d9e5a92d

Здание городской биржи в Нижнем Новгороде


В течение XIX в. шло развитие другой, более прогрессивной формы торговли магазинной. Значение ярмарочной торговли снижалось, шел перенос ярмарок на окраинные районы страны. Однако абсолютное число ярмарок неуклонно росло и в середине столетия составило 6 тыс., а в конце 18 тыс.
Довольно интенсивно по российским меркам развивались и биржи, число которых к началу XX в. достигло 90. Руководство биржами было сосредоточено в Министерстве торговли и промышленности, за исключением фондового отдела Санкт-Петербургской биржи он находился в ведении Министерства финансов.
Это свидетельствовало о том, что состояние внутреннего рынка менялось, хотя и медленно. В середине века в количественном отношении в стране продолжали господствовать натуральные отношения. Торговые связи между отдельными частями страны по-прежнему не были достаточно крепкими, что проявлялось прежде всего в значительных колебаниях хлебных цен в различных регионах империи: разница в ценах на хлеб в местах его производства и потребления была огромна и могла составлять 10 и более раз. В первой половине столетия на рынок ориентировались преимущественно помещики, в пореформенный период фермеры.
Внешняя торговля. Торговая политика
В области внешней торговли государственная политика в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства. Смена курса происходила раз в пять десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны.
Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины от 15 до 200% и более.
Ведущим партнером по масштабам торговли с Россией традиционно была Англия. В первой половине XIX в. в структуре российского экспорта и импорта на ее долю приходилось 37 и 30% соответственно. Торговые отношения России с Англией не прерывались даже на время Крымской войны (1853 1856). Объявив российским товарам строгую блокаду, Англия, нуждаясь в них, тем не менее их ввозила на германских судах. На втором месте по объему торговли с Россией стояла Германия, на третьем Франция, четвертое место занимал Китай.


Здание городской биржи в Нижнем Новгороде

Импорт России выглядел следующим образом. В первой половине XIX в. страна активно ввозила красители, сахар, вино. Важнейшей статьей ввоза были хлопок-сырец и чай (из Китая). Из Китая же везли жемчуг, шелк и хлопчатобумажные ткани; с середины века, однако, ткани ввозить перестали. В целом с Востока в Россию шли сырье и разнообразные предметы потребления, в том числе и предметы роскоши. С Запада также везли предметы потребления и, кроме того, машины и оборудование на протяжении всего XIX в, эта статья ввоза все время возрастала.
Российский экспорт был ориентирован почти исключительно на западные страны и составлял 90% общей суммы экспорта. Доля российского экспорта на Восток была значительно скромнее около 10%; везли сырье и промышленные изделия, стоимость которых давала 60 % общей стоимости экспорта..
На Запад шли корабельный лес, канаты, парусные полотна, лен, сало, кожи, пенька, щетина, меха, продукция животноводства, хлеб. Объемы хлебного экспорта увеличивались с каждым десятилетием: если в начале века хлеб составлял 5% от стоимости всего экспорта, то в середине века уже 35%, а в конце века 80%. В начале века Россия вывозила 1% от собранного урожая, в середине века 5%, в конце 20%.
Конкурентами России на мировом хлебном рынке в конце XIX в. были США, Австралия и Канада, но сколь-нибудь серьезно потеснить Россию они не смогли. Гораздо более негативно складывались отношения России с Германией. С 80-х годов XIX в. немцы стали защищать себя от русского хлеба, повышая ввозные пошлины: с 1880 по 1890 гг. они увеличились в пять раз. В ответ на это Россия ввела почти запретительные пошлины на ввозимые из Германии промышленные товары. В первой половине 90-х годов таможенная война между этими странами становится особенно напряженной.


В целом в структуре российского экспорта доля сельскохозяйственной продукции и промышленного сырья составляла 95% стоимости всего российского экспорта, а готовые изделия около 5%. Степень участия России в мировой торговле на протяжении всего XIX в. оставалась практически неизменной: страна обеспечивала 4% мирового товарооборота.


22.5. Транспорт

Ведущие вилы транспорта
Исторически первым видом транспорта, имеющим экономическое значение, был водный. К началу XIX в. в стране имелось десять каналов, что было явно недостаточно для быстрого развития народного хозяйства. Начало пароходного сообщения в России относится к дореформенному периоду: первый пароход был построен в 1813 г., в 1843 г. была разрешена свобода пароходства по всем рекам, в середине века с стране имелось уже более 300 пароходов, а в 1895 в 2539 пароходов.
Важнейшим видом транспорта был гужевой, который, однако, был мало удобен, так как время перевозок товаров по грунтовым дорогам ограничивалось почти исключительно зимой и летом; весна же и осень из-за распутицы на дорогах почти полностью исключались. Шоссейные дороги строились в России крайне медленно: в середине XIX в. их протяженность едва превышала 8 тыс. км, и были сосредоточены, главным образом, вокруг трех городов Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы.
Железнодорожное строительство
Железнодорожное строительство началось в России в 30-е гг. В 1838 г. была построена первая в стране железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское Село и не имевшая большого экономического значения. В 1851 г. была построена дорога Москва Петербург. В середине века протяженность железнодорожных линий составила около 1500 км (для сравнения: в Англии в 10 раз больше, а территория Англии была меньше территории Российской империи почти в 100 раз).
В 1857 г. было учреждено Главное акционерное общество для строительства железных дорог и намечены принципы железнодорожной политики. Важнейшей стратегической задачей становилось строительство тех дорог, которые должны были соединить хлебородные губернии с внутренними рынками. На следующем этапе следовало соединить дорогами производящие районы с портами, чтобы расширить возможности сбыта сельскохозяйственной продукции за границей. В 70-е годы была открыта сеть линий, соединившая Москву и черноземный центр. В 90-е годы особый размах приобрело железнодорожное строительство на окраинах империи в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Самые высокие темпы строительства железнодорожного полотна были отмечены в 18951900 гг., в это время Россия по этому показателю превосходила практически все другие страны мира. Однако по густоте сети она по-прежнему значительно отставала от передовых стран мира: в России на 1 тыс. км2 приходилось 1,5 км железнодорожных линий, в Англии 106 км.


22.6. Финансовая система. Налогообложение

Финансовое положение России и ее налоговая система претерпели существенные изменения на протяжении XIX в. Тенденции в целом были положительными.
Дореформенный период
В начале столетия стали возникать мелкие частные городские банки. В 1812 г. был создан Государственный коммерческий банк, задачами которого были прием вкладов на хранение под проценты, перевод денег, выдача ссуд под товары. Однако денежная система страны не была стабильной, курс бумажного рубля падал, золотые и серебряные деньги уходили из обращения. Важнейшей причиной этого были значительные расходы государства, превышавшие поступления в два раза. Для поддержания курса бумажных ассигнаций правительство стало взимать налоги и недоимки именно ассигнациями, с помощью ассигнаций, же должны были осуществляться все платежи между частными лицами. Эти меры оказались недостаточно эффективны, несмотря на все усилия Министерства финансов (созданного в 1802 г.).
В 1810 г. впервые в России был разработан план крупномасштабной финансовой реформы, основными авторами которой были М.М. Сперанский, М.А. Балугьянский и Н.С. Мордвинов. Целями реформы были упорядочение государственного бюджета и стабилизация рубля, так как причина бедственного положения российских финансов заключалась в дефицитности государственного бюджета и неконтролируемой денежной эмиссии.
Соответственно методом решения этой задачи должно было стать прекращение выпуска ассигнаций и изъятие их из обращения. Другим элементом финансовых преобразований должно было стать создание налогообложения, подразумевавшего справедливое распределение налогов на всех граждан в государстве, включая дворян, отмену подушного обложения и учет доходности при определении суммы налога. Предполагалось также, что способ взимания налогов должен быть дешев.
Однако вскоре выяснилось, что ввести принцип подоходности в крепостной стране невозможно: он мог быть распространен только на купечество, которое составляло около 1 % жителей России. Для большинства же населения доход не был формой, отражающей хозяйственную деятельность. Попытка налогообложения помещичьих домов и земель, приносящих доход, также оказалась неуспешной: дворяне проявили резкое недовольство, налог был отменен, М.М. Сперанский отправлен в ссылку.

Содержание раздела