Обычно живущий в Луанде иностранец платит домашней прислуге пивом. На две упаковки пива ангольская семья может прожить месяц, правда экономно; обменять или перепродать пиво можно всегда.
Такая странная денежная система сложилась прежде всего в результате кризиса планируемой из центра официальной экономики Анголы.
Кризис становится совершенно очевидным после визита в любой государственный магазин Луанды — место, где рядовые ангольцы теоретически покупают себе месячное прдовольствие. Полки почти полностью пусты всегда.
На самом деле из 10 основных нормированных товаров, которыми снабжает один такой магазин в центре Луанды, в прошлом месяце в наличии имелось только два — бобы и сахар.
За этот дефицит ответственны война и удивительная неэффективность ангольской экономики. Но даже если основные товары произведены, они обречены на то, чтобы их украли и продали на черном рынке задолго до того, как они достигнут полок официального предприятия розничной торговли.
Причина проста. Официальные цены в Анголе связаны с официальным обменным курсом и отражают абсолютно искусственный мир, которого не существует в Анголе с начала 70-х годов.
С другой стороны, цены черного рынка опираются на стоимость пива. Это означает, что они в 60-70 раз выше официальных цен. Они отражают мир, в котором живет большинство ангольских горожан или по крайней мере тех, у кого есть деньги или пиво.
На Роки Сантеро, самом большом из расползающихся, похожих на цирк черных рынков. Луанды, могут заплатить 10 000 куанзов — или около шести банок пива — за литр растительного масла с четко отпечатанной информацией о том, что оно предоставлено народом Соединенных Штатов Америки, который вряд ли ожидал, что оно будет продаваться ради прибыли.
Продукты, поступающие в порядке международной помощи, часто оказываются подобным образом в продаже.
Такая бурная экономическая деятельность, тихо сносимая правительством, может объяснить, почему склады государственного Джамбоу никогда не пустуют.
Они ищут молоко, — сказал аргентинский технический специалист. — Но пиво? Они никогда не ищут пива.
Самой ранней формой торговли, которая существовала, был бартер. Но у бартера есть множество недостатков. Перед тем как твердо сказать, что на обед будет рыба, пуританской семье придется подыскать того, кто пожелает получить одежду в уплату за рыбу.
А представьте, что кому-то нужно обменять корову на рыбу. Как вообще корову можно разменять? Эти и другие проблемы заставили массачусетских колонистов прибегнуть к использованию особого вида раковин — Wampum. Вампум — это форма денег, которая присутствовала у индейцев в 1640 году и представляла собой набор белых и черных ракушек, причем черные ракушки ценились в два раза дороже белых). Как колонисты, так и местные жители охотно брали раковины в уплату за все, что тогда продавалось.
Вампум стал средством обращения в раннеколониальный период. ТM, кто желал приобрести английские деньги, могли сделать это, купив пенни за 6 белых ракушек. Ожерелья из ракушек служили для первых поселенцев деньгами, и это был большой шаг вперед по сравнению с бартером.
Хотя все что угодно может быть деньгами, в принципе материал для денег должен обладать следующими качествами:
1 Angell N. The Story of Money (New York: Frederick A.Stokes Company, 1929) 88-89.
2 Radford R.A. The Economic Organization of a P.O.W. Camp // Economica (November 1945), с. 189-201.
Это не единственный пример использования сигарет в качестве денег. В конце 80-х гг. в теневой экономике Советского Союза пачки сигарет Мальборо предпочитались рублям.
3 Oakland Ross. Angolan Economy Tied to Beer // The Globe and Mail. Toronto.
December 12. 1987.
Макконел К.Р., Брю С.А. Экономика: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ., Баку, издательство Азербайджан, 1992. (с. 281)