d9e5a92d

Строительство железных дорог


Такое отставание имело множество причин, коренившихся прежде всего в социально-экономическом устройстве Франции. Потребовалось несколько революционных потрясений (кроме 1789–1794 еще в 1815, 1830, 1848годах), чтобы феодальная экономика окончательно уступила место новой хозяйственной системе. К тому же завоевательные походы НаполеонаI надолго отвлекали огромные средства и людские ресурсы от народного хозяйства, приводили к неисчислимым экономическим потерям.

Негативными последствиями обернулась для французской экономики континентальная блокада, сократившая масштабы распространения английских товаров, и особенно техники.
Относительно медленные темпы промышленного переворота обусловливались также слабостью французской инженерной мысли, отсутствием у предпринимателей стремления внедрять технические достижения в производство, хотя во Франции в конце XVIII— начале XIXвека и был сделан ряд изобретений мирового уровня. Так, в1780-х годах химик Никола Леблан впервые в мире разработал промышленный способ добычи соды из морской воды, Жозеф Жаккар изобрел механический ткацкий станок для изготовления узорчатых шелковых тканей (1804–1808), а Франсуа Жирар— систему химико-механической переработки льна в пряжу. Вситценабивном производстве получила применение так называемая перротина— приспособление, с помощью которого на ткань наносились разноцветные рисунки, ит.д.

Но эти изобретения нашли широкое применение лишь в 1840–1850-х годах. Вначале же XIXвека в промышленности Франции работало всего 15паровых машин, тогда как в Англии— более 5тыс.
Следует отметить, что в первой половине XIXвека (как и вXVIIIвеке) Франция имела относительно узкий внутренний рынок из-за низкой покупательной способности крестьян, что отрицательно сказывалось на темпах промышленного переворота. Во Франции по-прежнему преобладали небольшие мануфактуры, ориентированные на производство товаров для высших слоев общества, духовенства, зажиточной буржуазии, а также на экспорт: модной одежды и обуви, дорогих тканей, ювелирных изделий, галантереи, парфюмерии идр. Эти предприятия были основаны на ручном труде высококвалифицированных ремесленников, а потому трудно поддавались механизации.

Так, в Париже насчитывалось несколько десятков тысяч мастеров-одиночек, изготавливавших уникальные предметы роскоши и нанимавших всего одного-двух работников. Итолько 1/8от общего числа предприятий имели более 10рабочих.
Вцелом удельный вес французской промышленности в ВВП был невелик. Даже в конце XIXвека стоимость продукции сельского хозяйства почти в три раза превышала стоимость продукции промышленностP. Иесли Франция отличалась сравнительно высоким уровнем экономического развития, то это означало, что в других странах континента уровень развития был еще ниже.
При изучении истории промышленного переворота во Франции можно выделить условно два периода: 1830–1840-е и 1850–1860-е годы. Если их проанализировать, то можно увидеть, что в первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором— их качественное совершенствование.
Своеобразным ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее большую роль в развитии экономики. В1832году между городами Сент-Этьен и Лион была построена первая железная дорога протяженностью около 50км. Это явилось началом бурного строительства железных дорог, сразу получившего мощную государственную поддержку: в 1844году был издан закон о поощрении железнодорожного строительства, с 1859года правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов железнодорожных компаний.

Всем держателям акций данных компаний была обеспечена прибыль в 4%, даже если для этого требовались государственные дотации.
Благодаря таким шагам уже к концу 1840-х годов в стране было построено около 3тыс.км железнодорожных путей, а к концу 1860-х— 17,6тыс.км, т.е. их протяженность увеличилась почти в шесть раз. Одновременно с этим строились шоссейные дороги, речные каналы, увеличивалось количество пароходов.
Промышленный переворот был связан с развитием именно тяжелой промышленности, в том числе угледобывающей отрасли, поскольку каменный уголь, хоть и медленно, внедрялся в качестве топлива в металлургии. Но из-за его относительной дороговизны в 1830году лишь на 29металлургических заводах из 408 применялся уголь. Добыча угля в течение 1800–1840годов увеличилась примерно в пять раз и составила около 5млнт, а к концу 1860-х годов— 13млнт.


Строительство железных дорог повлекло за собой развитие металлургии. К концу 1860-хгодов Франция выпускала 1,3млнт чугуна, 900тыс.т железа и 100тыс.т стали, причем в 1865году уже 75% металла было получено с использованием каменного угля. В 1860-х годах широкое распространение получил бессемеровский метод выплавки стали.
В1850–1860-х годах произошли качественные изменения в промышленности, стали создаваться крупные предприятия с широким использованием паровых машин. Этому способствовали целевые государственные кредиты, специальные займы для внедрения новой техники. Если в 1848году во Франции было не более 4,8тыс.паровых машин, то в 1869-м — 27,8тыс., т.е. их количество выросло более чем в пять раз.
Переход к фабричной промышленности происходил и в текстильном производстве. Особую славу по всей Европе приобрела продукция шелкоткацкой промышленности, сконцентрированной в Лионе, где в середине XIXвека перерабатывали около 2млнкг шелка-сырца ежегодно. Большое развитие получило сукноделие, чья продукция на равных конкурировала с английским сукном.

Но наибольшее значение имела хлопчатобумажная промышленность, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом среди населения. Втечение 1850–1870-х годов потребление хлопка-сырца увеличилось в два раза.
Работа на ткацких фабриках была особенно тяжелой. Продолжительность рабочего дня в среднем составляла 11–13часов, а на шелкоткацких предприятиях Лиона достигала 15–17часов в сутки. Все еще действовал закон ЛеШапелье, по которому организация забастовок, стачек и рабочих союзов каралась очень строго.

И лишь в 1864году этот закон был отменен.
Промышленный переворот сопровождался укрупнением производства, происходившим в различных отраслях. Особенно выделялись предприятия монополистической группы Шнейдер-Крёзо (1836), выпускавшие продукцию черной металлургии, а также вагоны, паровозы и различные машины. Концентрация предприятий на железнодорожном транспорте привела к тому, что уже в 1857году почти все железные дороги оказались в руках шести частных акционерных обществ.
Ивсе же по сравнению с Англией и Германией Франция заметно отставала по уровню концентрации производства. Вее промышленности не было мощных индустриальных гигантов, а металлургические заводы компании Шнейдер-Крёзо, каждый из которых насчитывал более 10тыс.работников, были всего лишь исключением. Вконце 1860-х годов в Париже на одно предприятие приходилось в среднем 4 рабочих, а во Франции— всего лишь 1,7.

Вобщем объеме ВВП преобладала продукция отраслей легкой промышленности.
Ихотя городское население с 1780 по 1870год выросло почти в полтора раза, оно не достигало и 1/3общей численности страны. Из 15,2млн человек самодеятельного населения 7,2млн было занято в сельском хозяйстве, 4,7млн— в промышленности, 1млн— в торговле, 1,3млн— в домашнем хозяйстве.
Французская деревня в XIXвеке. Несмотря на то что в результате Французской революции с феодальными порядками было покончено, в первой половине XIXвека сохранялся относительно низкий уровень развития сельского хозяйства. Известно, что в ходе революции большое количество конфискованных земельных угодий было разделено на мелкие участки и распродано крестьянам с рассрочкой на 10лет.

Кроме того, в крестьянское землепользование возвратились общинные земли, захваченные в свое время феодалами.
Ликвидация феодализма способствовала проникновению рыночных отношений в деревню. Сохранившиеся помещичьи хозяйства целиком переводились на арендные отношения. Социально-экономическая дифференциация привела к формированию крепких крестьянских хозяйств, в которых использовались наемные работники. В1862году число батраков достигало уже 900тыс.человек.

В1860-х годах примерно 40% всех земельных угодий принадлежало крупным собственникам, чьи хозяйства занимали более 40га.
Переход к рыночным отношениям способствовал подъему сельского хозяйства. Так, если стоимость сельскохозяйственной продукции в 1812году оценивалась в 3млрдфр., то к 1870году— уже в 7,5млрдфр. Наряду с увеличением посевных площадей сельскохозяйственных культур с 23млнга (1815) до 26млнга (1852) улучшалась агротехника, более широкое применение получали минеральные удобрения и машины. Втечение первой половины XIXвека урожайность зерновых культур повысилась на 50%.

Среди зерновых по этому показателю первое место заняла пшеница. Увеличивались посевы сахарной свеклы. Расширялась площадь лугов и пастбищ; наэтой основе развивалось животноводство.

Особо распространено стало разведение мериносовых овец, количество которых увеличилось с 1,5млнголов (1815) до 10млн (1850).
С другой стороны, многие крестьяне страдали от малоземелья. Постепенно, с ростом населения в деревне, крестьянские хозяйства стали неумолимо дробиться, превращаясь в крошечные наделы— парцеллы: в 1870-х годах 74% всех крестьян-собственников имели в своем владении не более 2газемли, что заметно снижало уровень эффективности хозяйств и их ориентацию на рынок. Впервой половине XIXвека французское сельскохозяйственное производство уступало не только английскому, но и прусскому и австрийскому, несмотря на то что там еще сохранялись феодальные отношения.



Содержание раздела