d9e5a92d

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Уже в IV в. до н.э. идет острая полемика о судьбах общины, ее экономических возможностях и недостатках.

Развивая конфуцианство, выступает Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.). Основные цели - ограничить произвол богачей, уравнять крестьян, урегулировать землепользование. Он предлагает возродить так называемую "колодезную систему" при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать не только свои наделы, но и надел, урожай с которого шел в пользу государства - речь о реставрации общественного строя. Мен-цзы ставил на первое место народ, а государей на последнее, выступал против тяжелых налогов и квалифицировал государство, как убийцу народа, если такие налоги доводили население до нищеты, голода и смерти. Он защищал даже право народа на восстание. По мнению этого ревностного конфуцианца, недопустимо слишком широкое вмешательство государства в экономическую жизнь, торговля должна быть свободной, сбор пошлины должен быть ликвидирован, государству достаточно десятины (общинные иллюзии).

Но вместе с тем он рекомендовал наделять сановников землей по более высоким нормам (а взять ее можно было только у крестьянской общины), и практически мирился с иерархией землевладения. (Переходный период порождает противоречия экономических теорий).

Теоретическими противниками (выступающими проводниками реформ) были леггисты, тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь. Они проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков.

Крестьянские семьи обязывались делиться под угрозой взимания двойного налога, если в них оказывалось двое и более мужчин. Отменялась отработочная форма налога, устанавливался табель о рангах, родовитые дома, не имевшие военных заслуг, исключались из списков знати. Люди, которые якобы "беднеют от лени", подлежали отдаче в рабство, вместе с женами и детьми. Изменялся поземельный налог в пользу государства, он определялся в зависимости от обрабатываемой земли (вместо 1/10 урожая). Реформы Шан-Яна затронули коренной вопрос- быть общине или рабству, и решили его в пользу последнего.

Основные идеи леггистов:

1. Сильное государство, накопление богатства только в государственной казне (обогащение частных лиц угрожает узурпацией власти).

2. Ироничное отношение к бесплодным умствованиям, книжной учености, ремеслу и торговле, считая правомерными лишь земледелие и военное дело. (Страх перед торговлей, потому что она подрывает устои натурального хозяйства, отсюда- воспевание земледелия).

3. Народ противопоставлен государству, слабость народа- сила государства.

В 81 г. до н.э. император созвал в столицу ученых и сановников для обсуждения государственных дел. Этот съезд ученых мужей получил название "Спор об управлении соли и железа". Торговля солью и железом находилась под прямым контролем государства. Ученые конфуцианцы требовали отмены государственных монополий на соль и железо, аргументируя это требование тем, что основным принципом государства должно быть поощрение добродетели и подавление порока, но это невозможно, когда государство начинает заниматься хозяйственными делами.

Леггисты: монополия государства - укрепление финансов, внутреннее спокойствие государства, преодоление власти торговцев.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Раннее рабовладельческое общество (VIII, преимущественно VII-VI вв. до н.э.). В начале первого этапа в истории экономической мысли античной Греции нужно выделить период формирования рабовладельческого строя. Экономический подъем городов и образование полисов обостряли экономические противоречия Греции. Общинный строй разлагался, крестьянское хозяйство оказалось под угрозой, самому крестьянину угрожало порабощение.

Экономические воззрения находили свое отражение лишь в произведениях и материалах, мало связанных с экономикой. Это относится к греческому эпосу, в частности представленного в "Илиаде" и "Одиссее". Своеобразный культ войны, защита натурального хозяйства (торговля еще развита слабо, и не затрагивает основ экономики).

Более зрелый этап (VII-VI вв. до н.э.). Гесиод "Труды и дни". Оно полно воспоминаний о тех временах, когда земля была плодородней, свобод было больше. Гесиод рекомендует "систему двух детей" для ограничения дробления земельных наделов. На первом плане - постройка дома, покупка вола. Защищая крестьянские идеалы, Геосид считает покупку рабыни в качестве погонщицы волов- обычным правомерным делом.



Большие надежды возлагаются на труд, как источник богатства (земледельческий). Против увеличения дохода торговлей и судоходством, предпочтение более спокойным доходам сельскохозяйственного происхождения.

Попытки решить проблемы долгового рабства нашли свое завершение в реформах Солона (VI в до н.э.):

1. Отказ от натурального хозяйства в пользу товарного.

2. Экономический рост городов.

3. Расширение промышленности и торговли.

4. Запрет экспорта сельскохозяйственных продуктов для облегчения экономических позиций горожан.

5. Разрешается передача собственности (запрет от родового строя).

6. Признание рабства, но осуждение его долгового варианта.

7. Кассация долгов, отмена долговой кабалы и запрет ее в будущем.


ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС V век до н.э.( Афины) .

1. Рабство как основа производства;рабы-иноземцы.

2. Торговля, превращение в международный торговый центр.

3. Колонизация как возможность избавиться от "излишнего" населения и получения дополнительных ресурсов.

4. Подкармливание свободного гражданства за счет рабов, военной добычи, аграрной периферии.

5. Демократия как форма государственного устройства.

Экономическая мысль периода расцвета рабовладельческого полиса может быть названа скорее описательной. Перикл(около 500 г. до н.э.), который правил Афинами в течение 15 лет воспевал их как рай земной.

Кризис рабовладельческого строя породил теории, направленные на поиск выхода из кризиса.

Рабовладение прошло три основных этапа:

I. Зарождение рабовладельческого строя (противоречия между обществом и рабовладением; противоречия в экономической мысли).

II. Расцвет рабовладения (в экономической мысли никаких сомнений).

III. Кризис (возврат к натуральному хозяйству, натуральному способу производства, попытка смягчить противоречия, поиск путей выхода из кризиса).

В IV в. до н.э. экономическая мысль Греции развивается в новых условиях. Начинается кризис рабовладения:

1. Рабство - социальная опасность.

2. Пауперизация свободного населения (из за торгово-промышленного направления экономики).

3. Неустойчивость экономической системы.

Под влиянием этих факторов формируются вопросы: не вернуться ли к земледелию и натуральному хозяйству? ликвидация рабства невозможна, но как смягчить его противоречия? как увеличить эффективность рабского труда? Наблюдается рецидив натуральнохозяйственной концепции.

КСЕНОФОНТ (444-356 гг. до н.э.), современник Платона. Предшественник Аристотеля. Написал большое количество разнообразных произведений. Экономические взгляды нашли отражение в "Домострое"("Экономикос"), время написания неизвестно. Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон, правило). В силу жизненных условий связан с господствующим классом. Служил персидским деспотам, спартанским царями олигархам, не поладил с афинской демократией, стал ее изгнанником. Его экономическое благополучие покоилось на земельном пожаловании, полученном в награду из рук спартанской олигархии. Свои экономические и политические взгляды изложил наиболее полно в характеристике экономического строя Спарты. В небольшом сочинении "Лакедемонское государство" Ксенофонт дал яркое описание социально-экономического устройства Спарты - программа действий для греческих рабовладельцев:

1. Коллективные формы рабовладения, поскольку они усиливают единство рабовладельческой общины, нейтрализуют противоречия внутри нее.

2. Уравнительность потребления (общий стол).

3. Спартанская система физического воспитания, лагерный режим обязательный для рабовладельцев, строгая дисциплина. (Умалчивая о существовании террористического режима для рабов- криптиях, во время которых молодым спартанцам разрешалось безнаказанно убивать по ночам илотов - рабов, встреченных на дорогах).

В "Домострое" в форме диалога формулировались принципы :

1. Эффективной эксплуатации рабов - хозяину часто приходится увещевать рабов, раздавать обещания, так как добрая надежда нужна рабу не меньше, чем свободному, чтобы у него была охота оставаться у хозяина. Рабов можно сделать послушными едой сверх меры, хотя этот способ и годен лишь для животных, похвалы со стороны хозяина так же действуют на рабов. Кризис рабовладения Ксенофонт пытался смягчить путем смягчения противоречий между хозяином и рабами.

2. Решительно высказывается за натуральное хозяйство, против торгово-промышленного направления экономики. Автор считает, что натуральное хозяйство не разделяет людей на богатых и бедных, так как каждый производит на своем земельном участке не больше, чем необходимо для потребления и не участвует в торговых операциях, не использует земли для производства на продажу и для обогащения.

Интересные записи



Содержание раздела