d9e5a92d

Телекоммьютинг



Барбидж разработал систему социологических индикаторов, с помощью которых можно оценить достоинства и недостатки выбранного типа нововведения. Им выделены 7 факторов групповой организации труда, каждый из которых разбивается на ряд индикаторов (переменных), снабженных девятипунктовой шкалой. Например, в факторе «бригада» основной переменной является «взаимодействие между рабочими» (здесь оценка 9 ставится, если рабочие тесно взаимодействуют на небольшой площади, 0 если широко разбросаны и не имеют непосредственных контактов между собой), в факторе «продукция» «соединение с продуктом», а в факторе «оборудование» «соединение со средствами производства».



Кроме них выделяются факторы: «расположение группы» (переменная «территориальная связь»); «план производительности труда» (имеется ли общее задание на группу или индивидуально у каждого); «независимость» (может ли группа варьировать свой темп работы независимо от других); «размер группы» (переменная «групповая стабильность»); «оборудование», благоприятные условия, приспособления, средства обслуживания (переменная «соединение со средствами производства»). Некоторые социологи высказывают сомнение относительно стабильности малых групп (3,4,5 рабочих), Считается, что и чрезмерно большие группы нестабильны и распадаются на подгруппы. Группы, имеющие от 2 6 до 15 рабочих ранжировались как стабильные (9), а группы с более чем 50 рабочих нестабильные (0).
В основе классификации индикаторов лежат характер и содержание труда (технология), но можно построить новую по критерию участия в управлении. Эксперты ранжируют каждый фактор и на основе полученных оценок сравниваются различные формы труда. С помощью такого метода можно узнать, какие решения делегируются исполнителям (в области планирования, снабжения материалами, режима работы, распределения задания и т. д.).

В частности, Дж.Барбидж выяснил, что у себя в цехе рабочие принимают более грамотные решения, чем специалисты административно-управленческого аппарата.
Телекоммьютинг6

Телеработа (телекоммыотинг) дистанционные отношения между работодателями и наемными работниками, рассматривающиеся как часть процесса децентрализации рабочей деятельности во времени и пространстве. В самом общем смысле Т. означает новый способ организации работы, общим элементом которого является использование телекоммуникаций, электронного оборудования и Интернет (Internet)-технологий для обработки и обмена информацией и документами (текстами, рисунками, графиками и звуком). В процессе Т. штатные и внештатные сотрудники компании работают как самостоятельно (дома), так и в группах (в специальных центрах).

Используя практически только самое основное оборудование обработки информации (персональные компьютеры, модемы, принтеры), они соединяются со своими работодателями, которые могут находиться на расстоянии сотен и даже тысяч километров от них, с помощью национальных и международных коммуникационных сетей. Компьютеры в данном случае служат, как правило, для трансформации результатов трудовой деятельности в формы, которые могут транслироваться посредством компьютерных сетей. Так, например, дизайнер, сделавший свой рисунок от руки, может отсканировать его и с помощью компьютера (или факса, если рисунок черно-белый) отослать клиенту.
Одним из наиболее распространенных видов телекоммьютинга считается телеработа «на дому», в процессе которой работник выполняет производственные задания у себя дома, отказываясь от перемещения в офис на период рабочего дня. Кроме того, телеработа может принимать множество других форм. Так, существуют кочевая телеработа, офшорная телеработа, концентрированная телеработа и т. п.
Телекоммыотинг отнюдь не является достоянием одних программистов. Через сеть могут работать консультанты в любой области: дизайнеры, редакторы, писатели, юристы, переводчики, инженеры-конструкторы, медики, финансисты, архитекторы все, чей продукт можно доставить к заказчику посредством сети.
В течение многих лет телекоммьютинг активно используется в США и странах Европы (в основном в северной ее части) деловыми и общественными организациями, органами управления в следующих областях:


компьютерный инжиниринг и коммуникации;
страховое дело;
коммерческие услуги для предприятий;
консультационные услуги (включая инжиниринг и промышленный дизайн);
графический дизайн, издательская деятельность, средства массовой информации;
финансовые услуги (бухгалтерия, сбор долгов);
административный субподряд, секретарские услуги, переводы.
Специалисты считают, что Т. некорректно рассматривать как некое «боковое» направление деятельности фирмы, в остальном ведущей свои дела традиционными способами. Вполне могут быть (и уже существуют) компании, целиком работающие в виртуальном пространстве, работники и руководители которых связываются друг с другом через Интернет по многу раз в день, корректируя ход совместной работы, и, пересылая друг другу промежуточные результаты. Если нужно, в ход идут различного рода конференции, вплоть до видео.
С технической стороны телекоммьютинг стал возможен благодаря:
уменьшению стоимости и увеличению производительности компьютеров и телекоммуникационных средств;
достаточной развитости технических устройств и сервиса открытых электронных сетей (включая Интернет), то есть, по сути, той среды, которая позволяет пользователям осуществлять процесс дистанционного взаимодействия;
растущей психологической готовности работодателей и наемных работников изучать и использовать новые возможности достижения успеха в бизнесе. Интерес к концепции телекоммьютинга возник в начале 70-х годов в результате первых нефтяных кризисов. В целях экономии энергоресурсов появились предложения использовать потенциал информационных технологий, способных заменить реальные пространственные перемещения и переезды электронными коммуникациями и уменьшить, таким образом, использование транспорта.

Впервые термин «теледоступ» или «телекоммьютинг» (telecommuting) был введен американским специалистом Джеком Найллсом (JackNilles) в 1972г. (по некоторым данным в 1976г.) для обозначения дистанционной работы по договору. Найллс справедливо подметил, что в ряде случаев легче доставить работу к человеку, чем сделать наоборот. В конце 80-х годов по решению Европейской Комиссии в обращение было принято понятие «телеработа» (работа на расстоянии). Комментируя отличие терминов «телеработа» и «телекоммьютинг», Дж. Найллс, в частности, отмечает: «Сейчас я являюсь телерабочим, а не телекомпьютером, поскольку все время работаю дома, и мой дом является центром нашей компании.

Будучи телекоммьютером, я работал на других работодателей, офис которых располагался на некотором расстоянии от меня».
Дж.Найллз провел ряд сравнительных исследований теле- и обычных работников (в основном служащих). Полученные результаты подтвердили эффективность Т. (производительность труда и качество выполняемой работы не снижались, а зачастую оказывались выше, чем при традиционной организации трудовой деятельности) и продемонстрировали снижение транспортных, энергетических и финансовых расходов за счет экономии затрат на офисное пространство, потребление электроэнергии и топлива. Кроме того, «виртуальные» работники успешнее решали непростую задачу сочетания работы, личной и семейной жизни.
С 1989 г. одним из главных популяризаторов телекоммьютинга в Европе является Европейская Комиссия. Ее интерес к дистанционным формам организации трудовой деятельности связан, прежде всего, с необходимостью реформирования сельскохозяйственной политики и стимулирования роста несельскохозяйственных видов занятости в сельских районах. В 1993 г. был выпущен документ «Рост, конкурентоспособность, занятость проблемы и пути в XXI век», в котором Комиссия среди прочих приоритетных направлений развития в Европе информационного общества упоминает и телеработу.

В 1989 г. голландское Министерство транспорта заинтересовалось развитием телеработы с точки зрения дальнейшего планирования транспортной политики, а некоторые страны Европейского Сообщества (ЕС) (в частности, Италия, Швеция и Австрия) последовали примеру голландских коллег.
Как правило, лидерами в продвижении программ телекоммьютинга являются большие компании, по роду своей деятельности вовлеченные в развитие средств телекоммуникации и информационных технологий. Сегодня почти в каждой стране ЕС создана или создается ассоциация по телеработе. Такие ассоциации разнообразны по форме: некоторые из них являются торговыми отделениями компаний, заинтересованных в телеработе; другие объединяют фирмы, государственные учреждения, научные сообщества и людей, имеющих аналогичные интересы; третьи сочетают вышеупомянутую активность с попытками организации рынка телеработы и т. п. Характерной чертой и основным направлением деятельности подобных ассоциаций являются содействие контактам всех лиц и организаций, заинтересованных в создании систем телеработы, а также удовлетворение интереса общественности и средств массовой информации к новым способам работы, организации занятости и стиля жизни.
Согласно данным, приводимым в сети Интернет, к 1995 г. в Европе насчитывалось около 1 млн. 380 тыс. телеработающих, а в 1997 г. их было уже более 2 млн. Германия в этой области значительно отстает от своих европейских соседей в 1998 г. здесь трудились за пределами офиса лишь 800 тыс. человек (2,4%). На сегодняшний день ведущее место в Европе принадлежит Великобритании (4 млн. человек 15% трудоспособных), за ней следуют Финляндия (13,6%), Норвегия (11,4%) и Швеция (10,3%).

В США в 1995 г. около 8 млн. человек, а в 1997 г. более чем 11,1 млн. осуществляли телекоммьютинг из дома. Причем если раньше речь шла о банальной неполной занятости, то теперь наметилась четкая тенденция к переходу на полный рабочий день. По оценкам специалистов, к 2002 г. в Европе для телеработающих может быть организовано более 15 млн. рабочих мест, а к 2007 г. до 40 млн.

В США к началу нового тысячелетия ожидается рост числа дистанционных рабочих до 13 14 млн. человек, по другим оценкам, их количество может достигнуть 50 60 млн. человек. По мнению Дж.Найллса, к концу 2000 г. в США порядка 18% рабочей силы будут пользоваться теледоступом, по меньшей мере, один день в месяц. И это даст видимый эффект, например, в транспортной нагрузке городских районов.



Содержание раздела