d9e5a92d

Цб предоставляет кредиты к/банкам и правительству


2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.

  1. ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона “О ден. системе РФ”.
  2. Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:

  1. учетная процентная ставка;
  2. операции на открытом рынке с ценными бумагами;
  3. установление экономических нормативов для банков.
  1. ЦБ организует и осуществляет расчеты между:


  1. к/банками;
  2. предприятиями, организациями, учреждениями через банки;
  3. предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой.
  4. государством и населением;
  5. между государствами.

Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.

  1. В законе “О ЦБР” записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев.
  2. Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:
  1. регулирование курса рубля;
  2. управление официальными золото-валютными резервами;
  3. осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно, либо через банки, уполномоченные им;
  4. выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за границей;
  5. выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных институтов на территории России;
  6. ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и международных финансово-кредитных институтах.

В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой.

  1. Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном “О банках и банковской деятельности”. Центральный банк:
  1. выдает или отзывает лицензии на совершение операций;
  2. регистрирует уставы банков;
  3. ведет книгу регистрации банков на территории РФ;
  4. устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров валютного и курсового рисков и др.);

ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов.

Билет 18.
11. Методы стабилизации ден. обращения
Планирование и регулирование ден. обращения в нашей стране осуществляется с помощью 2-х планов ден. обращения: баланса ден. доходов и расходов населения и с помощью кассовых планов.
Основные методы планирования и регулирования ден. обращения:
 балансовый;
 нормативный;
 экономико-математический;
 статистический и проч.
Раньше использовались еще два метода: 1) доходная или расходная версия;
2) метод сравнительных характеристик, использующий данные 61 года в качестве базы; 3) метод монетарных агрегатов (за рубежом).
Баланс ден. доходов и расходов населения является составной частью плана экономического и социального развития страны. С одной стороны он является самостоятельным документом. Плановый баланс составляется Мин. экономики, отчетный баланс  статистическими органами.

Составляют баланс по стране в целом и территориальные. Особенность вторых  в террит. балансах находит отражение миграция денег.
 денежно-кредитное регулирование экономики со стороны ЦБ:
а) установление и варьирование официальной учетной ставки,
б) операции ЦБ на открытом рынке,
в) установление экономических норм и нормативов в деятельности КБ.

38. Роль Кр в системе управ. экономикой
В рыночной экономике существуют два основных инструмента государственного регулирования народного хозяйства денежно-кредитная и финансовая политика. Денежно-кредитная политика через воздействие на кредит изменяет денежное предложение для достижения каких-либо макроэкономических целей, например стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Так как общее состояние экономики весьма сильно зависит от состояния денежно-кредитной сферы, денежно-кредитная политика является действенным методом государственного воздействия на экономику.

Кредитная политика осуществляется главным образом через воздействие на банковскую сферу, а известно, что от 75 до 90% всей денежной массы в большинстве стран оставляют банковские депозиты. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Банк России, являясь органом, проводящим денежно-кредитную политику в Российской Федерации, использует в основном следующие методы:

  1. Операции на открытом рынке (покупка и продажа ценных бумаг и иностранной валюты).
  2. Регламентация экономических нормативов для банков.
  3. Изменение норм обязательных резервов для банков.
  4. Изменение учетной ставки, рефинансирование банков и предоставление кредитов.


65. Корр отношения банков
Межбанковские корреспондентские отношения включают в себя совокупность всех возможных форм сотрудничества между двумя банками. Речь идет о таких формах, которые основываются на корректных, честных, согласованных отношениях. Необходимость в корреспондентских отношениях возникает в тех случаях, когда банк не может оказать какие-либо услуги своим клиентам или когда другой банк сделает это лучше, быстрее, дешевле.
После установления корреспондентских отношений первым шагом является открытие счетов для проведения расчетов. Наиболее распространен порядок, когда коммерческие банки открывают корреспондентские счета в учреждениях центральных банков, связанных между собой единой системой межфилиальных оборотов (МФО). Через систему МФО можно рассчитаться с любым банком на территории страны. Расчеты между коммерческими банками проводятся через расчетные центры, в которых банкам открываются корреспондентские счета. Операции по корреспондентским счетам проводятся в пределах находящихся на них средств.

При временной недостаточности поступлений для покрытия платежей банк должен найти возможность получения межбанковского кредита.
По месту нахождения филиалов коммерческого банка и его представительств открываются корреспондентские субсчета. С корреспондентских субсчетов филиалов коммерческого банка платежи производятся независимо от остатка средств на них. Но банк должен постоянно следить за тем, чтобы в целом п его системе не возникало превышения платежей над поступлениями (дебетовое сальдо).
Во многих странах мира, в том числе и в России, существуют альтернативные варианты межбанковских расчетов. Коммерческие банки могут организовывать свои расчетные центры для совершения расчетов обслуживаемой клиентуры, проводить в них операции по зачету взаимных требований. Коммерческим банкам разрешается открывать корреспондентские субсчета в других банках для расчетов своих клиентов.

Операции по субсчетам проводятся одним банком по поручению и за счет другого банка, т. е. носят локальный характер, и это способствует их ускорению.
[КО-всевозможные формы сотрудничествамежду банками. Их предметом явл отношения мду банками, связанными деловым сотрудничеством. Они возникают тогда, когда один банк с целью совершения своих операций хочет пользоватся услугами другого банка. КО базируются на доверии. КО рекомендуется практиковать только тогда, когда с их помощью увеличиваются доходы вашего банка.Вопрос об установлении КО возникает тогда, когда дея-ть данного банка приобретает переходящий национальные границы характер, что зависит от клиентов и геогрпфического харрактера их деятельности.

Когда возможный партнер найден, ему направляют письмо с предложением установить КО. Когда достигнута общая договоренность, определяют условия и область сотрудничества.



Содержание раздела