d9e5a92d

Экономическая политика фашистской Германии

Для оказания помощи крупным фермерам организовано правительственное Федеральное фермерское бюро. Задачи этого бюро заключались в поддержании уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Деятельность бюро не увенчалась успехом и в конечном итоге привела к дезорганизации рынка и дальнейшему разорению фермеров.

Социальные противоречия продолжали обостряться. К марту 1933 г. число безработных достигло 17 млн. человек.
Это бюро на полученные от государства 500 млн. долл. в течение 1,5 лет скупило свыше 250 млн. бушелей пшеницы и около 1,3 млн. кип хлопка. Во второй половине 1932 г. оно начало распродажу накопленных таким образом запасов. (См.: Всемирная история, 1962. Том IX.

С. 179).
Таким образом обещание Гувера быстро преодолеть кризис оказалось невыполненным.
С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры.

Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием Новый курс Рузвельта.
Несмотря на то, что Новый курс не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики Нового курса.
Отрицая политику грубого индивидуализма Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления классового мира внутри страны и доброго соседства с другими странами.
Теоретической базой Нового курса стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни.
Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

<

p>В осуществлении Нового курса выделяют два этапа:
первоначальный - с 1933 до 1935 гг. и второй этап - с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево.
Рассмотрим основные мероприятия Нового курса.
Прежде всего началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото, В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это.

В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение, правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы,, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков - членов Федеральной резервной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.
Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции - за первые 2 года Нового курса сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.
Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. В январе Т934 т. золотое содержание доллара снизилось на 41 %.
Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития.

США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара.

Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото - 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.2
Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции.

Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.
Центральное место в мероприятиях Нового курса отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов - закон о восстановлении национальной, промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы Дженерал моторе, Стандарт ойл, от группы Моргана и других концернов), а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Председателем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел.

Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бойкотировало.
Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации.

Основной упор делался на кодексы честной конкуренции, в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.
Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма.

При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (минимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.
Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Г. Иксе. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были - создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день.

Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги.

Администрация чрезвычайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890-1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными - на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.
В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннеси. Работы были предоставлены 40 тыс. человек.

Для трудоустройства безработных на Юге США создавалась современная инфраструктура - строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и т.д.
Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: В историю закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное и далеко идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом.
Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими.

Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться классового мира, положить конкуренции за счет рабочих в пункте 7а Кодекса честной конкуренции за рабочими признавалось не только право объединения в профессиональные союзы, но и заключения коллективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы.

В т0 же время американские монополии не забывали о своих интересах: они предписывали в кодексах фиксировать уровень зарплаты минимальным, а продолжительность рабочей недели - максимальной. После введения таких кодексов общий уровень зарплаты снизился.
Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как а конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать, хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования.


Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития Нового курса они создали специальную организацию Лигу американской свободы. Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил.

Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти государственный социализм; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935г Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась.
Второй важный закон - закон о регулировании сельского хозяйства - Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе:
1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на 1 хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой мерысуществовавшие цены на зерно делали более выгодным его ^ использование в качестве топлива, и в некоторых штатах
Зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля. '2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.
3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения1.

Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе - доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тыс.) разорились и были проданы с молотка.

Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен.

Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился.
В 1935 г. в политике Нового курса обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933-1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали сидячие стачки, когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали.

Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций и они влились в единый Рабочий альянс Америки.

Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.
В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления Нового курса в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора Р.Вагнера), билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций.

Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера - Национальный акт о трудовых отношениях был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабочему движению.
Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий.

Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий. размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих в служащих торговли, сферы обслуживания.
Рабочее законодательство 30-х гг. - серьезный успех борьбы американских рабочих.
На втором этапе проведения Нового курса увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти дели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 Г. - 4,9, а в 1938 г. - еще 5 млрд. долл. Создана новая Администрация по реализации общественных работ, возглавляемая Г.Гопкинсом, К началу 1936 г. общественными работами было занято 3,5 млн.человек1.
В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского Труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели - 44 часа.
На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.
Все меры, проведенные Новым курсом, сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.
Оценивая Новый курс, мы должны прежде всего отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно-монополистического капитализма (ГМК) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору.
Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики Нового курса проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся.
В то же время Новый курс нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка.
В результате политики Нового курса в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики - промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.
Проведение Нового курса не было безболезненным. Против Нового курса выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства - представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция Новому курсу усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера.

Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся.
В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных | программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета.

В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что бюджет будет оставаться несбалансированным до тех -8226;pop, пока существует армия нуждающихся'.
В этот период вокруг Нового курса сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря | чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда - высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой подкачки насоса - увеличения спроса с помощью новых государственных вложений- Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд.долл.1.

После этого число сторонников кейисианской теории в США существенно возросло.
Небольшой объем пособия не дает возможности остановиться на всех сторонах деятельности Ф.Рузвельта. Здесь фактически не затронуты его внешняя политика, реформа банковской системы, взаимоотношения президента с выдающимся ученым-экономистом Кейнсом и др. Желающие глубже познакомиться с этой темой могут обратиться к источникам, указанным в списке литературы.

Экономическая политика фашистской Германии

Сильнейшее потрясение капиталистического мира, происшедшее в 1929-1933 г., поразило глубоко и серьезно германскую экономику. Это объясняется в первую очередь ее значительной зависимостью от иностранного капитала. Кризис в стране достиг кульминации к 1932 г. Промышленное производство в Германии упало в 1932 г. на 40% по сравнению с 1929 г. Масштабы сокращения промышленного производства оказались катастрофическими. 68 тыс. предприятий потерпели крах. Особенно пострадали отрасли тяжелой промышленности.

Были распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств. Массовые стачки охватили страну. Усилилось национально-освободительное движение в колониях и полуколониях. На 60% сократилась внешняя торговля. Вновь обесценилась валюта, произошел крах ряда крупных банков.

В 1932 г. в стране имелось 8 млн. полностью и частично безработных.
Все произошло довольно быстро после первой мировой войны и революций, чтобы из сознания правящих кругов могли изгладиться катаклизмы предыдущих лет. Поэтому они готовили термидорианскую реакцию особенно там, где потрясения могли быть наибольшими. Таким эпицентром опять была Германия.
История 1929-1933 гг. показала, что усиление правой реакции, тоталитаризма, милитаризма и роенной угрозы суть явления и спутники кризисов. Кризис в Германии вызвал к власти крайнее порождение реакции - фашизм. Экономический кризис германского капитализма породил крах политической системы Веймарской республики. Монополистическая буржуазия не смогла больше господствовать при помощи старых парламентских методов.

Ее руководители, склоняясь к мысли о необходимости военной диктатуры, все чаще обращали взоры на фашистское движение. Именно они в большей степени способствовали приходу фашистов к власти.
Крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв невозможность сохранить свое господство с помощью буржуазной демократии, стали делать ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из кризиса путем гонки вооружения был особенно притягателен для немецких промышленников. Г.Стиннес, Ф.Тиссен, владельцы угольных копий Рура и другие выдавали огромные денежные суммы фашистской партии.

Так, глава концерна Тиссен АГ финансировал Гитлера (1889-1945) уже в 1923 г. В конце 20-х гг. Гитлер сотрудничал уже со стальными королями Рура. В 1931 г. связь с нацистской партией установил директор Рейхсбанка Я.Шахт. Через его посредничество нацисты расширили свои контакты с другими крупными промышленниками Германии, в частности с Фликом, внесшим в так называемый фонд Гиммлера, из которого финансировался захват власти нацистами, 100 тыс. марок.

Он же подписал и пресловутое письмо, в котором группа германских промышленников просила президента Германии фон Гинденбурга (1847-1934) назначить Гитлера канцлером Германии. После прихода фашистов к власти он был одним из крупнейших меценатов СС. Вскоре после начала войны Флика по предложению Геринга назначают фюрером военного хозяйства.

Промышленники Рура, в свою очередь, отчисляли в кассу нацистской партии по 5 Пфеннигов с каждой проданной тонны угля.
В октябре 1931 г. представители монополий, высшего генералитета и финансовых кругов договорились с Гитлером о создании единого блока для борьбы за установление диктатуры.



Содержание раздела