 1876 г. "электрическую свечу"

А. Н. Лодыгин еще в 1873 г. осуществил уличное освещение лампочками накаливания, а в 1890 г. запатентовал первые лампы с вольфрамовой нитью.



Известны работы уральского инженера с Турьинских рудников в области радио А. С. Попова.

Далеко не всегда российские ученые, изобретатели и инженеры смогли реализовать на практике свои теории и предложения. Косность административных органов в вопросах технического прогресса, недостаток финансирования привели к тому, что П. Н. Яблочков больше жил в Париже, а А. Н. Лодыгин в 1917 г. уехал навсегда в США.

На завершающем этапе промышленной революции использование паровой машины все чаще оказывалось недостаточным для дальнейшего развития производительных сил. Предприниматели и общественные деятели проявляли интерес к электрификации производства и быта людей.

В начале XX века насчитывалось 200 электростанций в Петербурге и 300 — в Москве, ими вырабатывалась электроэнергия постоянного тока.

В 1886 г. по проекту В. Н. Чиколева, под руководством Р. Э. Классона, вводится в действие ГЭС на реке Охте мощностью 270 кВт/ч, с нее передавалась энергия на Охтинские пороховые заводы. Позднее Р. Э. Классон стал широко известен возведением мощных для этого времени ГЭС в Москве и Петербурге в 1897—1898 гг.

В конце века стали ликвидироваться многочисленные мелкие ГЭС и ТЭС на предприятиях. Взамен вводились более крупные районные электростанции. Крупнейшая из них, созданная в 1914 г., называлась "Электропередача", которая в советское время была переименована в "ГРЕС им. Р. Э. Классона", она имела четыре паровых турбины мощностью по 5000 тыс. кВт.

С 1915 г. крупные электростанции стали объединяться. "Электропередача" была объединена со станцией "Акционерное общество электрического освещения".

Накануне Первой мировой войны электростанции России вырабатывали в год до 2 млрд кВт/ч. Использование энергии пара и электричества намного улучшило общецивилизованный показатель энерговооруженности одного рабочего в России. Но даже в условиях промышленного подъема 1909—1913 гг..страна по этому показателю отставала от США в 3 раза, вместо энерговооруженности одного рабочего в США в 2,3—2,4 л. с. Россия имела показатель 0,75 л. с.

Объяснить это можно рядом причин. Главная заключается в развитии страны во "втором эшелоне" капиталистических стран, из-за задержки отмены крепостного права и более поздним началом промышленной революции. Вплоть до XX в. на многих горнодобывающих и металлургических предприятиях старейшего промышленного района — Урала и Западной Сибири, как и в XVIII в., использовалась энергия воды и ветра, естественно, это снижало показатель энерговооруженности рабочих в целом по стране.

В развитии российской электроэнергетики определенную роль сыграл иностранный капитал. К примеру, монополист в области электроснабжения "Общество электрического освещения 1886 года", которое занималось разработкой электрических устройств и аппаратуры для применения в промышленности и быту, в 1890 г. располагало капиталом всего в 3 млн рублей, большинство акций принадлежало германским фирмам во главе с известным объединением К. Ф. Сименса.

Основные задачи по электрификации страны предстояло решить только в XX в. Объективные трудности в их решении появились в годы русско-японской и Первой мировой войны и трех революций. В целом период между 1861 и 1917 гг. характеризуется становлением российской гид-ро- и электроэнергетики, это сыграло большую роль в осуществлении промышленной революции и индустриализации.

Развитие транспортного машиностроения еще с первой половины XIX в., нефтедобычи и нефтепереработки во второй половине XIX в., автомобилестроения и электрической отрасли на границе XIX и XX вв. свидетельствует о состоявшейся в России индустриализации капиталистического типа. Это стало возможным: в связи с проведением либеральных реформ в 1860—1870 гг., открывших дорогу рыночной экономике; с осуществлением промышленной революции в XIX в.; с широким развитием начиная с XVIII в. теоретических и прикладных исследований; с привлечением частных капиталов для создания специализированных предприятий в новых не только для России, но и всего мира отраслях промышленности. Использовался мировой опыт в тех направлениях технической мысли и индустриализации, где русские инженеры и ученые не были лидерами.

Огромную роль сыграло формирование промышленной и рыночной инфраструктуры (железных дорог, банков и т. д.).

За два года до начала Первой мировой войны Русско-Балтийский завод приступил к выпуску крупных многомоторных самолетов конструкции И. В. Сикорского — "Русский витязь" и "Илья Муромец". Это доказывает, что самолетостроение в России тоже развивалось в дооктябрьский период.

Россия отставала в станкостроении и вынуждена была многие станки завозить из-за рубежа; недостаточно развивалась как отдельная отрасль сельскохозяйственное машиностроение; как и многие другие страны, отставала в самолетостроении, хотя были опыты создания самолетов; многое предстояло сделать для развития химической промышленности и т. д.

Решение этих задач стало возможным только после Первой мировой войны и революции, в советское время.



Содержание раздела