3 (а). Чем гуще население местности, тем больше будет скорость обращения денег [Это было отмечено Kinley'ем в Money. New York (Macmillan), 1904. P. 156. ].
Совершенно очевидно, что это справедливо и по отношению к банковским депозитам. Следующие цифры [Эти цифры суть медианы цифр, данных для европейских банков, дополненные данными, извлеченными мной из немногих американских банков.] дают скорость обращения депозитов в десяти городах, расположенных по убывающей величине их:
Париж |
116 |
Берлин |
161 |
Брюссель |
123 |
Мадрид |
14 |
Рим |
43 |
Лиссабон |
29 |
Индианаполиc |
30 |
Нью-Гавен |
16 |
Афины |
4 |
Санта-Барбара |
1 |
Мадрид - единственный город, составляющий серьезное исключение из порядка городов по низкой скорости обращения депозитов.
3 (б). Далее, чем более развит транспорт вообще и чем более его скорость, тем больше скорость обращения денег. Все, что облегчает переход денег от одного лица к другому, будет содействовать увеличению скорости их обращения.
Такое влияние имеют железные дороги. Телеграф увеличил скорость обращения депозитов, так как они теперь в течение нескольких минут могут быть переданы на тысячи миль. Почта и экспресс путем облегчения пересылки банковских депозитов и денег точно так же содействуют увеличению скорости их обращения.
Отсюда мы заключаем, что плотность населения и скорость транспорта имеют тенденцию повышать цены путем увеличения скорости обращения денег и депозитов. Исторически концентрация населения в городах была одним из главных факторов роста цен в Соединенных Штатах.
Обычно одинаковые причины оказывают и одинаковое влияние на скорости обращения и денег и депозитов. Однако во время паники, когда доверие вкладчиков поколеблено, наблюдается тенденция вынимать вклады и хранить деньги. Отсюда вытекает, что на время эти две скорости могут изменяться в обратном направлении, хотя для проверки этого положения нет достаточно точных статистических данных.