d9e5a92d

Реформирование хозяйственного механизма в странах Азии и Кубы

Резкое изменение политической ситуации во взаимоотношениях ГДР И ФРГ в течение 1989-1990 г. отразилось на протекании экономических процессов первой из них. Открытие границ ГДР привело к сокращению производства продукции из-за неконкурентоспособности ее с западными товарами. Остро проявился массовый отток кадров. Только во втором полугодии 1989 г. республику покинули 343 тыс.чел. или 3,1% занятых в производстве. Усилилась дестабилизация потребительского рынка вследствие введения валютного и экономического союза.

Это усилило объединительные, тенденции, и в октябре 1990 г. создание единого германского государства стало историческим фактом.
Итак, выделим некоторые наиболее важные черты реформировании экономического строя стран Восточной Европы в 1980-1990-е гг.
В радикальном обновлении социально-экономической системы в бывших социалистических странах решающая роль принадлежит государству, которое на начальном этапе реформ представляет собой совокупность органов власти, не подчиняющихся рыночным механизмам, управляющих экономикой по сути принудительными мерами. В процессе реформирования государство постепенно теряет роль верховного собственника средств производства и органов управления хозяйственной деятельностью. Предприятия постепенно обретают независимость от государства. Однако на начальном этапе реформ значительная часть предприятий все еще сохраняла зависимость.

Отсюда закономерны патернализм по отношению к государственным предприятиям и лояльная бюджетная политика государства. В Польше, Болгарии, Румынии патернализм проявляется в большей степени. Предприятия, привыкшие к государственной поддержке, были не в состоянии отказаться от субсидий.

В Венгрии и Чехо-Словакии проводилась более жесткая политика по отношению к неперспективным предприятиям. В этой ситуации важнейшей проблемой выступает проблема нахождения баланса между государством и рынком. Ее решение означает прежде всего переход от административно-командного управления к гибкому экономическому регулированию, определение сфер государственного и рыночного регулирования в процессе становления рынка. При этом соотношение государственных и рыночных элементов не может быть одинаковым во всех реформируемых странах, что обусловливается особенностями каждой страны.

Как подтверждает реальность, безусловны и общие принципы в подходе к трансформации бывших социалистических стран. К ним относятся: приватизация собственности, демонополизация, формирование экономики открытого типа, финансовая стабильность и др. Успех реформ зависит во многом от наличия рыночных структур в прежней, социалистической системе хозяйства, товарно-денежной сбалансированности, оптимального соотношения крупных, средних и мелких предприятий, наличия предпринимательского слоя, развития демократии и других факторов.

В большей мере эти факторы обнаружились в Венгрии, Польше и Чехо-Словакии.
Важнейшей задачей начального этапа реформ явилась макроэкономическая стабилизация, позволяющая сгладить разрушительные действия инфляции, установить сбалансированность бюджета, конвертируемость национальной валюты, создать условия для конкурентных экономических отношений. Достижение макроэкономической стабилиза-пии предполагает принятие целого ряда мер, в том числе непопулярных. К этим мерам относятся либерализация цен, ограничение доходов населения и предприятий, сокращение кредита, повышение процентных ставок кредита, уменьшение централизованных дотаций, военных, административно-управленческих и других расходов.
Ход макроэкономической стабилизации в восточноевропейских странах сопровождается трудностями в экономике и в целом в обществе.
Либерализация цен происходила в 1990-1991 годах. На первом этапе были отпущены цены на многие виды потребительских товаров и продукцию производственного назначения. На втором этапе был отменен контроль государства над ценами уже на абсолютное большинство видов сельскохозяйственной и промышленной продукции и услуги.

В результате государственные органы могли контролировать лишь небольшое число товарных позиций.
Либерализация цен приводит к резкому снижению жизненного уровня населения. К тому же государство вынуждено ограничить рост доходов. Это является надежной мерой в период макроэкономической стабилизации.

Ограничение роста заработной платы касается работников государственных предприятий и учреждений, частные и иные негосударственные предприятия не испытывают препятствий в росте зарплаты. Названная правительственная мера была направлена против резкого повышения доходов, которое может привести к инфляционному витку.
Одновременно государство стремится ослабить негативные последствия новой денежно-финансовой политики, компенсируя рост цен на потребительские товары. Так, в Венгрии была разработана система компенсаций, кото-рые составляли 50-100% роста стоимости жизни. В Болгарии и Румынии компенсация предусматривала 70-80% роста цен.

Система социальной защиты различных социальных групп в Венгрии, Польше, Чехо-Словакии предполагала участие как государственных институтов, так и общественных организаций.
Практика выявила некомплексность компенсационных мер и их направленности на решение текущих проблем. Говоря о формировании развитой системы социальной защиты населения в ходе проведения реформ, следует назвать такие формы компенсации, как увеличение размера пенсий, пособий и других выплат в размере 60-80% роста цен; пособия из местных бюджетов, выплачиваемые многодетным семьям, лицам пожилого возраста, одиноким матерям, детям; повышение заработной платы работникам бюджетных организаций и государственных предприятий;
регулирование минимальной заработной платы; помощь безработным в виде пособий, кредитов на организацию собственного дела, переквалификацию и т.п.
Государственная финансовая политика восточноевропейских стран в ходе макроэкономической стабилизации должна была сократить дефицит бюджета, обеспечить поступления в бюджет и создать эффективную систему кредитования. В основу финансовой политики был положен курс на реформирование бюджетной, банковской и налоговой систем, ограничение кредита. Первыми шагами начального этапа макроэкономической стабилизации явились: сокращение бюджет^ ной поддержки предприятий и капитальных вложений.

Резко повысились процентные ставки кредита и налоги на доходы предприятий. Проценты на кредиты были столь высоки, что по существу кредит многим стал недоступен. Поэтому в дальнейшем проценты были снижены.
По причинам спада производства и сокращения налоговых поступлений дефицит бюджета достиг значительных размеров. Например, в Польше дефицит составил 4,5% ВВП. И в последующие годы ни в одной стране пока не удалось сбалансировать бюджет.
Бюджет несет огромную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания производства и цен на потребительские товары. Реформирование системы бюджета предполагает
введение рыночных форм налогов и рост объема местных бюджетов. В результате осуществления мер по макроэкономической стабилизации и освобождения цен в государственном бюджете увеличилась доля расходов на социальную сферу и снизились расходы на нужды экономики. Однако все еще оставались ощутимыми субсидии предприятиям, затраты на оборону, содержание государственного аппарата и др.
Говоря о государственном бюджете, следует указать на отсутствие его стабильности во всех странах Восточной Европы.
Развитие рыночных отношений предполагает введение новых видов налогов. Одним из них стал налог на добавленную стоимость, который был введен в Венгрии в 1988 г., в других странах - в последующие годы. Другим новым видом налога выступает общий подоходный налог вместо налога на зарплату.

Прогрессивность названного налога заключается в том, что он утверждает равенство всех законных источников дохода, отражая развитие рыночных отношений.
Нужно сказать, что в каждой стране возможны свои варианты налоговых реформ. Так, в Венгрии наблюдается уменьшение налоговых льгот. С 1992 г. отменены 50% льгот частным предпринимателям. В Болгарии определена одна базовая ставка с оборота (22%). В Румынии при расчете налога с оборота берется общая стоимость продукции, дифференциация по видам изделий не производится.

Тенденции развития налоговой системы в восточноевропейских странах противоречивы. Однако очевидна необходимость уменьшения видов налогов и постепенное снижение уровня налогообложения.
Реформы, осуществляемые в странах Восточной Европы, сопровождаются глубоким спадом производства. Причинами являются: разрушение социалистической системы хозяйствования и незавершенность реформирования экономики, а также разрушение хозяйственных связей между социалистическими странами, вызванное распадом социалистического лагеря.
Программы реформ в странах Восточной Европы, нацеленные на создание рыночных отношений, высокоэффективной экономики включают сокращение государственного сектора в хозяйстве. Проводится приватизация государственных предприятий и развитие частного сектора. Выбор
той или иной формы приватизации определяется конкретными условиями страны. I
В ЧСФР распределение собственности через купоны объяснялось наличием крупных предприятий, которые весьма ? сложно продать. В 1992 г. 8,6 млн. человек получили купоны, из них 1 млн.человек в том же году обменяли эти купоны на акции предприятий. В Венгрии был избран отвечающий принципам рыночной экономики путь прямой продажи акций государственных предприятий населению.

Однако выкуп акций осуществляется очень медленно и не оправдывает надежды на быстрое формирование важного источника пополнения государственного бюджета.
В условиях шоковой терапии в Польше в короткий срок было апробировано несколько форм приватизации: продажа предприятий, распределение государственной собственности через купоны и через акции.
В современных условиях приватизация осуществляется с помощью различных финансовых институтов (фонды, холдинги, инвестиционные компании). Приватизация с помощью таких институтов дает возможность в короткий срок вывести предприятие из государственного подчинения и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческих началах.
Приватизация, в какой бы форме она не проводилась, требует законодательного оформления и поддержки соответствующих органов. Однако пока приватизация зачастую сводится к передаче государственной собственности бюрократическим силам, укрепляющим свои позиции. Между тем необходимость скорейшего преодоления кризиса делает приватизацию не простой сменой собственника средств производства, она становится условием становления частной собственности и независимого предпринимательства.


Развитие свободного предпринимательства в реформируемых странах осложняется монополизмом государства и отдельных хозяйственных субъектов. Решение проблемы демонополизации сопряжено с осуществлением целого ряда мер, в том числе преодолением всевластия государства, монополизма отдельных хозяйственных субъектов, с акти^ визацией притока иностранного капитала, либерализацией импорта.
Развитие современного рынка требует также решения проблем во внешнеэкономической области, создания открытой экономики. Реформы, проводимые в странах Восточной Европы, пока не дали значительных позитивных перемен в экономике и других сферах общественной жизни.

Реформирование хозяйственного механизма в странах Азии и Кубы

формирование хозяйственного механизма рассматриваемой группы стран происходило в условиях и формах, близких к СССР. Поэтому сущностной чертой такой структуры являлась сильная позиция государственно-партийного аппарата в общественном воспроизводстве, что позднее стало называться командно-административная система.
В середине 60-х гг. начали появляться признаки несоответствия этой системы требованиям развития производительных сил, что отражалось в замедлении темпов экономического роста и снижении эффективности. Все резче стало проявляться отставание в отраслях, определяющих научно-технический прогресс. В 1970- 1980-е гг. становится очевидным, что командно-бюрократическая модель социализма оказалась неспособной решать экономические проблемы, обеспечить народам возможность пользоваться достижениями современной цивилизации.
Но несмотря на предпринимаемые усилия по реформированию хозяйственного механизма в рамках прежних базисных отношений (государственная, отождествляемая с социалистической, форма собственности) кризисные явления в экономике продолжали нарастать в 80-е гг., усиливая социальную напряженность и антисоциалистические настроения.
Процесс реформ в экономической жизни каждой из ьтран имеет различия, но при этом, учитывая сходные Черты хозяйственного механизма прежнего периода, можно говорить об общих направлениях деятельности новых Правительств. Среди них: устранение бюджетных дефицитов, отмена или сокращение дотаций убыточным предприятиям, сдерживание инфляционных процессов, уяучщение отраслевой и производственной структуры народно хозяйства, решение проблемы трудовых ресурсов в связи с угрозой массовой безработицы, повышение эффектнаности экономики в целом. Основой радикальных преобразований становятся изменения в отношениях собственности.
Важнейшей особенностью реформ в странах Азии является то, что они начались с перестройки в экономике без изменений в политической и идеологической сферах. Инициатором преобразований выступали старые структуры управления, усиливалась роль государственно-партийного аппарата, отстаивающего завоевания социализма.
Такое положение может быть объяснено своеобразными историческими условиями развития азиатских государств. На общественные отношения большое влияние оказывали методы централизованного правления в сочетании с общинными и религиозными традициями. Своеобразно трактовавшаяся идея социализма, в частности его коллективистские начала, получила благоприятную среду.

Нельзя не учитывать и длительный период войн и противостояния империализму, что также поддерживало устойчивость организационных структур, основанных на социалистической идеологии.
Правительство Вьетнама решение об отходе от традиционных схем хозяйствования и проведении экономической реформы приняло в конце 1970-х начале 1980-х годов. Составными частями ее стали: предоставление права провинциям, а затем и отраслям самостоятельно вести экспортно-импортные операции, введение трехзвенной системы планирования на государственных предприятиях, предполагающей свободу оборота сверхплановой продукции, производимой на основе самостоятельного изыскания на рыночных условиях сырья и материалов, ослабление контроля за частниками и кустарями, повышение внимания к экономическим методам управления и материальному стимулированию.
Важно иметь в виду, что преобразования проходили в рамках идеологизированной модели социализма, пропаганда которой не ослабевала, а напротив, усиливалась: возрождались лозунги зашиты завоеваний социализма. Происходило нарастание противоречий между идеологией центра и необходимостью решения практических задач в социально-экономической сфере. Тем не менее, даже ограниченные меры привели к некоторому оздоровлению экономической ситуации, главным образом за счет частного и номинального кооперативного сектора в промышленности.

Этому способствовало и наделение крестьян землей ца правах долгосрочной аренды, а также разрешение свободной реализации произведенной продукции при формальном сохранении кооперативов. Государственный же сектор промышленности, несмотря на предоставляемые льготы и растущие бюджетные дотации, оставался в основном убыточным. Здесь сохранились прежние установки на повышение роли государственного планирования, контроля за товарно-денежным обращением и т.п.


IV съезд КПВ в 1986 г. выступил с инициативой всестороннего обновления традиционного курса на основе высвобождения всех производительных сил общества. Практическая реализация мероприятий началась с 1988 г. Было признано, что все имеющиеся уклады, включая частнокапиталистический, имеют равные права. Частный сектор легализовался не только в производстве, но и в розничной, и в оптовой торговле: частник допускался к торговле золотом, серебром, драгоценными камнями, к организации банков.
В начале 1989 г. в СРВ фактически было отменено директивное планирование, ликвидирована двухуровневая система цен (свободные рыночные и централизованно регулируемые), за исключением ограниченного круга товаров потребительского и производственного назначения. Введен свободный обмен вьетнамского донга по курсу так называемого черного рынка, размеры процентов на вклады и кредитные ставки были поставлены в зависимость от темпов инфляции, что позволило аккумулировать различные виды накоплений, конвертировать денежную единицу.
Естественно, что наибольшие трудности начала испытывать государственная промышленность, поскольку она Дишилась бюджетных дотаций, заниженных цен на сырье и материалы, гарантированного сбыта. Поэтому на повес-
тку дня встал вопрос о денационализации в различных вариантах. Здесь должны были возникнуть новые сложности по аналогии с Китаем и другими странами, связанные прежде всего со структурной перестройкой, что подтверждалось материалами открывшейся в декабре 1990 г. сессии Национального собрания СРВ. Отмечалось, что в ближайшей перспективе следует ожидать, если не спада, то существенного замедления темпов экономического развития. Главной причиной называлось сокращение советской помощи и переход на расчеты в твердой валюте. Кроме того, депутаты отмечали дефицит капитальных вложений (даже после значительного их сокращения в последний период), медленный рост иностранных инвестиций из-за несовершенства правовой основы, разгул коррупции, контрабанды и спекуляции.

Важной проблемой становились безработица, имущественное расслоение, затруднения в реализации социальных программ вследствие сокращения доходной части бюджета.
В последующие годы страна сумела решить проблему обеспечения населения минимумом продуктов питания и превратилась в третьего в мире (после США и Таиланда) экспортера риса.
Начался рост экономики. В 1992 г. ВВП вырос на 8,3%, прирост экономики в 1993 г. - 7,5%. Но одновременно повышалась безработица (в городах до 20-22% от трудоспособного населения).

Обозначились негативные тенденции в аграрном секторе: более медленный (по сравнению с промышленной продукцией) рост цен на сельскохозяйственные товары, резкое расслоение крестьянства и как следствие - миграция в города. Это вынудило руководство корректировать ход проведения реформы, уделяя больше внимания ее социальным аспектам, не меняя, однако, основного содержания политики, направленной на поэтапное формирование рыночной экономики.
В перестроечные процессы постепенно входит Монголия. На их характер оказывает немалое влияние относительно большая интегрированность экономики и политики с СССР, дополняемая длительным присутствием советских гражданских и военных представителей, а также результатами двойного культа - Сталина и монгольских вождей.
Для страны 1988 год считается первым годом uto* периода - реализации задач обновления и соверщенст вания экономической и политической систем, социален и сферы общества. Однако итоги года свидетельствовали сильной инерции партийно-государственного аппарата пп реализации принятых V Пленумом МНРП решений Her мотря на некоторые изменения в хозяйственном механич ме (развертывание бригадной формы организации и стимулирования труда, рост числа кооперативов и др.) объем национального дохода в 1988 г. был ниже запланированного на 180 млн .тугриков.
В последующие годы на первый план реформ вышли политические проблемы: разграничение функций партийного и государственного аппарата, признание многопартийности, соблюдение законов. Одновременно шла разработка модели реформы в экономической сфере. Председатель Президиума Великого Народного Хурала П.Очирбат в интервью газете Известия 12 мая 1990 г. подчеркивал, что основная задача в подготовке этой модели - комплексный учет специфических национальных особенностей страны.

Это низкая плотность населения, его ярко выраженный молодежный состав (почти 80% - люди в возрасте до 35 лет), рассредоточенность хозяйственных единиц, кочевой уклад жизни.
В 1990 г. правительство приступило к практическим шагам. Была осуществлена большая реорганизация центральных и местных органов государственного управления. Главная цель этой реорганизации - сформировать систему управления, которая была бы способна обеспечить переход от командно-административной к планово-рыночной экономике.

В мае 1990 г. была опубликована платформа правительства по проведению социально-экономической реформы, концептуальной основой которой является переход к государственно регулируемым рыночным отношениям с многообразием равноправных форм собственности.
Одной из особенностей программы можно считать стратегию на развертывание сети небольших предприятий по производству товаров из животноводческого сырья на базе закупок иностранного оборудования и технологий, главным образом китайских.
Особое внимание правительство обращает на обеспечение социально-политической стабильности, высокой организованности и дисциплины.
Вариант обновления хозяйственного механизма в Лаосе имеет существенные особенности по сравнению с другими странами региона. Они заключаются прежде всего в темпах введения рыночных отношений и более широких возможностях для частного иностранного капитала. В 1988 году на всю государственную промышленность (около 70 предприятий) был распространен хозрасчет.

Вопросы планирования, снабжения, реализация готовой продукции, финансирования переходили в сферу компетенции самого предприятия. Это во многом оживило промышленное производство. В следующие годы довольно решительно стал реализовываться курс на новые формы - акционерные и арендные (частные, в том числе и иностранные, и коллективные).

Например, табачная фабрика 555 была сдана в аренду на пять лет таиландскому предпринимателю, который обязался выплачивать государству по 3 млн.долл. ежегодно. Сдача предприятий в аренду, особенно иностранным бизнесменам, оказалась выгодной государству, поскольку увеличились поступления в бюджет, а, кроме того, эта форма способствовала более быстрому включению промышленности в рыночные отношения при одновременном улучшении технологии.
Поэтому в 1990 г. правительство приступило к инвентаризации имущества государственных предприятий с целью подготовки их перевода на арендный подряд, составной частью которого является обоснованное определение размеров арендной платы для взносов в бюджет.
Некоторым диссонансом указанным процессам прозвучало сообщение о подготовке и обсуждении нового пятилетнего плана социально-экономического развития республики, который был рассмотрен в 1991 г. на V съезде Народно-революционной партии Лаоса. Однако лаосские экономисты не видят здесь какого-либо противоречия или ;, попыток возврата к старым методам хозяйствования. Главная задача плана - создание условий для пропорционального сбалансированного развития экономики при изменении структуры народного хозяйства. Основной упор в пер
спективе Ьудет делаться на сельское хозяйство, которое станет базой развития перерабатывающей продукции. Важный аспект - определение роли каждого из экономических укладов в хозяйственной структуре и мер для закрепления их экономического равенства. Государство определяет перспективы регионального развития и создает условия для направления инвестиций в определенные провинции.

Вместе с тем, план не содержит директивных показателей. Предполагается, что все будет определяться потребностями и возможностями рынка,
Таким образом, Лаос не отказывается от государственного регулирования, но лишь на макроуровне. В сфере его деятельности остаются банки, оптовая торговля, оборонные предприятия, электроэнергетика, средства связи. Кроме того, государство берет на себя обязательство гарантировать социальную справедливость в обществе.

Большие надежды возлагаются на иностранные инвестиции, которые разрешено делать не только в госсектор.
Результаты проводимых в Лаосе преобразований позволили некоторым наблюдателям определить их как лаосское чудо, поскольку страна довольно быстро проходит путь от натурального хозяйства к рыночной экономике.
Экономические процессы в КНДР в последние годы, особенно в связи с событиями в других странах Азии и Восточной Европы, подвели северокорейское руководство к необходимости поиска путей для преодоления экономического застоя, который выражался в снижении темпов экономического роста до 2%, нехватке продуктов питания, одежды, медикаментов, хроническом невыполнении плановых заданий (так, показатели, предусмотренные на 1990 г., перенесены на последний год третьего семилетнего плана - 1993 г.), неэффективности системы управления.



Содержание раздела