Во Франции картина была еще менее благополучной; более 75 процентов французов в 1685 году были неграмотными — 86 процентов женщин и 71 процент мужчин. Здесь обращают на
186
себя внимание региональные различия, на востоке и на севере положение было явно лучше. Так продолжалось до восемнадцатого века, когда, в первую очередь в результате распространения образования в названных выше областях, доля неграмотных снизилась до 63 процентов (в 1785 году). Особого внимания заслуживает тот факт, что и во Франции семнадцатого века степень грамотности в протестантских районах была неоспоримо выше.
В отношении немецких государств нет никаких указаний на то, что там так же быстро протекал процесс насаждения грамотности, как это было в Англии и Республике Соединенных провинций. Однако обучение не ограничивалось преподаванием чтения и письма детям. С изобретением книгопечатания возможности распространения знаний значительно увеличились. Хорошему образованию сыновей элиты стали придавать всё больше значения.
Постепенно европейская культура становилась письменной культурой.
4.6.6. Появление рациональных начал в представлении о мире
Отмеченные выше черты — подавление народной культуры, возникновение письменной культуры, научная революция, постепенная коммерциализация и индивидуализация — сделало возможным то, что Макс Вебер назвал Entzauberung мира. Буквально это можно перевести как расколдование, но яснее был бы, пожалуй, термин рационализация. По Веберу магическое является врагом технического развития. Пока человек для решения своих проблем прибегает к волшебству или к другим иррациональным способам, техническое развитие остаётся невозможным.
Только когда доверие к иррациональным решениям пропадает, появляются возможности технических решений. Таким образом, исчезновение магического из народной культуры (а также из элитарной культуры, вспомним алхимию и астрологию) было условием, которое сделало возможной экспансию технических знаний в Западной Европе.
Есть и другой аспект рационализации, заслуживающий нашего внимания. Рационализация была непосредственно связана с усложнением экономической жизни. Купцы, вкладывавшие всё больше капиталов в долговременные, по крайне мере по тогдашним понятиям, проекты ( морское путешествие в Азию могло длиться годами) были вынуждены пользоваться бухгалтерией. Торговые компании, которые каждый год должны были выплачивать дивиденды своим акционерам, могли это делать только, если у них был хорошо поставлен учёт.
Ещё в шестнадцатом веке фрисландские и голландские крестьяне иногда вели записи о том, что происходило в их хозяйстве. Эти записи экономичес-
187
ких операций и в результате растущая тенденция заранее производить расчёты образуют другой аспект рационализации представлений о мире.
4.6.7. Преследование ведьм
Исчезновение привычных категорий, в экономической и социальной области в силу развития товарно-денежных отношений, а в духовной — из-за изменений сфере религии, могло тоже вести и к иррациональным явлениям. Таким иррациональным явлением была вера в ведьм.
В средние века считалось, что люди могут причинять другим людям вред, насылая на них порчу с помощью злых духов. Однако заключение пакта с дьяволом не считалось возможным. Когда два доминиканских монаха, Шпренгер (Sprenger) и Инститорис (Institoris), в 1486 году написали книгу под названием Maleus maleficarum (Молот ведьм), об этом говорилось прямо. В Молоте ведьм подробно рассматривается поведение ведьм и даётся обзор способов борьбы с ведьмами при помощи инквизиции.
В этот же самый период мы становимся свидетелями первых преследований ведьм, хотя и в ограниченных масштабах. Только спустя около ста лет после появления Молота ведьм во всей Европе начинаются массовые сожжения ведьм. Что же произошло за это время
Легко представить, что реформация вызвала у многих людей неуверенность. Мы уже констатировали, что магия, окружавшая средневековую церковь, представляла собой своего рода противоядие в отношении враждебного природного окружения. С её культом святых, с её символикой и верой в чудеса, для многих церковь играла важную роль, хотя и не отвечавшую духу христианства.
Упразднение исповеди и вместе с ней исчезновение возможности получить прощение за свои грехи тоже создавало для многих пустоту. Защитная функция церкви исчезала, не только в протестантских регионах, но, после контрреформации и в католических странах, хотя и в меньшей мере. Направляющая функция церкви исчезла как раз в то время, когда неуверенность возрастала и в других отношениях.
В шестнадцатом и семнадцатом веках люди, больше не чувствовавшие себя частью единого большого целого. Являясь личностями, способными делать выбор, с которым была связана и неуверенность, они искали для решения своих проблем козла отпущения. Такой козёл отпущения был найден в лице дьявола, который вместе со своими земными сообщниками, ведьмами, угрожал существованию людей.
В результате этого безумства тысячи людей оказались на костре, как в протестантских, так и в католических странах.
Взгляд на преследование ведьм, как на иррациональную промежуточную фазу на пути к рациональному миру, имеет свои
188
Там, где преследование ведьм носило массовый характер и на костёр иногда отправлялись сотни людей, следует подробнее рассмотреть и роль элиты.
Мы уже знаем, что положение различных групп в составе традиционной элиты тоже было неустойчивым. Церковные власти опасались реформации (или контрреформации), дворяне и городская знать видели угрозу со стороны нарождавшегося класса предпринимателей и усиливавшегося национального государства. Жившая в народе вера в порчу могла быть некоторыми из них обращена в заговор дьявола, конец которому можно было положить только массовыми преследованиями. Таким образом, неуверенностью людей можно было злоупотреблять, чтобы дать выход страхам элиты в изощренной форме.
Таким способом в шестнадцатом и семнадцатом веках давался выход социальной и духовной напряженности.
4.7. Резюме
Мы уже несколько раз констатировали, что изменяющиеся взаимоотношения между различными социальными группами в западно-европейском обществе приводили к совершенно разным результатам, как явствует и из следующего ниже резюме.
Англия 1700 года король t__^ горожане ^__^ дворянство
1
деревня
189
Существует тесная связь между дворянством и горожанами, с одной стороны, и королём и горожанами, с другой. Интересы этих групп не сталкиваются. Король, дворянство и буржуазия во взаимном равновесии правят страной.
Под влиянием коммерчески мыслящих крупных землевладельцев происходит прорыв в традиционной структуре сельской общины.
Во Франции король занимает господствующее положение. Горожане, дворянство и крестьяне непосредственно сталкиваются с королевской властью. Дворяне вынуждены пребывать при королевском дворе и из-за этого теряют в значительной мере соё могущество.
Буржуазия зависит от короля, который дарует ей экономические льготы и должности. Крестьяне находятся под
Франция 1700 года .коре
Если Республика была в первую очередь государством бюргерства, в Пруссии, где господствовало дворянство, в конечном итоге возникло строго иерархическое государство. Для этого типа развития определяющим были отношения между дворянством и бюргерством. Равенство или неравенство в положении дворянства и бюргерства и их готовность или неготовность сотрудничать между собой являются самым главной причиной того, что развитие в рассматриваемых нами государствах имело неодинаковые последствия.