d9e5a92d

Доля избирателей в общей численности населения


Вторая важная тема — это переход от сословного общества к классовому. Этот переход также начался ещё в прединдустриальный период, но после 1780 года этот процесс ускорился. В результате индустриализации появились новые социальные группы, такие, например, как предприниматели и рабочие, социальное положение которых в первую очередь определялось их местом в экономической системе.

Между сословным и классовым обществом не существует чёткой границы. В течение веков до 1780 года Европа не была полностью сословным обществом.
341
так же как и общество, в котором мы живём сейчас, не является полностью классовым. Однако за время после 1780 года были сделаны очень важные шаги в сторону классового общежития. Структура классового общества, особенно после 1945 года, стала иной.

Если в предшествующие периоды она ещё имела форму пирамиды — то есть, широкое основание, менее многочисленные средние слои и очень узкая верхушка — то в анализируемый период численность средних слоев всё увеличивается, а верхушка и основание теряют своё прежнее значение. Схематически строение общества принимает форму луковицы в отличие от прежней пирамиды.
В заключение будут рассмотрены различные формы, в которых люди в девятнадцатом и двадцатом веке реагировали на быстрые изменения, происходившие на их глазах. Мы охарактеризуем изменения взглядов людей на них самих и на их место в обществе. В девятнадцатом веке возникали важные новые идеологические течения, которые уже тогда имели большое общественное значение и оказали существенное влияние на политическую жизнь в двадцатом веке.

Было бы слишком односторонним подходом искать реакцию на изменения в обществе тоSько в идеологической плоскости. Важно также и то, как менялись повседневный быт, формы общения и методы труда. Этому тоже будет уделено внимание.
Важно, что социальные изменения, рассматриваемые в этой главе, не везде проходили одинаково. Мы уже знаем, что в конце восемнадцатого века существовали большие различия между разными странами и регионами. Степень урбанизации была весьма различной, власть и авторитет городского населения были неодинаковыми, степень развития рыночных отношений в сельском хозяйстве и свобода либо несвобода крестьян были почти несравнимы между собой. Из главы 6 мы уже знаем, что, в частности, по этой причине экономическое развитие анализируемых стран существенно различалось.

В этой главе мы увидим, что и в других отношениях развитие отнюдь не везде проходило одинаково. Только после 1945 года во всех рассматриваемых нами странах возникла система социального обеспечения, для которой при всех её внутренних различиях характерным является значительное сходство исходных моментов и последствий. В этот период рассматриваемые страны стали походить друг на друга и в других отношениях.

Мы видим, как во всех четырёх странах наступают перемены в социальной стратификации, как возникает молодёжная культура, растёт роль образования и изменяется место религии в личной и особенно в общественной жизни.
При написании данной главы мы придерживались несколько иной периодизации, нежели в предыдущей главе об экономическом развитии после 1780 года. Мы начинаем с 1780-1880 го-
342
дов. Это были годы, когда Западная Европа столкнулась с последствиями двух великих революций: экономической Промышленной революции в Англии и социально-политической революции во Франции. Возникали новые идеи и идеалы, индустриализация и технический прогресс вели к значительному росту социальной мобильности как вверх, так и вниз.

Однако в политической области традиционные властные структуры всё ещё удерживали свои позиции.
Положение изменилось в 1880-1940 годы, в период быстрого распространения избирательного права, ставшего в конечном итоге всеобщим. Это, естественно, имело важные последствия для соотношения политических сил и для проведения политики.


Табл. 7.1. Доля избирателей в общей численности населения старше 20 лет (%)



Соединённое Королевство
Франция
1831
3,8
0,8
1846
6,8
1,1
1848

36,3
1866
8,3
42,0
1881
16,4
41,6
1900
28,5
42,6
1918
74,8
43,4
1935
97,4
42,0
1945
96,6
88,3


Источник: П.Флора и др., Государственная экономика и общество в Западной Европе 1815-1975. Справочное пособие в двух томах. (Франкфурт 1983). P.Flora, State economy and society in Western Europe 1815-1975.

A data handbook in two volumes (Frankfurt 1983).
Политики должны были считаться с массами. В эти годы особое влияние на политическую и социальную жизнь оказали два крупных общественно-политических движения. В первую очередь -организованное рабочее движение, которое через профсоюзные организации и политические партии заявило о себе как о важной общественной силе.

Во-вторых, правый радикализм, который в наших четырёх странах наиболее ярко проявился в немецком национал-социализме.
Период после 1945 года характеризуется растущей политической стабилизацией. К этому времени все четыре страны уже знали стабильную демократическую систему, которой вплоть до сегодняшнего дня ничто серьёзно не угрожает. Это были также годы,
343
Z.. иериии 1 /ou-ioou-л
когда во всех странах была принята идея ответственности государства за уверенность своих граждан в будущем, что в различных вариантах привело к возникновению государства всеобщего благосостояния.
7.2. Период 1780-1880 годов
В этом разделе будут рассмотрены три проблемы. Первая - значительное расширение властных функций и влияния государства. Вторая - дальнейший рост буржуазии, которая, конечно, и в пред-индустриальный период уже была важным фактором власти, но которая только в девятнадцатом веке стала задавать тон в западно-европейском обществе.

Такое развитие отчасти было следствием экономических изменений, обрисованных в предыдущей главе, но отчасти было вызвано и новым самосознанием европейских граждан. В заключение мы рассмотрим реакцию остальной части общества на эти перемены.
7.27. Государство
Расширение властных функций государства мы видим в различных областях. Повсюду в Европе государство должно было реагировать на экономические и технические перемены. Многие проекты по улучшению инфраструктуры, например, строительство железных дорог или портовых сооружений, были настолько широкомасштабными и дорогими, что могли быть осуществлены только при прямой или косвенной поддержке со стороны государства. Столкнувшись с промышленным отставанием от Англии, многие правительства на континенте старались действовать так, чтобы наверстать это отставание как можно скорее.

Хорошим примером может служить нидерландский король Вильгельм I (1813-40), который активно занимался промышленным развитием Валлонии, создал Нидерландскую торговую компанию (1824) и предпринимал многочисленные шаги, чтобы стимулировать экономику. Французский король Наполеон III пришел к власти в 1848 году; к тому моменту во Франции было проложено не более 180 километров железных дорог, а в 1870 году, в частности благодаря его поддержке, их общая протяженность составляла уже 17.500 км.
Впрочем, мы не должны переоценивать роль государства в этот период. Оно было скорее стимулировало экономическую деятельность, чем участвовало в ней. Значительная часть капиталов, использовавшихся для финансирования железнодорожного строительства, была предоставлена частными лицами. Такие банкирские дома, как Ротшильды (Rothschilds) и Перейры (Pereirs),
344
обязаны своим могуществом участию в строительстве железных дорог. Рост роттердамского порта во многом был следствием деятельности финансиста Пинкоффса (Pincoffs).
Строительство железных дорог и появление такого нового средства связи, как телеграф (который почти везде находился в руках государства), имели и другие последствия. Впервые стало возможным по настоящему управлять большими территориями. До строительства железных дорог значительные районы Европы ещё находились в такой изоляции, что сколько-нибудь существенный контроль правительства над ними был почти невозможен.

Только с появлением телеграфа стало возможным почти немедленно принимать во всей стране приказы и инструкции из столицы.
Изменение положения властных структур ясно видно из анализа государственных бюджетов. Если в прединдустриальный период подавляющая часть государственных расходов шла на предметы роскоши (вспомним дорогостоящее содержание двора) и на армию, то теперь в бюджете стало появляться всё больше других статей. В абсолютном выражении военные расходы нисколько не уменьшались, но относительно они сильно сократились: это - явный признак того, что государство стало распространять свою деятельность на гораздо более обширные области. Важное значение придавалось, например, социальной защите населения, области, в которой государство в широких масштабах развернуло свою деятельность только в двадцатом веке, но первые шаги были сделаны ещё в девятнадцатом веке. Ситуация в крупных городах все больше становилась предметом озабоченности.

Существовавшие порядки никак не поспевали за темпами роста населения. С 1821 по 1831 год население Лондона выросло с 2,2 до 4,8 миллион человек, в Париже в 1801 году жило 500.000 человек, а в 1876 году — миллион, а Берлин уже в 1870 году был городом с миллионным населением. Следствием этого стало отставание в жилищном строительстве и в результате — серьёзные проблемы с жильём, недостаточный вывоз мусора, плохое водоснабжение и в связи со всем этим очень большая опасность эпидемий заразных болезней. Всё больше людей ждали решения этой проблемы от правительства.

В начале борьба с самыми серьёзными проблемами была предоставлена городским властям. Только после 1880 года центральные власти стали по настоящему заниматься проблемами такого рода, в девятнадцатом веке в различных странах довольно быстро появились законы, позволявшие взяться за решение социальной проблемы.



Содержание раздела