d9e5a92d

Международный ежегодник


' См.: Международный ежегодник. 1978 г. Политика и экономика. М.:
Политиздат, 1978. С.82.
Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор при проведе1нии ^р^еобразовГанйй делался на сельские районы. Важнейшим элементом новой политики в деревне был переход на семейный подряд, в результате основной единицей" вL'дерёвне^Ътал крестьянский двор. Система семейного подряда, однако, вовсе не перечеркивала результаты коллективизации сельского хозяйства, а напротив, опиралась на них.

Земля попрежнему оставалась в общенародной, т.е. государственной собственности.
Несколько изменилась форма организации производства: производственным сельскохозяйственным бригадам предоставлялись полномочия по принятию некоторых производственных решений, вводилась «система ответственности» за результаты труда, на которую к 1984 г. перешли 99% всех производственных бригад, разрешались подсобные крестьянские промыслы. Государство повысило закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов; официальная пропаганда пыталась внедрить в сознание людей принцип «каждому по его труду» вместо привычной уравниловки. На государственном уровне провозглашалась необходимость воспитания у населения уважения к праву собственности, ставилась задача защиты личной собственности на земельные участки коммуны.

Оживилась деятельность сельскохозяйственных рынков.
Характерно, что преобразования в китайской деревне конца 70хначала 80х годов не сопровождались ростом механизации. Экономический эффект был достигнут прежде всего благодаря изменениям в организации труда, улучшению землеустройства и структуры посевов. Так, переход на семейный подряд вызвал всплеск трудовой активности крестьянства.

За шесть лет (19791984) ежегодные сборы зерна в Китае возросли с 300 до 400 млн .т. (300 млн. в течение веков были для Китая обычным показателем). Вдвое увеличились сборы хлопка и масличных культур, что позволило отменить нормирование хлопчатобумажных тканей и растительного масла. Удачно развивалось производство зерна, товарность по которому увеличилась с 20% в 1978 г. до 30% в 1984 г. В этот период среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 9,4%. В целом товарность сельского
хозяйства выросла до 53,3% в 1984 г. против 33% в 1978 г К середине 80х гг. Китай становится крупнейшим в мир производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем самогс многочисленного в мире поголовья скота1. Однако душевое производство сельскохозяйственных продуктов оставалос! на невысоком уровне и Китай продолжал импортировав зерновые (34% от общего производства зерновых в стране), а также незначительное количество хлопка и сахара.
Повысился уровень жизни народа. В 1983 г. чистый доход на душу населения в деревне составил 309,8 юаней на 176 юаней больше, чем в 1976 г. Таким образом, за 5 лет увеличение было большим, чем за 21 предшествующий год, начиная с 1949 г. С учетом роста цен доходы на душу населения Китая увеличились почти в 2 раза. В 1984 г. крестьяне направили 60% своих денежных расходов на потребление вместо 40% в 1978 г.
Хозяйственная реформа затронула и промышленность. Так же H3MeHanocbJQTHoni^H^e„JUaM^M^^ .К 1982^ г. в^^Юра1УО№айЖ^ади^^п гае
иност^Мному капиталу были предоставлены льготы для*стро ительства предприятий, ввоза и вывоза капиталов, найма китайской 1рабйче"й силы. Общая сумма капиталовложений в иностранные и совместные предприятия исчислялась суммой более 1,5 млрд. долл. Особенно активно Китай развивал сотрудничество с США, Японией и Западной Германией2.


Итак, основным итогом преобразований конца 70х начала 80х гг. можно считать оживление хозяйственной инициативы населения, переход китайской деревни и незначительной части промышленности к новым формам ведения хозяйства, характеризующимся рыночной ориентацией, при общем сохранении социалистической экономической системы.
Второй этап хозяйственных рефодм в Китае начался с принята»в" "19184"^"ЗЖ^^П^ постановления «О реформе хозяйственной'^системы», в которомк6йкреТйзир6Тал°ась"за
' См.: Энциклопедия нового Китая. С. 266. 2 См.: Международный ежегодник.

1982. Политика и экономика. М.:
Политиздат, 1982. С. 106.
дача строительства социалистической экономики с китайской спецификой. Реформа предусматривала создание плановой системы, в основе которой сознательное использование закона стоимости, и ставила целью развитие социалистической товарной экономики, установление рациональной системы цен путем обеспечения свободы действия экономических рычагов. Вводились новые формы экономической ответственности хозяйственных единиц.

Предполагалось выдвижение на руководящие посты нового поколения кадров, что должно было способствовать созданию мощного и эффективного аппарата управления экономикой нового Китая. Ставилась задача усилить рыночные элементы в планировании, торговле, финансовой и налоговой системах, в механизме расчета заработной платы, подчеркивалась необходимость оживить внешнеэкономическую деятельность.
Характерно, что для обеспечения реализации всей этой программы особое внимание обращалось на необходимость усиления руководящей роли КПК. Партийные власти Китая предполагали, что социалистическая модернизация будет осуществляться в три этапа: к 2000 г. страна должна увеличить в 4 раза валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства и добиться средних показателей жизни народа; к 2021 г. (100летие КПК) поднять Китай до уровня среднеразвитой страны; к 2049 г. (100летие КНР) превратить Китай в современную высокоразвитую державу.
В аграрной области реформа 1984 г. предусматривала продолжение политики, начатой в 1978 г.: дальнейшую реорганизацию народных коммун по пути разделения ад^ министративной, хозяйственной и партийной власти, укрепление системы производственной ответственности крестьян, расширение прав крестьян на их приусадебные участки, на продукцию подсобных промыслов и сельского хозяйства, создание условий для продажи излишков продукции на рынках.
Новым по сравнению с концом 70х гг. было внимание реформаторов к городской экономике и промышленности. Смысл городских реформ сводился к тому, чтобы усидеть хозяйственную_самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести
производство с учетом потребностей рынка. Предприятиям разрешалось покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно произведенную продукцию, не включенную в план предприятия, а иногда и часть плановой продукции. Из части прибыли, остающейся у предприятия, формировались фонды поощрения.

Таким образом, сфера «директивного ^планирования» .была сокращен.а, так жеГкак и сфера «единого государственного установления цен». Макроэкономический контроль за деятельностью предприятий со стороны государства должен был носить скорее косвенный, чем прямой характер. Предполагалось формирование новой социалистической экономики, при которой функции государственных органов и предприятий должны четко разграничиваться.

Важным были разрешение деятельности небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допуск частного предпринимательства прежде всего в сферу торговли и обслуживания, курс на привлечение иностранного капитала.
Предполагалось, что реформа экономической системы в городах должна оказать прямое воздействие на экономику страны в целом, так как именно города выступили центрами товарного производства.
Рассмотрим основные результаты новой экономической политики в Китае во второй половине 80х начале 90х гг.
Реформы, ориентированные на создание рыночной экономики, стимулировали хозяйственное развитие Китая. Во второй половине 80х гг. Китай вышел на 1е место в мире по валовому производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на 2е по выпуску телевизоров и добыче угля, на 3е по производству серной кислоты и химических удобрений, на 4е по выплавке стали, на 5е по производству электроэнергии и химических волокон, на 6е по добыче сырой нефти и производству сахара (имеются в виду валовые показатели).

Были созданы такие новые для Китая отрасли промышленности, как производство металлургического и шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство крупномасштабных интегральных схем и ЭВМ. Улучшилось соотношение между легкой и тяжелой отраслями промыш
ленкости, увеличился удельный вес промышленности в валовом национальном продукте с 25,2% в 1949 г. до 53,7 в 1985 г. При сохранении господствующих позиций государственного сектора в промышленности увеличилась доля кооперативного и частного сектора. Сформировался рынок средств производств. Была ограничена сфера планирования, заметно снизилось значение директивных планов, все большую регулирующую роль стал играть рынок. Все государственные предприятия были превращены в относительно независимые экономические единицы, выступающие как социалистические товаропроизводители, полностью отвечающие за свои убытки и прибыли.

Однако главенствующая роль государства осталась неизменной.



Содержание раздела