Проблема неплатежей в 1996 г


Авторы отчета отмечают, что "проблема неплатежей в 1996 г. оставалась одной из наиболее острых". Однако в отчете полностью сн имается ответственность за неудовлетворительное состояние расчетных отношений с ЦБ РФ, хотя по закону именно на Банк России и возложена обязанность управления денежной системой. Более того, в отчете утверждается, что "следует прежде всего отказаться от попы ток представить главной причиной неплатежей "абсолютную нехватку" денежных средств в экономике. Это противоречит фактам: обострение проблемы расчетов в 1996 г. происходило на фоне повышения монетизации экономики (то есть увеличения отношения денежной массы к ВВП)" .
"Одной из главны х причин, способствующей развитию процесса неплатежей, является недостаточная развитость системы защиты прав собственности". Выходит в 1993, 1994, 1995 гг., когда происходил бурный процесс полукриминального раздела государственной собственности, "права собственности" были защищены гора здо лучше , а в 1996 г. произошло что-то, в результате чего собственники стали совершенно бесправными, что и привело к тотальному кризису неплатежей.
Ясно, что такие объяснения не могут быть приняты. Это просто попытка переложить ответственность за состояние сферы народного хозяйства, за которую ЦБ несет ответственность по закону, на Парламент, правительство или даже судебную власть, что прямо утверждается: "...ни органы законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти не прила гали достаточных усилий в данном направлении"
Вторая причина вообще не соответствует никаким представлениям современной экономической мысли "...существенное воздействие на общее состояние платежно й дисциплины оказало низкое качество бюджетного планирования постоянное завышение прогнозных до ходов и, как следствие , расходов бюджета " .
. На самом деле это известная аксиома, что увеличение бюджетных расходов как раз способствует насыщению экономики деньгами и следствием этого могут быть любые неблагоприятные явления, но только не обострение кризиса неплатежей, каковые за год по всем отраслям экономики и только по учтенным банковским документам возросли в 2,5 раза и составили астрономическую сумму 895 трлн руб. , что составляет 40% от ВВП. А так как есть еще и неплатежи, которые не мог ут быть учтен ы в банковской системе, то реальная сумма неплатежей должна составить уже просто фантастическую сумму, не менее, видимо, половины ВВП. Создалась совершенно удивительная ситуация, когда половина всего производимого продукта, половина всех денежных обязательств не может бы ть исполнена регулярным образом чере з денежную систему.

Если это не крах денежной системы России, то тогда что это?

Глава последняя. Заключение

Исходя из анализа отчёта ЦБ РФ специалисты фракции во главе с г-ном Жириновским делают следующие, не очень радужные выводы:
Анализ отчета Центрального банка Российской Федерации показывает всю глубину кризиса денежной сист емы России.
Кризис денежной системы является важнейшей составляющей общего кризиса экономической, социальной и государственной сфер в России.
В этих кризисах роль Центрального банка является определяющей. Поэтому вся деятельность Ц ентрального банка и его руково дства должна быть признанной как крайне неудовлетворительная.
В частности, отчет показывает исчезновение из внешнего торгово-платежного баланса страны 49,7 млрд долл.
Анализ валютной политики свидетельствует, что осуществляемое Банком России укрепление российского рубля с помощью "валютного коридора" ведет к потере конкурентоспособности по отношению "ценакачество" российских товаров как на внешних, так и внутреннем рынках. Крепкий российский рубль исключает возможности для экономического роста.
Политика ограничения денежного предложения Банком России привела к тому, что реальное денежное предложение на 1.01.97 г. составило 126,3 трлн руб. , а это всего одна восемнадцатая от годового объема валового национального продукта или примерно сотая часть от потребности экономики в денежных ресурсах. Это привело к тотальной суррогатизация денежной сферы. Объем неплатежей равен 895 трлн руб., что составляет 40% от ВВП.



Это свидетельствует о полной катастрофе денежного обращения в России.
Отчет свидетельствует об ошибочных теоретических представлениях в области денежного обращения, которыми пользуется в своей практической деятельности Банк России.
Из отчета следует, что подавляющая часть денежного предложения в размере 126,3 трлн руб. состоит из нали чных денег, общая масса которых на 1.01.97 г. достигла 500 тыс. тонн или 108 .6 трлн руб. Перенасыщенность денежной системы России на личными деньга ми, составляющими почти 85 % от общего денежного предложения ведет к криминализации страны, к массовому уклонению от уплаты налогов, бюджетному кризису и, как следствие, к политической неустойчивости.
Исполь зование эмиссионного механизма через кредиты МВФ ведет к утрате независимости и суверенитета России и одновременно является способом кредитования военного комплекса США через финансовый механизм МВФ.
На основании данных отчета пока за ны отрицат ельная роль института обя зательного резервирования денежных средств банков на счетах Банка России для стабильности всей банковской системы и его роль в массовом банкротстве банков.
Продолжает снижаться кредитная активность банков. Объем кредитов соответств ует не более 5-10% от потребности.
Банк России в нарушение своего уставного назначения является банком первичного обслуживания для более чем 300 тыс. клиентов.
Функцию коммуникации де нег Банк России выполняет совершенно неудовлетворительно. Сроки перемещения денег недопустимы. Эл ектронизацией денежной сферы не занимается.
Банк России превратился, де-фак то, в коммер ческую организацию, заинтересованную в собственном благополучии и в некоторой степени в благополучии наиболее крупных банков. Численность работников Банка России составила 83 тыс. человек, что значительно превышает численность всего Госбанка СССР, когда он обслуживал всю денежную сферу страны. Затраты Банка России на собственные нужды составили в 1996 г. почти 30 трлн руб., что составляет более половины произведенных в 1996 г . затрат страны на оборону (80 трлн руб. выделено на оборону бюджетом 1996 г., реальное финансирование было произведено на две трети).

Содержать такой банк Россия просто не может себе позволить, необходимо перевести Банк России с хозрасчета на бюджетное финансирование.
Центральный банк России, чудом сохранившийся обломок Государственного банка СССР, превратившийся в "министерство денег ", не только не способствует созданию современной и эффективной денежной системы но, наоборот, разлагает ее.
И это разложение денежной системы смер тельно отравляет страну, ее экономику, государственные финансы , политику, оборону, социальную сферу, правопорядок, науку, обра зование, здравоохранение, мораль и нравственность, буквально все.
Кратко ситуацию в денежной сфере страны можно охарактеризовать:
катастрофически много наличных денег; катастрофически мало счетных (безналичных) денег;
катастрофически крепкий рубль (дешевые иностранные валюты);
катастрофически плохие денежные коммуникации;
катастрофически много утекает из страны денег;
катастрофически архаичный и расточительный Центральный банк;
катастрофически некомпетентное и эгоистичное его руководство.
В ходе анализа отчета были сделаны некоторые конкретные предложения, которые могли бы способ ствовать улучшению денежной системы России:
-введение для всех банков автоматического расчетного кредитования;
-переход от внутрифилиальных отношений к корреспондентским между учре ждени ями Банка, создавая тем самым на месте Банка России систему территориально-общественных банков и автоматически увеличивая кредитные ресурсы банковской системы в 4-5 раз;
-резкое сокращение наличной денежной массы;
а также ряд друг их предложений.
Из отчета следует, что восстановить эффективное функционирование денежной системы России паллиативными мерами невозможно. Денежная система нуждается в кор енной реконстр укции. А для этого нужны новые люди специалисты, обладающие современными знаниями.
Прежде всего необходимо отойти от представления, что "банк это "банка с деньгами". Банк есть рабочая станция в единой денежно-банковской системе. И необходимо создавать именно эту единую денежно-банковскую систему, отвечающую современным реалиям и достижениям мирового научно-технического и финансового развития, а также потребностям и реалиям России.
Лично мне такой взгляд на проблему во многом импонирует, но у фракции существует множество оппонентов, которые как раз наоборот считают что…

Рецепты г-на Жириновского- кратчайший путь к краху денежной системы России

Внесенный в соответствии с законодательством на рассмотрение Государственной Думы Отчет Центрального банка Российской Федерации вызвал резкую критику со стороны части депутатского корпуса и некоторых политических партий. В выступлении ряда депутатов говорилось по существу о недоверии руководству Банка России.
Выступая на пресс-конференции, Председатель Центрального банка С. Дубинин объяснил резкую критику в адрес Банка России и себя лично крайне негативной реакцией определенных банковских кругов на реальные результаты жесткой монетарной политики: учетная ставка понизилась до 24%, приблизилась к нормальным мировым стандартам доходность государственных ценных бумаг (15-20%). Коммерческие банки потеряли (и, кажется, быстрее, чем ожидали) возможность приобретения абсолютно безрисковых активов (ГКО,ОФЗ). приносящих сверхвысокие доходы. Определенным банковским кругам очень хотелось бы вернуть "старое доброе время", когда доходность по государственным ценным бумагам достигала 200% годовых, а инфляция была на уровне 30% в годовом исчислении (ситуация 1996 г.).



Содержание  Назад  Вперед