d9e5a92d

Межбанковские расчеты



Билет 30.
1. Межбанковские расчеты


а) 2 ком. банка обслуживаются в одном РКЦ. [+]: мало посредников.
б) 2 ком. банка обслуживаются разными РКЦ.
в) прямые корреспонд. отношения нужны банкам для экономиии времени совершения операций; с целью сокращения ошибок; ускорение платежн. оборота.
г) банки образуют клиринг. палату (оасчетного центра и пр.) между 3 и более банками. Недостатки: необходимость остатков ден. средств на счетах.
Для установления корресп. отношений необходимо наличие минимальной суммы, нах-ся на корр. счете постоянно.
При установлении корр. отношений создают электрон. системы расчетов. При расчете между банком, не явл. членом клиринг. палаты, также необходимо РКЦ.
Многофилиальный банк также может создать свою клиринг. систему расчета.
При установлении кор. отношений банки обговаривают минимальное кол-во средств, необходимых в наличии на кор. счетах. Банки объединяются и создают клиринговые палаты или расчетные центры для того, чтобы из под контроля ЦБР. Успешно используется данная система для обслуживания филиалов (Сбербанк, Инкомбанк). ТверьУниверсалБанк привлекает к своей системе другие мелкие банки.

Все системы такого типа  региональные (на национальном уровне).
Существует международная межбанковская система:
SWIFT  Society For WorldWide Interbank Finational Telecommunications


В нашей стране единой системы межбанковских расчетов не существует, кроме ЦБ. Такие системы могут создаваться ЦБ или ком. банками, соответственно существует 2-а подхода:
1. Централизованный
Италия, Испания, Германия.
Великобритания (3 вида):
"Town Clearing"
2. Децентрализованный США

28. Методы ден-кред регулирования
Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.
Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:

  1. учетная процентная ставка;
  2. операции на открытом рынке с ценными бумагами;
  3. установление экономических нормативов для банков.

Система денежно-кредитного регулирования.
Основы регулирования налично-денежного обращения.
Принципы орг-ции денежного обращения в России:
1. Обращение наличных ден. знаков в нашей стране планируется и регулируется;
2. Ден. обращение организуется с учетом объективно действующих экономических законов, в т.ч. закона К-М;
3. Управление ден. обращением осуществляется в централизованном порядке;
4. Обращение наличных денег концентрируется, как правило, в функционирующих банках страны. Текущие запасы нах-ся в кассах пр-тий и на руках населения;
5. Управление ден. обращением осуществляется с целью создания условий, обеспечивающих устойчивость ден. обращения страны.
6. Обращение наличных денег организуется исходя из принципа наибольшей экономичности и систематического снижения издержек обращения.
Постоянный оборот наличных денег обеспечивается строгим порядком их использования, который характеризуется правилами:
1) Все орг-ции, предприятия, учреждения обязаны хранить ден. средства на счетах в банках.
2) Наличные деньги, поступившие в кассы предприятий, организаций, учреждений, должны сдаваться ими в банки, либо предприятиям связи. Только небольшая часть наличных ден. средств может быть израсходована на собственные нужды.
3) Наличные ден. знаки,необходимые для выплаты з/пл и др. расходов, предприятия, орг-ции и учреждения получают в соответствующих банках, в которых ведутся их расчетные, текущие и др. счета.
Необх-ть планирования и регулирования денежного обращения определяется следующим: Гос-во должно стремиться к установлению пропорционального соотношения между объемом реализованных товаров, суммой предстоящих платежей и кол-вом денежных знаков, необходимых для обращения товаров и совершения платежей. Решение этой задачи требует планирования и регулирования ден. обращения в стране, однако необх-ть планирования и регулирования ден. обращения может превратиться в возможность при наличии определенных условий. Основой для планирования и регулирования ден. обращения служат планирование и регулирование объемов и темпов увеличения пр-ва товаров, величины СОП и НД.
Задачи планирования и регулирования ден. обращения:
1. Определение колич. изменений ден. массы (размера выпуска или изъятия денег из обращения) в масштабах всей страны.
2. Определение колич. изменений в ден. обращении отдельных регионов страны.
3. Расчет величины и стуктуры ден. доходов и расходов населения.
Объекты планирования и регулирования ден. обращения:
1.Величина и структура ден. доходов и расходов населения.
2.Покупательный фонд населения.
3.Сбережения населения.
4. Объем и структура налично-денежного оборота.
5. Масса денег в обращении.
6.Территориально-количественные изменения в ден. обращении.
Планирование и регулирование ден. обращения в нашей стране осуществляется с помощью 2-х планов

55. Двухуровневая БС
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями - коммерческими и специализированными банками. По горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. При этом, как правило, центральные банки наделяются правом эмиссии денежных знаков в обращение.

Эмиссионный банк располагает крупными средствами. Его пассивами являются средства бюджета и наличные деньги в обращении.
К настоящему времени функции банков первого уровня значительно расширились и эти банки стали именоваться центральными.




Содержание раздела