Если мы выразим те же явления не в золоте, а в пшенице или лучше в товарах вообще, мы получим обратное положение. Когда цены повышаются, покупательная сила денег падает, между тем эта покупательная сила есть ценность продукта, выраженная в товарах вообще. Если издержки по добыче изменяются вместе с общим движением цен, то вследствие этого не произойдет никакого изменения в издержках производства золота по отношению к товарам.
Однако ценность добытого золота изменится. Иначе говоря, в этом случае цена продукта будет выражаться числом переменным, а издержки производства - постоянным.
Таким образом, соотношения между ценой продукта и издержками производства останутся те же самые независимо от того, пользуемся ли мы в качестве критерия измерения золотом или другими товарами. С одной точки зрения, т.е. когда цены измеряются в золоте, повышение цен означает повышение издержек производства, выраженных в золоте; с другой точки зрения, т.е. когда цены измеряются в других благах, то же повышение цен означает падение цены (покупательной силы) продукта производства. В обоих случаях владелец рудника будет поставлен в затруднительное положение.
Он будет рассматривать свои затруднения с первой точки зрения, т. е. как повышение издержек производства, а мы, быть может, найдем более полезным рассматривать эти затруднения с второй точки зрения, т. е. как падение покупательной силы продукта. И в том и в другом случае имеет место сравнение издержек производства золота и его покупательной силы. Если покупательная сила золота в каком-либо отдельном руднике выше издержек его производства, то разработка этого рудника оправдает себя.
Если покупательная сила золота в данном руднике ниже, чем издержки его производства, то разработка рудника не оправдает себя. Таким образом, производство золота увеличивается или уменьшается в связи с увеличением или уменьшением покупательной силы золота.
Изложенным освещается вопрос о притоке золота и об условиях, регулирующих этот приток. Перейдем теперь к вопросу об отливе или потреблении золота. Потребление имеет две формы, а именно потребление на изделия и потребление для целей денежного обращения.
Сначала мы рассмотрим потребление золота на изделия. Если предметы, изготовляемые из золота, дешевы, т. е. если цены других предметов относительно высоки, тогда относительная дешевизна золотых предметов поведет к увеличению пользования ими и потребления их. Выражая этот факт в терминах денежных цен, можно сказать так: если цены на все другие товары повышаются, если и доходы повышаются в такой же мере, в то время как золотые часы и золотые украшения вообще сохраняют прежние цены, то население будет больше потреблять золотых часов и украшений.
Таковы основания потребления золота в форме товаров. Потребление и потери золота в форме монеты заключаются в ее стирании, в ее потерях при кораблекрушениях и при других случайных событиях. Оно меняется с изменениями количества золота, находящегося в пользовании, и с изменениями в скорости обмена.
Подобно тому как производство регулируется предельными издержками того, что производится, так и потребление регулируется предельной полезностью того, что потребляется. Здесь не место входить в обсуждение симметрии, свойственной этим двум предельным величинам, - симметрии, часто упускаемой из вида потому, что издержки обыкновенно измеряются объективно, а полезность - субъективно. Обе величины тем или иным путем измеримы.
Субъективный метод является более основным, но он увел бы нас от предмета нашего обсуждения дальше, чем это необходимо и полезно.
Итак, мы видим, что потребление золота стимулируется падением его ценности (его покупательной силы), в то время как та же причина вызывает сокращение производства золота. Покупательная сила денег, завися, таким образом, от игры противоположных сил производства и потребления, поднимается или падает в соответствии с соотношением этих сил в каждый данный момент [Изложенная здесь теория, что ценность золотых слитков и издержки производства золота влияют на цены путем изменения количества денег, представляется единственной, которую экономисты вообще поддерживают. Другого взгляда держится Laughlin, который говорит, что “количество денег, употребляемое как действительное средство обмена, определяет цены не более, чем запись актов в книгу реестров по графству определяет цену земли, продажа которой утверждена в документах, внесенных в книгу”, и что “цена есть меновое отношение между товарами и товаром установленного качества, который является деньгами независимо от того, употребляется ли денежный товар как средство обмена или нет”.
См.: Principles of Money. New York (Scribner), 1903.P.317 и 318.].