d9e5a92d

Это то, что называют конкуренцией.


Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами производственной системы, вдали от давления конечного платежеспособного спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и региональной.

Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего - правовой регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства. Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать этого правила.

Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной власти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.

Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

Может быть, Россию спасет третий сценарий, к сожалению маловероятный. Это - демократический вариант, требующий прихода к власти новых людей, способных предложить план развития, который найдет отклик у населения. Основным условием является "освобождение" бюджета от финансовой олигархии. Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры, действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское общество может модернизироваться "снизу".

В следующее тысячелетие Россия войдет с  проблемой  бедности. В числе "новых бедных" больше других рискуют оказаться менее квалифицированные и  менее  образованные  работники ВПК, гигантов тяжелой промышленности,  отсталых производств, которые, вероятнее всего, перейдут в разряд нищих.  Нуждающимися  и  необеспеченными  могут стать значительные контингенты квалифицированных,  хорошо  образованных молодых работников ВПК,  гигантов  промышленности,  а также депрессивных регионов. Именно в среде квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки локализуется фокус, центральная точка современной российской бедности.  В ближайшие 15 - 20 лет именно они останутся лучшей частью трудового потенциала России.   

Выравнивание доходов  в  обществе  произойдет лишь в результате действия ряда факторов,  связанных с  долгосрочными тенденциями экономического роста, фискальной политикой государства и перераспределением доходов посредством  трансфертных платежей,  проведением активной государственной политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи: регулировать рост  заработной  платы  с целью стабилизации цен и поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования  и государственной помощи.  Один из признаков оптимизации распределения доходов в обществе - преобладающее возрастание доли  средних  доходов и значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в общем "котле".  В рамках политики регулирования  доходов  перспективно - об этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного от  государства)  регулирования  заработной платы, предоставляющих союзам предпринимателей и наемных работников право на  свободные переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства государства.  Роль  государства  при такой системе - определение законодательных рамок, регулирующих трудовые отношения.  

Главной проблемой современного периода формирования научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности.


Литература


  1. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.
  2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 1992, С.47, 118
  3. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А. Киров, 1994


  4. Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1994.-632 с.
  5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под. Общ. Ред. А. В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997.- 734 с.
  6. Л.Ходов административное воздействие и моральное убеждение в госрегулировании рыночной экономики.//Российский экономический журнал №4, 1997
  7. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999
  8. А. Нестеренко Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 1998
  9. И. самсон Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998
  10. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики. //Вопросы экономики. - 1996. - № 10.
  11. Е. Платонова. Экономические системы и их трансформация.// МЭиМО, 1998, № 7, с.З0-40.

1 См., например: Корнаи. Я. Дефицит. М., 1990; ГайдарЕ. Экономические реформы и иерархические структуры. М., 1990.


2 ВВП валовой внутренний продукт; ВНП валовой национальный продукт (см. гл. II).


Интересные записи



Содержание раздела