d9e5a92d

Экономические итоги Первой мировой войны

Обострившиеся в начале XX века противоречия между ведущими державами в ходе борьбы за передел мира, сферы влияния и приложения капитала, международный рынок, источники сырья привели к жестокой войне между двумя коалициями - германо-австрийским блоком и Антантой.
Первая мировая война (1914-1918), охватив вначале 8 европейских государств, в дальнейшем втянула более 30 стран с полуторамиллиардным населением (две трети населения планеты), с 30-миллионной численностью в действовавших армиях. Война велась на территориях Европы, Азии и Африки общей площадью свыше 4 млн.кв.км с протяженностью фронтов от 2,5 до 4 тыс.км.
Не оправдав надежд зачинщиков и не разрешив острейших противоречий, первая мировая война принесла неисчислимые бедствия. Так, из 74 млн .мобилизованных погибло около 10 млн. и было ранено свыше 20 млн. Около 10 млн. человек за эти годы умерло от эпидемий и голода.

А если к этому добавить сокращение рождаемости, то общее число потерь составило около 36 млн .человек.
Кроме того, страны-участницы понесли колоссальные военные потери и расходы. В ходе военных действий были потоплены около 500 боевых кораблей, тысячи вспомогательных и 6 тыс. торговых судов. Быстро иссякли горы оружия, заготовленного в предвоенное время, что потребовало перевода всей экономики воевавших стран на военные рельсы, привело к структурным диспропорциям в экономике, бездарному расходованию массы сырья, средств, трудовых усилий.

О невиданных масштабах военной экономики свидетельствуют, например, такие факты: в 1917 г. на войну работали со стороны Антанты (без США) более 40 тыс. предприятий с 13 млн. рабочих. В странах германо-австрийского блока - около 10 тыс. предприятий с 6 млн. рабочих. За годы войны изготовлено в ведущих странах около 30 млн. винтовок, более 1 млн. пулеметов, свыше 150 тыс. артиллерийских орудий, более 9 тыс. танков, свыше 180 тыс. самолетов и пр.
В ходе боевых действий впервые использовались новые рода войск и технические средства: авиация, бронетанковые войска, войска противовоздушной обороны, химического нападения и защиты, автомобильные и дорожные службы, морская авиация, подводные лодки и т.д.
В целом военные расходы стран-участниц выросли более чем в 20 раз, составив свыше 200 млрд. долл. (в ценах соответствующих лет) и в 12 раз превысив наличные золотые запасы.
Война уничтожила треть материальных ценностей человечества, нанеся невосполнимый урон природным ресурсам. Между тем, на израсходованные средства при их разумном назначении можно было бы вшестеро повысить благосостояние трудящихся планеты.
Итак, материальные и людские потери были огромны. И лишь Япония на 25 %, а США на 40 % увеличили за годы войны свое национальное богатство. Япония установила монополию на торговлю в юго-восточной Азии, а США, находясь в географическом удалении от основных театров военных действий и осуществляя за ширмой нейтралитета торговлю оружием с обеими воюющими группировками и вступив в войну лишь в апреле 1917 г., сосредоточили у себя около половины мирового запаса золота и сделали своими должниками почти все западные страны.
Между тем другие страны, опаленные войной, возвращаясь к мирному экономическому развитию и пытаясьустранить тяжелые последствия вынесенных испытаний, искали и находили пути и возможности политического, экономического, нравственного возрождения в сложных условиях начала крушения колониальной системы и зарождения социалистического оппонента.
Версальский мирный договор. По окончании первой мировой войны режим отношений в западном мире определила серия договоров, составившая Версальско-Вашингтонскую систему. Среди них: Компьенское перемирие между капитулировавшей Германией и главными союзными державами (1918 г.), Парижская мирная конференция (1919- 1920 гг.), подготовившая Сен-Жерменский мирный договор главных союзных и объединившихся держав, с одной стороны, и Австрией, с другой, Нейнский мирный договор с Болгарией, Трианонский мирный договор с Венгрией, а также Севрский мирный договор с султанским правительством Турции, замененный Лозаннским договором (1923 г.).

В свою очередь Вашингтонская конференция (1921-1922 гг.) разработала договоры, регулировавшие отношения капиталистических стран в области военно-морских проблем и вопросов, связанных с Дальним Востоком и бассейном Тихого океана.
Центральное место в Версальско-Вашингтонской системе занимал Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г. державами-победительницами (США, Британская империя, Франция, Италия, Япония, Бельгия и др.), с одной стороны, и побежденной Германией, с другой. Основные статьи договора свелись к территориальным, военным и репарационным проблемам.
По Версальскому мирному договору территория Германии сократилась по сравнению с 1914 г. на 1/8, а население - на 1/10. Условия договора предусматривали возвращение Германией провинций Эльзас и Лотарингия Франции (в границах до Франко-Прусской войны 1870-1871 гг.), округов Мальмеди и Эйпен - Бельгии; Познани, части Поморья и части территории Пруссии - Польше. Данциг (Гданьск) объявлялся вольным городом, Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц (в 1923 г. был присоединен к Литве). На решение плебисцита передавался вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии.

Судьба этих территорий решилась позднее: северная часть Шлезвига перешла к Дании (1920 г.), часть Верхней Силезии - к Польше (1922 г.), другие спорные территории остались у Германии.
Компенсацией за разрушение угольных копей северной Франции и в счет суммы репараций стала передача этой стране Саарского угольного бассейна, территория которого поступала на 15 лет под управление Лиги наций. По истечении этого срока его судьба определялась плебисцитом. Кроме этого, демилитаризации подлежали германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной 50 км.
По Версальскому мирному договору Германия отказалась и от заморских владений площадью в 3 млн. кв.км с населением 13 млн. человек. Эти территории были поделены между главными державами-победительницами. Так, Великобритания захватила германские колонии в Восточной и Юго-Западной Африке, Франция - большую часть Камеруна, половину Того в Африке и т.д.

Утрата этих владений безусловно создавала для Германии определенные трудности, сужая площадь производственных или сырьевых возможностей.
Что касается военных проблем, то США, Англия и Франция лишили Германию военно-морского флота. Однако германские моряки значительную часть своего военно-морского флота потопили в английской гавани Скапа-Флоу. Это повлекло в дальнейшем дополнительные германские компенсации Великобритании. Сухопутная армия Германии была сохранена, но ограничена 100 тысячами человек с не более чем 4-тысячным офицерским корпусом.

Кстати, США выступали сторонниками сохранения 200-тысячной германской армии.
Подлежало существенному сокращению производство оружия и военных материалов, в то время как их наличные запасы сверх установленных объемов передавались странам-победительницам. Несмотря на первоначальные возражения США из состава германских вооруженных сил полностью исключались военная авиация и подводный флот. Запрещались также выпуск броневиков, танков, военных судов, производство удушливых, ядовитых и других газов.
Подлежало разрушению большинство укреплений и крепостей. Эти ограничения, пожалуй, давали Германии возможность сконцентрировать внимание и средства на решении проблем, связанных с возрождением мирного хода хозяйственного развития.
Согласно Версальскому мирному договору Германия обязана была возместить убытки, понесенные державами-победительницами, в виде репараций. Система репараций (окончательно определенная позже в размере 132 млрд. золотых марок), экономические и финансовые обязательства включали платежи в золоте и товарах, поставки разного рода оборудования, угля, скота, строительных материалов, содержание оккупационных войск, установление наиболее благоприятного режима для судоходства и торговли со странами союзных и объединившихся держав.
Итак, Версальский мирный договор и его учредители ставили, казалось бы, Германию в весьма неблагоприятные условия. Однако господствующее положение важнейших германских монополий в экономике не было поколеблено. Версальская система не сумела преодолеть международные разногласия и конфликты.

Неудовлетворенность новым переделом мира, усиление межимпериалистических противоречий таили в себе страшную опасность развязывания новых войн.
А пока Германия вступала согласно решению мирового сообщества в эпоху послевоенного экономического возрождения.

1.2. Возрождение экономики Германии. Планы Ч.Дауэса и О.Юнга
Наряду с тяжестью условий Версальского мирного договора военное поражение Германии повлекло значительные людские и материальные потери. За годы войны на фронтах погибли почти два миллиона немцев, полтора миллиона были ранены и покалечены, около миллиона погибло от эпидемий и голода.
Страна была ввергнута в экономический хаос. Экономику подорвали огромные военные расходы, составившие 150 млрд. марок. Чрезвычайно истощенными оказались материальные ресурсы.

Из строя выходило изношенное и устаревшее оборудование.
Как уже было сказано, статьи Версальского договора, касающиеся территориальных проблем, лишили Германию значительной годовой добычи и производства каменного угля (на 25%), железной руды (на 75%), стали (на 35%) и т.д. Общий объем промышленного производства по сравнению с 1913 сократился на 43%.
Снижение объема промышленного производства, тяжело протекающая демилитаризация индустрии, сужение внутреннего рынка, значительный рост цен, снижение почт! на четверть реальной заработной платы сопровождались массовой безработицей. Каждый четвертый трудоспособного возраста к концу 1923 г. оказывался невостребованным на рынке труда.
Была подорвана финансовая система. Инфляция сталподлинным бедствием. Кроме того, над Германией тяготе.

132-миллиардный объем репараций.
Возрождение хозяйства Германии и необходимость выполнения решений Версальского договора потребовали серьезного реформирования экономики страны. Комплекс решительных преобразований в этом направлении включал мер] как внутреннего, так и международного порядка.


Среди первых, пожалуй, наиболее радикальной стала денежная реформа (1923 г.), проведенная в целях прекращения инфляции. В ее основу был положен проект по организации предпринимательскими кругами автономного Эмиссионного банка. Отражая во многом интересы аграриев и поэтому столкнувшись с резким сопротивление ряда руководящих промышленных групп, этот проект потребовал определенной корректировки и стал основой деятельное Рентного банка, учрежденного в октябре 1923 г. Его главная идея восторжествовала, ибо капитал нового эмиссионного бака состоял не из золота, а из долговых обязательств его учредителей - собственников сельскохозяйственных земель, промышленников, торговцев и владельцев банков.

Обеспечением этих обязательств служили закладные листы и облигации в 4%-й стоимости их предприятий. Однако обязательства учредителей банка, как и банкноты, исчислялись в золотых марках.
Капитал банка составил 3,2 млрд. марок, из которых чуть менее половины (1,2 млрд.) кредитовались государству для покрытия его задолженности Рейхсбанку и сбалансирования бюджета. Другая часть (1,2 млрд.) передавалась Рейхсбанку для кредитования частнохозяйственного оборота и, наконец, остальные 800 млн. марок оставались в резерве.
В ноябре 1923 г. стали выпускаться рентные марки, вскоре стабилизированные (1 рентная марка приравнивалась к 1 триллиону бумажных марок). При этом рентные марки признавались законным обеспечением наравне с золотом.
Стабилизация валюты позволила относительно быстро упорядочить бюджет и в течение 1924 г. даже добиться определенного превышения поступлений над расходами.
Сложнее преодолевались тенденции инфляционного периода в части кредитования частного торгово-промышленного оборота. Так, после денежной реформы выявилась острая нехватка оборотных средств, и давление на руководителей Рейхсбанка со стороны торгово-промышленных кругов привело к возрастанию вексельного портфеля (менее чем за полгода он увеличился почти в 50 раз - с 39,5 млн. до 1867 млн. марок). В свою очередь быстрый рост денежной массы стал угрожать срывом всей денежной реформы.

Это подтолкнуло Рейхсбанк к более решительным действиям: на время прекращается банковская эмиссия, ужесточаются меры по ликвидации значительной части выданных кредитов, нормируется продажа Рейхсбанком иностранной валюты, производится изъятие из обращения денежных суррогатов.
В переходный период параллельно функционировали два эмиссионных банка - Рентный и Рейхсбанк с двумя различными денежными системами. С завершением денежной реформы в августе 1924 г. и изъятием рентных марок из обращения по мере погашения задолженности банку перестал существовать Рентный банк, функции которого передавались реорганизованному Рейхсбанку. Новые банкноты обеспечивались золотом и золотыми девизами на 40% и подлежали обмену на золото, правда, временно отсроченному.
Новый Рейхсбанк в отличие от предыдущего, находившегося под контролем и в управлении германского правительства, становился банком независимым от правительства, но поставленным под контроль репарационных кредиторов. Новый банковский закон, принятый рейхстагом в день международно-правового оформления плана Дауэса, послужил одним из существенных рычагов его реализации.
Среди других стабилизационных мер германской экономики: модернизация оборудования, усиление экономических позиций немецких монополий, заменивших ранее господствовавшие картели и синдикаты на тресты и концерны, повышение эксплуатации трудящихся и интенсификации труда при более низкой реальной заработной плате, чем у французских рабочих на 20%, чем у английских на 40%. До 10-12 часов была доведена продолжительность рабочего дня.
Глубокую заинтересованность в скорейшем восстановлении хозяйства Германии и прежде всего ее военно-экономического потенциала, фактически вопреки Версальскому договору, проявили страны Запада.
В августе 1924 г. на Лондонской конференции держав-победительниц принимается программа ослабления условий репараций. Разработанный международным комитетом экспертов под председательством директора одного из чикагских банков генерала из интендантов Ч. Дауэса, тесно связанного с банковской группой Моргана, план Дауэса вступил в силу 1 сентября 1924 г.
Последовавшие за этим Локарнские договоры (1925 г.) стали дальнейшим шагом к ревизии решений Версальского мирного договора, так как обеспечивали смягчение ряда ограничений: отмену военного контроля держав-победительниц над германской военной индустрией и народным хозяйством, эвакуацию французских войск из Саара, снятие ограничений для германской гражданской авиации и т.д.
План Дауэса предусматривал три основных источника обеспечения репарационных платежей. Во-первых, поступления за счет пошлин и косвенных налогов, главным образом, на предметы массового потребления; выпускались специальные облигации. Во-вторых, доходы германских железных дорог.

В-третьих, налогообложение промышленности. Жесткий механизм иностранного контроля не допускал даже малейшего нарушения плана.
Кроме того, сразу после введения плана Дауэса, Германии был предоставлен американскими кредиторами заем в 800 млн. марок, способствовавший укреплению бюджета.
Репарационные платежи по 2,5 млрд. марок ежегодно, не фиксируемые в общем объеме, начались лишь в сентябре 1928 г., а до этого срока они составили по 1-1,75 млрд. марок в год. В 1932 г. репарационные платежи были и вовсе отменены.
Одним из существенных последствий реализации плана Дауэса стало смягчение остроты конфликта во взаимоотношениях Германии с внешним миром.
За период реализации плана Дауэса (1924-1929 гг.) значительно усилилось проникновение западных капиталов в промышленность Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. Всего Германия получила в виде кредитов от США и Великобритании до 21 млрд. марок, 70% кредитов были американскими.
Во второй половине 20-х годов промышленное производство страны оживилось. И к концу этого десятилетия был превышен довоенный уровень промышленного производства, в том числе на треть увеличилась добыча каменного угля и выплавка стали, более чем на 40% - выплавка чугуна, почти на 75% - добыча бурого угля и т.д.
Расширение производства на новой технической основе заметно продвинуло электротехническую и машиностроительную индустрию. Осваивалось производство искусственного шелка и бензина. Внедрение в организацию производства американских новаций Форда и Тейлора способствовало росту производительности труда на 40%.

По общему объему промышленного производства Германия вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США).
К концу 20-х годов германские магнаты смогли вернуть международные позиции. Так, из 300 международных монополистических объединений германский финансовый -капитал участвовал в 200. Созданный по инициативе Германии Европейский стальной трест (1926 г.) рас-2/3 европейского производства стали.
Немецкие промышленные изделия с успехом стали возвращаться на внешний рынок. Так, Германия обошла Великобританию по вывозу машин и оборудования, увеличив общий объем торговых операций по экспорту на 17% и по импорту на 30%.
В июне 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен новым репарационным планом - планом Юнга.
Для преодоления репарационного кризиса в августе 1929 г. и январе 1930 г. репарационные конференции западных держав определили планом Юнга новые льготы для Германии.
О.Юнг, президент электротехнического треста Моргана, один из авторов плана Дауэса, был назначен председателем комитета экспертов по рассмотрению репарационной проблемы. Предложенный им проект был принят за основу. В отличие от плана Дауэса план Юнга ограничивал общий объем репараций суммой в 113,9 млрд. марок.

Размер ежегодных платежей на ближайшие 37 лет (с января 1929 г.) определялся в 2 млрд. марок.
Заметные изменения коснулись порядка взимания репараций. Их единственными источниками остались государственный бюджет и прибыль от железных дорог. Отменялись отчисления от прибылей промышленности и финансовый контроль за экономикой Германии.

По сути дела решения Версальского договора подвергались все большей ревизии.
В целях получения и распределения репараций, осуществления расчетов по межсоюзническим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансирование тяжелой промышленности и военного производства и укрепивший позиции американского капитала в Германии.
Однако обострение экономических проблем в кризисной ситуации свело на нет реализацию плана Юнга. В начале 30-х годов последовала серия решений, связанных с регламентацией репарационных платежей. Так, в середине 1931 г, американский президент Г.Гувер предложил приостановить платежи на год. Формально план Юнга был отменен
Германская экономика, как и экономика других ведущих стран мира, подверглась новым испытаниям, вызванным Великой депрессией 1929-1933 гг.

Новый курс Ф.Рузвельта

В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась.

Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории просперити - вечного процветания этого государства.

Однако она оказалась великой иллюзией.
Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США.
Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство.
По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи1.

Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929 - 1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл.

Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.
Неизбежное последствие циклического кризиса - ухудшение положения трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев.

Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое.

Многие лишились жилья, возникли гуверовские городки - поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Население голодало - только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек.
Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы - на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. За годы кризиса разорились около 1 млн. ферм, они были принудительно проданы, и фермеры лишились собственности на землю. (Вспомните, что по этому поводу гласил Гомстед-акт - закон о земельных наделах, принятый в 1862 г.)
Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок их уничтожали - пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали.
В США в этот период утвердилась философия американского индивидуализма, не признающего государственного регулирования экономики, его вмешательства в дела частного бизнеса, хотя в годы первой мировой войныоно применялось. Вступивший в 1У2У г. на пост президента Герберт Гувер (1874-1964) первоначально ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф.

В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины.
Положение в стране ухудшалось - она была охвачена массовыми выступлениями, организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (в 1931-1932 гг.), поход ветеранов первой мировой войны (1932 г.); фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. Был создан Национальный Совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовали 1,2 млн. безработных. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение.

Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила миллион человек.
В этих условиях в целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. предпринял попытки государственного кредитования банков, промышленности, транспортных предприятий. Для этого была создана Национальная кредитная корпорация с капиталом в 3,5 млрд. долл., которая в январе 1932 г.



Содержание раздела