d9e5a92d

Рецессия 1966 - 1967 гг.


Рецессия 19661967 гг. и последовавшее за нею экономическое оживление были краткосрочными, так как уже к 1971 г. подверглось воздействию денежного кризиса и нефтяного эмбарго 1973 г. двух факторов, оказавших негативное влияние на цикл экономического роста в Европе. В ходе спада 1974 1975 гг. физический объем промышленного производства всех индустриально развитых стран, вместе взятых, снизился на 5%, а международного товарооборота на 4%.
Экономический рост прекратился. Возникли перебои в обеспечении стран Запада сырьем и прежде всего нефтью. Повышение цен на нефть привело к вздорожанию всех товаров и услуг. Рост цен, инфляция стали главной экономической проблемой. И как следствие тяжелой экономической ситуации в 80-е годы приход к власти в большинстве стран Запада неоконсерваторов .


Мировые запасы нефти в 1981 г.

Особенности экономического развития Великобритании
Темпы развития Великобритании в 50-е годы были ниже, чем в других европейских странах. К началу 70-х годов от Британской империи остались лишь ряд островов в Мировом океане, а сама она преобразовалась в Британское содружество межправительственную организацию стран, ранее в нее входивших и признающих связи с бывшей метрополией. Ликвидация империи поставила перед ней вопрос участия в европейской интеграции.
Великобритания приняла ряд мер, направленных на стабилизацию экономики. С 1947 г. было объявлено о проведении режима экономии, который включал в себя замораживание зарплаты, доходов, ограничение потребления граждан. Серьезной проблемой для страны стало соглашение об англо-американском займе от 6 декабря 1945 г. (Американское правительство обеспечивало Великобританию долговременными займами при условии конвертации фунта стерлингов, что направляло поток держателей фунтов к доллару).
Капиталовложения в промышленность способствовали росту производительности труда, уже в 1948 г. промышленность смогла достигнуть и превзойти довоенный уровень выпуска продукции. Принятая в 1947 г. четырехлетняя программа развития сельскохозяйственного производства способствовала увеличению выпуска продукции. К началу 50-х годов в основном удалось восстановить экономический потенциал страны.
В 50-е годы экономическое развитие страны ускорилось. Этому способствовали следующие факторы: влияние научно-технической революции, совершенствование метода управления, крупные капиталовложения государства в производство, структурные изменения в промышленности.
Созданной в 1960 г. под руководством Англии Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), объединившей страны, не вошедшие в ЕЭС (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), не удалась создать благоприятные условия для английских товаров, поэтому уже с 1961 г. Англия начинает вести переговоры о вступлении в Общий рынок, которые увенчались успехом лишь в 1973 г.
Во второй половине 6070-х гг. экономика страны находилась в трудном положении. Этому способствовали и мировой энергетический кризис 1973 г., и циклический кризис 1975 г., большие расходы на социальные программы правительства лейбористов.
«Тэтчеризм»
Этапным явился приход к власти в Англии правительства во главе с М. Тэтчер в 1979 г. Понятие «тэтчеризм», как рейганомика», вошло в мировую экономическую литературу, отражая новые концептуальные видения экономической политики (в рамках неолиберализма*, или «нового консерватизма», отказа от концепций неокейсианского регулирования).
* Неолиберализм направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. К неолиберализму обычно относят три школы: чикагскую (Милтон Фридмен), лондонскую (Фридрих фон Хайек), фрайбургскую (Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард).

Неокейсианцы последователи Кейнса, дополнившие и конкретизировавшие положения его теории эффективного спроса. Ими была создана теория регулирования экономики в различных конъюнктурных условиях (спада и роста) через государственный бюджет.
В вопросах политики Рейган и Тэтчер были убежденными консерваторами. Политика поощрения конкуренции, которую сделали реальностью, придала динамизм американской и британской экономике. Рейган объявил о введении в действие широкомасштабной программы сокращения налогов и о проведении монетаристской политики в сфере денежного обращения. Примеру США последовали Великобритания и ФРГ. Последствия монетаристской политики вызвали длительный период стагнации в странах ОЭСР, роста безработицы. Но из-за ослабления импорта и увеличения продажи промышленной продукции в страны, экспортирующие нефть, торговый баланс ОЭСР улучшился. Снижение налогов способствовало росту капиталовложений, оживлению экономической жизни.


При Тэтчер были осуществлены структурные изменения экономики Великобритании, модернизация производственного аппарата. Рост валового внутреннего продукта достиг самого высокого показателя в Западной Европе, выросла производительность труда. В начале 80-х годов начался экономический подъем.
Развитие экономики Франции
Война и четырехлетняя оккупация нанесли значительный ущерб экономике страны. В 1944 г. было сформировано временное правительство во главе с Ш. де Голлем, просуществовавшее до 1946 г. В состав правительства вошли представители различных партий, отражавших интересы отдельных слоев населения.
В вопросах финансово-экономической области в правительстве не было единства мнений. Предложенная министром национальной экономики П.М. Франсом денежная реформа, предполагавшая с целью предотвращения инфляции заморозить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот, была отклонена де Голлем. Он высказался за проект реформ, разработанный министром финансов Р. Плевеном, в основе которого был выпуск крупного внутреннего займа. Коммунисты и некоторые представители «левых» в правительстве важнейшими задачами считали проведение национализации и решение социально-экономических проблем.
В течение 19451947 гг. в стране была национализирована 1/5 французской промышленности. Как и в других развитых капиталистических странах, национализация не коснулась всех основных отраслей промышленности. Несмотря на ограниченный характер проведения национализации, она в известной мере способствовала ограничению господства монополий, с одной стороны, а с другой увеличению притока капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена.
Осенью 1947 г. новый министр финансов Р. Майер выдвинул план, который порывал с системой фиксированных цен и вводил разнообразные валютные курсы. Его политика увенчалась успехом.



В 1947-1955 гг. создана широкая сеть союзных договоров и соглашений о взаимопомощи.
В 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве с США план Маршалла. К 1958 г. общая помощь США Франции составила 12 млрд. долл. Большая часть этой суммы была предназначена для развития промышленного потенциала страны.
В послевоенный период во Франции производство средств производства превалирует над производством предметов потребления. Изменения в структуре промышленности начались с быстрого развития автомобилестроения. К концу 50-х годов в стране складываются три сектора в промышленности: традиционные отрасли (текстиль, металлургия, машиностроение, производство предметов роскоши), новые отрасли (автомобилестроение, авиапромышленность, нефтепереработка) и новейшие (атомная энергетика, электроника, производство пластических масс).
Изменения экономической стратегии в 5060-е годы выразились в переоснащении промышленности новой техникой, увеличении капиталовложений в промышленность и торговлю, милитаризации экономики, связанными с обязательствами перед союзниками по блокам НАТО (1949), СЕАТО (1954), Западноевропейского Союза (1955) военными действиями во Вьетнаме (19461954) и в Алжире (19541962), а также программировании хозяйственного развития: Первый план (1947 1953), Второй план (19541957), Третий план (1958-1961) (планы не были обязательными, они носили рекомендательный характер).
Активное участие Франции в западноевропейской интеграции и НТР оказали существенное влияние на экономическое развитие страны в области промышленности и сельского хозяйства. За десять лет (1958 1968) объем промышленного производства увеличился на 60% при ежегодных темпах роста 5,5% в год, производство продуктов сельского хозяйства на 66%.
С 1969 г. с избранием нового президента Ж. Помпиду начались изменения в финансовой политике страны, которые выразились в девальвации франка, блокировании цен с целью повышения конкурентоспособности французских товаров на внешних рынках.
Седьмой план (19761980) предусматривал промышленную переориентацию, связанную с приспособлением хозяйственной структуры страны к условиям международной экономической интеграции, с разработкой государственных отраслевых программ по ядерной энергетике, информатике, авиастроению, а также интенсивные методы сельскохозяйственного производства.
Несмотря на кризисные потрясения 70-х годов, «нефтяные шоки», снизившие темпы роста промышленного производства более чем вдвое, экономическое положение Франции в мире оставалось стабильным, страна входила в пятерку крупнейших капиталистических стран.

Содержание раздела




УЗИ конечностей ног
lecardo.ru