d9e5a92d

Экономические реформы правительства М.Тэтчер

В частности, результаты, полученные на основе экономико-математического моделирования сотрудниками Бостонского колледжа Б.Блюстоном и Д. Хейвисом, позволили им заключить, что несмотря на стимулирующий эффект фискальной политики, выгоды от экономического эффекта были распределены столь неравномерно, что богатые стали богаче, а бедные беднее.
Провозгласив изменение налоговой системы главной задачей второго президентского срока Р.Рейгана, республиканцы не могли не учитывать приближения очередных выборов. Поэтому принятый сенатом в 1986 г. Закон о налоговой реформе имел целью учесть некоторые критические замечания в адрес закона 1981 г. и компенсировать некоторые его негативные последствия. В этой связи действие налоговых стимулов предполагалось распространить не только на привилегированные классы, но и на всех граждан, сделать ставку на пробуждение предпринимательства и частной инициативы в более широких слоях населения.
Прежде всего, основным мероприятием последней реформы, как и предыдущей, являлось снижение предельных ставок как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль корпорации. Учитывая тот факт, что налоги на заработанные доходы увеличились, а на доходы от капитала постепенно снижались, администрация сочла экономически и политически возможным провести рекламируемый сдвиг налоговых тягот в сторону бизнеса. Кроме того, сделана попытка отменить большую налоговых льгот и закрыть различные лазейки, мощью которых многие компании и состоятельные л значительной степени уменьшали свои налоговые обязательства.
Однако вряд ли можно рассматривать данную налоговую реформу как победу общих интересов над интересами отдельных групп. Гораздо ближе к истине точка зрения высказанная бывшим сотрудником казначейства Л.Дилдайном. Он утверждает, что налоговая реформа не способствует росту справедливости и равенства, но представляет собой победу интересов одних групп над другими победа тех богатых, которые платили много налогов теми богатыми, которые широко использовали различные налоговые льготы.

В процессе борьбы между ними крошки достались и бедным.
Одним из программных требований неоконсерваторов был демонтаж корпоративных структур (прежде всего г союзов), которые, руководствуясь эгоистическими, корпоративными интересами своих членов, связывают предпринимателям и менеджерам, стремящимся добиться роста производительности труда и эффективности производства. В книгах, статьях и речах неоконсерваторов влияние профсоюзов, однако, несколько преувеличивалось они изображались самыми могущественными группами давления, едва ли не узурпировавшими политическую власть.
Конечно, конфронтация с профсоюзами не являлась самоцелью для Рейгана, который, тем не менее, не останавливался перед откровенно силовыми методами борьбы с организованными трудящимися. Она была скорее способом поставить профсоюзы на место, чтобы затем достичь соглашения с ними, но уже на принципиально иной основе. Такой основой должен был стать, как заявил в одном их своих выступлений Р.Рейган, не дележ пирога и даже не взаимные уступки в социально-экономической сфере, но прежде всего совместные с бизнесом и государством усилия по повышению производительности труда, эффективности производства и конкурентоспособности.

Естественно, что прежние формы сотрудничества (практика социального партнерства), дававшие профсоюзам весьма широкие возможности для выдвижения и отстаивания собственных требований, для этих целей уже не годились, и они были либо отброшены, либо перестали играть прежнюю роль.
В результате проблема согласования интересов и совершенствования соответствующего механизма к концу 80-х гг. вновь стала превращаться в объект обостряющегося политического противоборства.
Критикуя пороки созданного усилиями реформистов государства благосостояния, неоконсерваторы заявляют, что, взяв на себя чрезмерные обязательства в социал-экономической сфере, оно оказалось настолько перегруженным и малоэффективным, что перестало должным образом справляться со своими главными, т.е. политическими функциями: соблюдением законности и порядка внутри страны, обеспечением оптимальных условий функционирования экономики. Предпринятые ими практические шаги привели к значительному перераспределению функций государства. Существенно изменилась его роль в экономике.

Это стало результатом не только приватизации, но и отказа от директивных методов государственного вмешательства, ограничения полномочий, а в ряде случаев и демонтажа различного рода регулирующих агентств.
Значение приватизации и менеджеризации государственного управления и сферы социальных услуг выходит далеко за рамки экономии средств, расходуемых на содержание персонала, и государственных расходов в целом. Оно состоит прежде всего в том, что в деятельность государства вносится рыночный элемент. Размывается некогда четкая граница государственного и частного.

Сфера приложения частного капитала и частной инициативы распространяется на некогда недоступные им секторы. По традиционной бюрократии и ее монопольному управлению наносится серьезный удар.
Однако критики неоконсервативного курса в США не без основания указывают на серьезные издержки чрезмерного, с их точки зрения, ослабления регулирующей роли государства, оборачивающегося невниманием к развитию науки и наукоемких отраслей, внедрению достижений научно-технического прогресса в экономику в целом и особенно у старые традиционные отрасли, к порождающей острые социальные и экономические проблемы реиндустриализации.
Вера в целительные свойства свободного частного предпринимательства пронизывает всю экономическую стратегию рейганомики, в том числе и внешнеэкономическую. Теоретически доктрина фритредерства лучше всего отвечает сути рейганомики. Кроме того, на практике свободная торговля становится средством экспорта рейганомики, когда под флагом борьбы за открытый мировой рынок партнерам навязываются американские концепции развития.
Курс на ослабление торгово-политических барьеров позволил американскому капиталу извлечь максимум из того технологического и финансового преимущества перед конкурентами, которым он обладает в послевоенные годы. В условиях растущей зависимости экономики США от внешних рынков и повышения роли наукоемких производств этот курс не только помогает проникновению американских компаний на рынки других стран, но и способствует интенсификации технического прогресса в самих США, структурной перестройке их экономики и решению ряда таких важнейших проблем, как проблема инфляции.
В заключение необходимо отметить, что сторонники теории предложения, послужившей основой рейганомики, указали на реально существующие болевые точки американской экономики: снижение темпов роста производительности труда, сокращение инвестиций, замедление процесса нововведений, потеря конкурентоспособности на мировом рынке. Но предписанные ими лекарства оказались явно недостаточными для излечения. Структурные Дефекты нельзя исправить общими мерами, влияющими на поведение хозяйствующих субъектов. Сокращение налогов само по себе не способно ни разрешить проблемы слабых отраслей американской экономики, ни повысить стимулы перелива капитала в новейшие отрасли, ни укрепить конкурентоспособность американских товаров.

Для этого необходима целая серия экономических реформ, так как динамика экономического развития и темпы капиталистического накопления зависят от множества факторов, среди которых уровень налогов является важным, но не решающим. Несбалансированная модель изначально могла рассчитывать лишь на частичный успех, что и подтвердили реальные события.

Экономические реформы правительства М.Тэтчер

Великобритания - небольшая страна с населением около 57 млн. чел. - входит в число 7 наиболее развитых государств мира. Мощный экономический потенциал ее складывался столетиями. В значительной степени он был основан на последовательном проведении целесообразной экономической политики, в основе которой лежали идеи либерализма: упор делался на развитие частного сектора, стимулирование частного предпринимательства, свободы торговли. Государство традиционно играло весьма ограниченную роль в хозяйственном развитии английского общества. Однако в XX столетии в экономической политике Великобритании произошли существенные изменения, связанные с усилением вмешательства государства в экономику.

Особенно в этом отношении показателен период после 2-й мировой войны.
Уже в первые послевоенные годы была проведена национализация ряда отраслей промышленности: так, в 1945 - 1948 гг. собственностью государства стали банки Англии, многие предприятия угольной промышленности, радио и телеграфная связь с заграницей, электроэнергетическая промышленность, в 1967 г. - предприятия черной металлургии и транспорта. В 70-е годы в руках государства находилось 95,1% акций крупнейшей автомобильной компании Бритиш мотор лейленд корпорейшн, 62,5% акций электротехнической компании Ферранти; 93,5% стали производилось на предприятиях Британской стальной корпорации, принадлежащей государству. Все большее распространение получала практика создания смешанныхгосударственно-частных компании.

Правительство лейбористов, находившееся у власти в 60-70-е гг., проводило политику низких цен на продукцию национализированных отраслей.
Государство активно использовало различные формы экономического и административного регулирования. Из числа мер экономических это была прежде всего бюджетная и финансовая политика, которая заключалась в государственном регулировании накопления капитала, в повышении или понижении ставки процента, в установлении дифференцированных ставок на прибыль. В качестве административных мер использовались запреты или разрешения на строительство предприятий в определенных районах и пр.

Государство активно вмешивалось в отношения между трудом и капиталом, проводя политику принудительного регулирования заработной платы. Лейбористское правительство установило процент ее допустимого ежегодного роста (2,5%, а затем 3,5%); в середине 60-х гг. лейбористы сделали попытку вообще запретить рост заработной платы.
Правительство лейбористов также пыталось планировать экономическое развитие страны. В 60-е годы были последовательно разработаны программа развития английской экономики, а затем национальный план, практическое воплощение в жизнь которых намечалось соответственно на первую и вторую половину 60-х годов. И программа, и план остались нереализованными, однако результатом попыток их внедрения было усиление темпов инфляции и ухудшение других показателей экономического развития.


Темпы инфляции в конце 70-х годов составили 15% в год - невиданный до того времени в Великобритании уровень. Инфляционные процессы нашли отражение в ускоренной динамике цен на потребительские товары и услуги.
В 70-е гг. замедлился рост производства. Замедлился, а затем в определенные периоды становился нулевым рост производительности труда. В середине 70-х гг. на 10,6% по сравнению с началом 70-x гг. сократился объем промышленного производства. Особенно пострадали текстильная промышленность, строительство.

Участились циклические кризисы, удлинились фазы депрессии, выросла безработица, которая в 80-е годы достигла рекордных за послевоенный период размеров. Снизился уровень жизни населения: потребительские расходы сократились в конце 70-х годов в реальном выражении на 0,5%. Торговый баланс страны систематически сводился с дефицитом: резко вырос внешний долг Великобритании.
Лейбористское правительство пыталось решить эти трудности, особенно четко проявившиеся в период кризиса 1973- 1975 гг., путем усиления государственно-монополистического регулирования. Однако мероприятия лейбористского правительства успеха не имели, так как именно проведение данной политики и явилось в значительной степени важнейшей причиной торможения хозяйственного развития страны.
Это означало кризис, системы и методов регулируемой экономики, основанной на кейнсианской концепции. Выход из кризиса был в принципиальной перестройке системы государственно-монополистического регулирования экономики.
Такой путь был найден правительством консерваторов во главе с М.Тэтчер (род. в 1925.). В основе политики правительства консерваторрвлежали идеи экономического либерализма: важнейшее положение этой концепций заключалось в том, чтобы сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, усилить значение рыночных механизмов.
Придя к власти в мае 1979 г., правительство консерваторов практически сразу же стало проводить политику, построенную на принципах экономического либерализма. Реформы так или иначе затронули все сферы хозяйственной жизни общества.
В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения денежной суммы обращении. Средствами для достижения этой цели должны были стать ослабление налогового контроля за функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей. Одним из ведущих направлений деятельности правительства тори стала борьба с инфляцией.

Были сокращены займы, предоставляемые государством частному сектору, стали строго контролироваться темпы роста денежной массы в обращении, был отменен контроль над ценами и заработной, платой, повышены ставки процента.
Важным инструментом борьбы с инфляцией и в целом воздействия государства на хозяйственную жизнь был государственный бюджет. Более 90% доходов английского бюджета в конце 70-х - начале 80-х годов составляли налоги. Так, только подоходный налог в 1980-1981 гг. давал около 34% всех доходов бюджета.
В целях стимулирования капиталовложений правительство сдвинуло акцент с прямого налогообложения на косвенное, сократив на 3,5 млрд. фунтов стерлингов прямые налоги на крупные доходы. Одновременно выросли роль и удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета. Если в 1979 г. они составили 34% всех поступлений в бюджет, то в 1981 г. - уже 39%. Были повышены ставки налога на добавленную стоимость с 8 до 15%. Этим налогом облагался широкий ассортимент товаров первой необходимости, включая бытовые услуги и медицинскую помощь.

Кроме того, до 17% были повышены учетные ставки Банка Англии.
Существенной составной частью антиинфляционных мер консерваторов было их стремление к ограничению государственных расходов. Так, на 4 млрд.фунтов стерлингов были уменьшены государственные расходы на промышленность, коммунальное и дорожное хозяйство, развитие культуры, просвещение. Проводилась политика сокращения внутреннего потребления.
Антиинфляционная политика правительства М.Тэтчер имела положительные результаты. Уже в 1982- Д9.83 гг. темпы инфляции снизились до 5%, в конце 80-х гг. - до 3% в год, то есть до величины, рекомендуемой монетаристской школой в политэкономии.
Другим важнейшим направлением реформ был курс на значительное сокращение или (в ряде отраслей хозяйства на полную ликвидацию государственного предпринимательства. Это выразилось прежде всего в осуществлении широкой денационализации предприятий государственного сектора экономики и преимущественном стимулировании частного бизнеса.
С начала 80-х годов были существенно сокращены расходы на содержание государственных предприятий в фирм. Так, если на содержание национализированных отраслей в 1983-1984 гг. было выделено 6,1 млрд.ф.ст., то уже в 1984-1985 гг. 5,6 млрд.ф.ст1.
С 1980 г. правительство М.Тэтчер приступило к проведению крупномасштабной кампании по денационализации государственных предприятий. Частным фирмам продавались богатые месторождения нефти в Северном море, заводы по производству радиоактивных изотопов, национальная компания по перевозке грузов, угольные шахты и пр. Особое внимание правительства было направлено на приватизацию нефтяной, сталелитейной, авиакосмической промышленности, воздушного транспорта.

Характерно, что в частные руки продавались только прибыльные предприятия. Резко сократилась доля капиталовложений в английскую экономику со стороны государственных органов (центрального правительства и местных органов власти) и национализированных отраслей хозяйства: в начале 80-х гг. она составила всего 25% против 50%, характерных для периода пребывания у власти лейбористской партии.
Правительство тори увеличило налоговые льготы частному бизнесу. Ставка налога на прибыль крупнейших корпораций была последовательно снижена сначала до 50, а затем до 35%. Выросла сумма кредитов, предоставляемых банками промышленным компаниям.

Были отменены взносы предпринимателей в фонды социального страхования на занятую рабочую силу. Правительство шло по пути последовательного расширения уровня свободы хозяйственной деятельности предпринимателей. В 1982 г. было отменено положение, введенное лейбористами, о преимущественном принятии на работу членов профсоюза. На отдельных предприятиях были значительно ограниченны права профсоюзов.

Были объявлены незаконными все ряды забастовок солидарности. Стимулирование деловой активности частных предпринимателей положительно сказалось на общем ходе экономического развития Великобритании.
Реформы кабинета М.Тэтчер затронули и внешнеэкономическую сферу английской экономики. В октябре 1980 г. были отменены все ограничения на экспорт капитала, которые существовали в стране уже 40 лет. После отмены валютных ограничений вывоз частного капитала из Великобритании стал расти более быстрыми темпами, чем в 60-е гг. Только за 1979-1981 гг. экспорт капитала составил 11,3 млрд.ф.ст.; в начале 80-х гг. среднегодовой размер внешних инвестиций частного капитала колебался около 3,5 млрд.ф.ст. Основная часть английского экспорта капитала (4/5 от его общего объема) направлялась в развитые индустриальные страны с рыночной экономикой, прежде всего в США, Канаду, страны Европейского Экономического Сообщества.

В частности, уже в 1982 г. Великобритания, опередив Нидерланды, стала крупнейшим иностранным вкладчиком в американскую экономику. На развивающиеся страны приходилось только 18% английских прямых капиталовложений.
Правительство Великобритании поощряло вложения иностранного капитала в свою экономику. Ведущее место среди иностранных инвесторов в Великобритании занимали американские компании. Кроме того, весьма успешной в этом отношении была деятельность некоторых развивающихся стран с относительно высокими темпами экономического роста.

Так, в народное хозяйство Великобритании в 80-е годы успешно вкладывали капиталы Бразилия, Мексика, Индия, Сингапур, Филиппины.
Пристальное внимание правительство Тэтчер уделяло вопросам внешней торговли. Уже в начале 80-х годов экспорт страны стал превышать импорт. Важнейшим стабилизирующим фактором в этой сфере являлись поступления от продажи нефти. А в 1980-1983 гг.

Великобритания стала одной из немногих развитых капиталистических стран, которым удалось свести торговый баланс со значительным (1,1 млрд.ф.ст.) превышением экспорта над импортом. Для того, чтобы обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности английских товаров на мировых рынка) правительство консерваторов разработало серию мероприяятий, направленных на интенсификацию производства стимулирование роста производительности труда, а также на снижение затрат на заработную плату.
Правительство М.Тэтчер провело структурную перестройку национальной экономики. Рационализация производства, частности, осуществлялась за счет освобождения от излишней рабочей силы на предприятиях.
Результаты реформаторской деятельности правительства консерваторов проявились очень быстро. Уже в 1982 (. в стране стал очевидным рост производства, усилившийся с конца 1983 г. Эксперты, анализирующие ситуацию | экономике Великобритании того периода, предполагают, что основным фактором поддержания относительно высоких темпов экономического роста страны в середине и конце 80-х годов выступало личное потребление. На росте же личного потребления населения благоприятно сказалось снижение темпов инфляции.

Кроме того, положительное воздействие оказал и важнейший элемент налоговой политики правительства - снижение подоходного налога.
Отмечен значительный рост валового внутреннего продукта (ВВП), более быстрыми темпами стали развиваться английская промышленность, а также непромышленные отрасли хозяйства: торговля, связь, транспорт, улучшились показатели состояния финансово-банковской сферы экономики. Таким образом, уже в середине 80-х гг. Великобритания показала средние темпы экономического роста, характерные для развитых стран.
Поднятию уровня промышленности в 80-е гг. способствовало то, что большая часть инвестиций направлялась на замену и модернизацию оборудования, внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. Например, уже в начале 80-х годов вложения в машины и оборудование составили более 76% всех инвестиций, направленных в обрабатывающую промышленность страны. Постоянно росли капиталовложения в нефтедобычу.
Промышленному росту способствовало то обстоятельство, что кадры, занятые в английской промышленно являлись одними из самых квалифицированных в мире.
Правительство Тэтчер сохранило высокий уровень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в военной области, основную долю расходов взяло на себя государство. Так, в первой половине годов 70% военных разработок в области авиаракетной промышленности финансировались из государственного бюджета. Все научно-исследовательские работы по разработке ядерного оружия велись под контролем государства.

Характерно, что Великобритания имеет положительное сальдо в торговле лицензиями. По объему промышленного производства Великобритания занимает 5-е место в мире после США, Японии, Германии и Франции.
Ведущими отраслями производства являются станкостроение, электротехническая, авиационная, химическая, электронная и автомобильная промышленности.
Успешно развивается сельское, хозяйство, в котором занято около 2% самодеятельного населения страны. Сельское хозяйство отличается высоким уровнем механизации и производительности, оно дает примерно 80% всего обходимого стране продовольствия, в том числе обеспечивает страну мясом на 88%, потребности в пшенице удовлетворяются за счет внутреннего производства на 106% Важнейшей отраслью сельского хозяйства является животноводство (мясо-молочное, овцеводство, свиноводелие, птицеводство), которое дает более 70% всей сельскохозяйственной продукции.
Правительство тори способствовало проведению мероприятий, ведущих к усилению интенсификации в земледелии, стимулировало развитие сельскохозяйственной на с целью выведения новых высокопродуктивных пород скота и селекции высокоурожайных сортов растений. Характерной чертой аграрного развития Великобритании 80-х было сращивание аграрного и промышленного капитала путем интенсивной интеграции. В 80-е годы сельскохозяйственное производство росло в среднем на 3% в год, а в отдельные годы даже на 5- 6%. ;
наиболее высокий прирост среди крупных капиталистических стран.
Итак, в результате энергичной деятельности правительства консерваторов в экономической жизни Великобритании произошли перемены к лучшему: остановлен спад производства в промышленности, резко сокращен уровень инфляции, укреплены позиции Лондона как одного из финансовых центров мира.
В настоящее время Великобритания сохраняет лидирующие позиции по ряду важнейших экономических показателей. Так, она находится на 2-м месте в мире по объему заграничных инвестиций, на 4-м по доле экспорта, на 5-м по объему промышленного производства.

<

p>3.4. Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы
Экономические реформы, проводимые с начала 90-х годов в странах Восточной Европы, являются составной частью радикального обновления социально-экономического и политического строя, становления качественно новой модели хозяйствования в постсоциалистических странах.
Уже в 60-е годы стало очевидным, что сложившаяся социально-экономическая система и ее хозяйственные механизмы не могут создать эффективную социально-ориентируемую экономику, активно использующую достижения научно-технического прогресса и взаимодействующую с мировым хозяйством. Падение темпов роста экономики, отставание наукоемких производств, перекосы в финансовой сфере, рост внешней задолженности, сравнительно низкий жизненный уровень населения были характерны для восточно-европейских стран.



Содержание раздела